Дело № 12-144/2022
УИД 21RS0025-01-2022-000954-42
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Судья Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Петренко А.М., рассмотрев жалобу
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>» г. Чебоксары Чувашской Республики, ИНН №, расположенного по адресу: <адрес>,
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
постановлением главного государственного инспектора труда отдела по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда в Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подвергнута административному наказанию в виде предупреждения за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным постановлением, заведующая МБДОУ «<данные изъяты>» г. Чебоксары ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, указывая, что постановление административного органа вынесено без соблюдения процедуры административного производства, без учета имеющихся материалов дела и доводов заведующего учреждения. Указывает, что инспектором в превышении полномочий и злоупотреблении ими грубо нарушено принятое и.о. руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектором труда в Чувашской Республике ФИО2 «Решение о проведении документарной проверки» от ДД.ММ.ГГГГ №. Указывает на ведение инспектором одним делом № двух административных материалов в отношении двух различных субъектов проверки Учреждения и Заведующего, без установления вины каждого в отдельности. Одновременно просит восстановить пропущенный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (более подробно доводы изложены в жалобе).
В судебное заседание ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, заранее представила заявление, которым просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился, что не препятствует рассмотрению дела.
Потерпевший ФИО3, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился, что не препятствует рассмотрению дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Возможность восстановления срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении является дополнительной гарантией реализации права гражданина на судебную защиту, предусмотренного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Органы публичной власти обязаны обеспечить гражданину условия для реализации его прав и свобод, в том числе конституционного права на судебную защиту.
Из смысла закона следует, что процессуальные сроки подлежат восстановлению в случае, если они были пропущены по причинам, признанными судом уважительными.
Доводы заведующей МБДОУ «<данные изъяты>» г. Чебоксары ФИО1 об уважительности пропуска срока обжалования постановления должностного лица, содержащиеся в самой жалобе, являются обоснованными. В связи с этим судья признает причину пропуска процессуального срока уважительной, и считает необходимым восстановить процессуальный срок на подачу жалобы.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств.
Частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Из материалов дела усматривается и в судебном заседании установлено, что в связи с поступившим заявлением ФИО3 Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка по соблюдению требований трудового законодательства МБДОУ «<данные изъяты>» г. Чебоксары (ИНН №), расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлено несоблюдение МБДОУ «<данные изъяты>» г. Чебоксары действующего трудового законодательства, что отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ В тот же день, учреждению было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а именно выплатить компенсацию расходов, понесенных ФИО3 на обязательное психиатрическое освидетельствование, начислить и выплатить проценты, причитающиеся ФИО3 при нарушении работодателем сроков выплат при увольнении.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
В нарушение указанного требования работодателем не организовано проведение за счет собственных средств обязательное психиатрическое освидетельствование ФИО3
Документы, подтверждающие оплату расходов ФИО3 на психиатрическое освидетельствование, на момент проверки заведующей МБДОУ «<данные изъяты>» г. Чебоксары ФИО1 не представлены.
Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В нарушение указанного требования, начисление и выплата процентов (денежной компенсации), причитающихся ФИО3 при нарушении работодателем сроков выплат при увольнении на момент проверки, не произведена.
В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства в отношении должностного лица - заведующей МБДОУ «<данные изъяты>» г. Чебоксары ФИО1, составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения последней к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
Однако, с указанными выводами административного органа, которые сделаны без всесторонней оценки представленных доказательств, судья согласиться не может.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, то есть содержать ссылку на доказательства, указанные в статье 26.2 КоАП РФ.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Признавая ФИО1 виновной в совершении правонарушения, государственный инспектор труда в нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, свое постановление не мотивировал, не привел доказательства, подтверждающие его выводы (постановление содержит ссылку на материалы дела).
Кроме того, доказательствам, подтверждающим виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, не дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначая ФИО1 наказание в виде предупреждения, должностное лицо в постановлении мотивов принятия такого решения не указало.
Правовое значение для квалификации действий субъекта административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ имеет очