№ 33-1862/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Гусевой А.В., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Русских Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 июля 2022 г. гражданское дело по исковому заявлению курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности по установке предупреждающих тактильных указателей для пассажиров с нарушением зрения,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Гусевой А.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Гофман О.В., помощника Курганского транспортного прокурора Мироновой М.А., судебная коллегия
установила:
Курганский транспортный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с учетом измененных требований, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности по установке предупреждающих тактильных указателей для пассажиров с нарушением зрения.
В обоснование измененных исковых требований указывал, что Курганской транспортной прокуратурой в январе-феврале 2022 г. проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов при предоставлении услуг на железнодорожном вокзале на станции Курган Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных составов - филиала ОАО «РЖД», в результате которой выявлены нарушения законодательства. Основанием для проведения прокурорской проверки на территории железнодорожного вокзала послужило обращение гражданина С.Ю.Г., который прибыл в г. Курган железнодорожным транспортом с ребенком-инвалидом. В проверке объектов железнодорожного транспорта на вокзале принимали участие представители Курганской местной организации Всероссийского общества слепых. Так, проверкой установлено, что на железнодорожном вокзале на станции Курган расположены три пассажирские платформы, доступ к которым осуществляется по наземному пешеходному переходу-настилу. Вдоль края каждой пассажирской платформы нанесена сигнальная полоса белого цвета, однако на перронах следует применять, в том числе и тактильные предупредительные полосы для пассажиров с дефектами зрения. Собственником платформ является ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности № от 8 сентября 2009 г. на платформу пассажирскую боковую Курган с инвентарным номером № (литер I), свидетельством о государственной регистрации права собственности № от 26 ноября 2014 г. на платформу пассажирскую 2 промежуточную с инвентарным номером № (литер II), свидетельством о государственной регистрации права собственности № от 28 ноября 2014 г. на платформу пассажирскую 3 промежуточную с инвентарным номером № (литер III). Платформы литер I и литер II расположены по адресу: Россия, Курганская область, г. Курган, направление Челябинск-Курган, 2358 км ПКЗ+12. Платформа литер III расположена по адресу: Россия, Курганская область, г. Курган, направление Челябинск-Курган, 2358 км ПК4+90.
Просил суд обязать ОАО «РЖД» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить предупреждающие тактильные наземные указатели для пассажиров с нарушением зрения вдоль краев посадочных платформ с литером I, II, III железнодорожного вокзала на станции Курган по следующим адресам: Курганская область, г. Курган, направление Челябинск-Курган, 2358 км ПКЗ+12; Курганская область, г. Курган, направление Челябинск-Курган, 2358 км ПК4+90.
Представитель процессуального истца помощник Курганского транспортного прокурора Миронова М.А., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Журавлева Н.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 20 апреля 2022 г. исковые требования Курганского транспортного прокурора удовлетворены.
На ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить предупреждающие тактильные наземные указатели для пассажиров с нарушением зрения вдоль краев посадочных платформ с литером I, II, III железнодорожного вокзала на станции Курган по следующим адресам: Курганская область, г. Курган, направление Челябинск-Курган, 2358 км ПК3+12; Курганская область, г. Курган, направление Челябинск-Курган, 2358 км ПК4+90.
С постановленным судебным актом не согласился ответчик, ОАО «РЖД» принесена апелляционная жалоба с просьбой отменить состоявшееся решение суда, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, а в случае отказа удовлетворить доводы апелляционной жалобы, изменить судебный акт в части установления срока исполнения судебного решения, обязав ответчика установить предупреждающие тактильные наземные указатели для пассажиров на платформах вокзала Курган при проведении реконструкции или капитального ремонта платформ.
В обоснование жалобы указывает, что изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, при принятии судебного акта нарушены нормы материального права. Так, вынося оспариваемое решение, суд не принял во внимание доводы ответчика о том, что положения статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» подлежат применению с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Также, при вынесении решения судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что Свод правил СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СНиП 35-01-2001, утвержденный приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр, не подлежит применению к спорным правоотношениям. В силу пункта 4.1. он распространяется на проектирование новых, реконструкцию существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорией общего пользования, что не имеет отношения к пассажирским платформам вокзала Курган. Платформы пассажирские были построены и введены в эксплуатацию в период с 1953 г. по 1959 г. При этом, доказательств того, что после 1 июля 2021 г. в отношении пассажирских платформ Кургана проводилась реконструкция, модернизация или капитальный ремонт, в материалах дела не имеется. Таким образом, требование суда об обязании ОАО «РЖД» до проведения реконструкции, модернизации или капитального ремонта указанных объектов проводить перечисленные в иске прокурора мероприятия, противоречат положениям действующего законодательства. Кроме того, считает, что возлагая на ОАО «РЖД» обязанность установить предупреждающие тактильные наземные указатели для пассажиров на платформах вокзала Курган в 9-месячный срок с даты вступления решения в силу, суд не учел, что исходя из принадлежности 100 % акций компании Российской Федерации, инвестиционные проекты, каким является реконструкция платформ вокзала Курган подлежат рассмотрению и утверждению на уровне Инвестиционного комитета. В связи с тем, что ОАО «РЖД» является государственной корпорацией, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации превышает 50 %, на него распространяется действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и все закупки, в том числе и договоры, заключаются с особенностями, предусмотренными данным законом. Проведение предусмотренных законодательством конкурсных процедур занимает длительный период времени, что не позволяет исполнить решение суда в 9-месячный срок.
В возражениях на апелляционную жалобу Курганский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО «РЖД» Гофман О.В., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно просила учесть уменьшение финансирования ОАО «РЖД», вызванное введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных организаций.
Представитель процессуального истца помощник Курганского транспортного прокурора Миронова М.А., с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Из материалов дела следует, что собственником платформ с литером I, II, III является ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 8 сентября 2009 г. № на платформу пассажирскую боковую Курган с инвентарным номером № (литер I), свидетельством о государственной регистрации права собственности от 26 ноября 2014 г. № на платформу пассажирскую 2 промежуточную с инвентарным номером № (литер II), свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28 ноября 2014 г. № на платформу пассажирскую 3 промежуточную с инвентарным номером № (литер III).
Платформы литер I и литер II расположены по адресу: Россия, Курганская область, г. Курган, направление Челябинск - Курган, 2358 км ПКЗ+12. Платформа литер III расположена по адресу: Россия, Курганская область, г. Курган, направление Челябинск-Курган, 2358 км ПК4+90.
В ходе проведенной в январе-феврале 2022 г. Курганской транспортной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов при предоставлении услуг на железнодорожном вокзале на станции Курган Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных составов – филиала ОАО «РЖД», по обращению гражданина Силкина Ю.Г., прибывшего в г. Курган железнодорожным транспортном с ребенком-инвалидом, выявлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в отсутствии тактильных наземных указателей для пассажиров с недостатками зрения, что создает трудности к доступу к объектам социальной инфраструктуры.
Факт отсутствия тактильных наземных указателей для пассажиров с недостатками зрения вдоль краев платформы в ходе разрешения спора ОАО «РЖД» не оспаривался.
Удовлетворяя требования Курганского транспортного прокурора, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела, дал в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценку представленным доказательствам и пришел к верному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, возложив на ответчика обязанность по установке предупреждающих тактильных наземных указателей для пассажиров с нарушением зрения вдоль краев посадочных платформ с литером I, II, III железнодорожного вокзала на станции Курган в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
В соответствии со статьей 7 вышеназванного Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (абзац 1).
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии с требованиями статьи 80 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 605 утвержден СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (СП 59.13330.2012).
Пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 определено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Статьей 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям (в числе прочего): к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что установить тактильные указатели для пассажиров с недостатками зрения вдоль краев спорных платформ станции Курган возможно только при их модернизации, капитальном ремонте или реконструкции, является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
На основании указанной нормы распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2014 г. № 3102р утвержден Стандарт СТО РЖД 03.001-2014 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров», согласованный с Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых, Всероссийским обществом глухих и Роспотребнадзором, введенный в действие 2 февраля 2015 г.
В соответствии с пунктом 1 указанного Стандарта СТО РЖД 03.001-2014 настоящий стандарт устанавливает минимальные функциональные и технические требования по организации обслуживания маломобильных пассажиров с учетом всех аспектов доступности услуг железнодорожного транспорта общего пользования для данной категории пользователей. Реализация функциональных и технических требований к пассажирской инфраструктуре и подвижному составу установленных в настоящем стандарте являются комплексной и долгосрочной задачей, реализуемой ОАО «РЖД». Указанные требования применяются при проведении мероприятий по реконструкции, модернизации или иных видов ремонта действующих объектов, которые в силу архитектурно – планировочных особенностей, их культурной и исторической значимости не могут быть полностью приспособлены для нужд маломобильных пассажиров.
Пунктом 5.4.2 названного Стандарта предусмотрены общие требования к пассажирским платформам, в соответствии с которыми граница опасной зоны пассажирской платформы (зона, в которой пассажирам нельзя находиться при движении поезда), должна быть не менее 0,75 м. Обозначение границы опасной зоны выполняется контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной 0,15-0,2 м. Предупреждающие тактильные указатели на пассажирской платформе допускается обустраивать перед сигнальной полосой на расстоянии не менее 0,9 м от края платформы или вместо сигнальной полосы на расстоянии не менее 0,75 м.
Принимая во внимание изложенное, необходимость оборудования пассажирской платформы станции наземными тактильными указателями предусмотрена, в том числе указанным локальным нормативным актом ответчика, которым ОАО «РЖД» принята обязанность по обустройству соответствующих объектов тактильными указателями не только при капитальном ремонте (реконструкции), но и при проведении модернизации и иных видах ремонта.
С указанным Стандартом СТО РЖД 03.001-2014 корреспондируют «Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан» утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. №2705р; «Типовые требования к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июня 2013 г. № 1252р, которыми также предусмотрено оборудование объектов транспортной инфраструктуры тактильными наземными указателями.
На основании пункта 7.4.15 СП 59.13330.2012 на кромках посадочной стороны перрона следует применять предупредительные сигнальные полосы вдоль краев платформы, а также тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения. На перронах необходимо предусматривать дублирование визуальной информации речевой и звуковой (речевой) информации текстовой информацией.
Как следует из положений пункта 3.2 «ГОСТ Р 52875-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. № 553-ст, тактильный наземный указатель, это средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного или напольного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
Пунктам 4.1.6, 4.1.7 ГОСТ Р 52875-2007 предусмотрено, что предупреждающие указатели должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве и избегать опасностей, способных нанести вред здоровью, на пути следования внутри общественных зданий и сооружений, на территории и застройке населенных пунктов по предназначенным для них пешеходным маршрутам. Направляющие указатели должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению передвигаться в нужном направлении самостоятельно, без сопровождающего лица, внутри общественных зданий и сооружений, на территории населенных пунктов по предназначенным для них пешеходным маршрутам.
Согласно пункту 4.3.3 ГОСТ Р 52875-2007 тактильные напольные указатели могут быть изготовлены из различных материалов, обладающих противоскользящими свойствами, в том числе из керамических плиток по ГОСТ 6787.
Доказательств того, что посадочные платформы с литером I, II, III железнодорожного вокзала на станции Курган по следующим адресам: Курганская область, г. Курган, направление Челябинск-Курган, 2358 км ПКЗ+12; Курганская область, г. Курган, направление Челябинск-Курган, 2358 км ПК4+90 отвечают требованиям действующего законодательства и обеспечивают безопасность пассажиров с ограниченными возможностями в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не представлено, равно как и доказательств невозможности оборудования платформ тактильными наземными указателями при проведении плановых ремонтных работ.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определенный судом срок исполнения решения, несмотря на недостаточность финансирования ОАО «РЖД», вызванное, в том числе введением ограничительных мер, как на то в судебном заседании суда апелляционной инстанции дополняя доводы апелляционной жалобы, указал представитель ответчика, с учетом социальной значимости установленной обязанности, необходимости предварительной подготовки производства работ нельзя признать не разумным.
Правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств отсутствуют, сделанные судом выводы не противоречат материалам настоящего дела. Разрешая спор, суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Судья - председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 августа 2022 г.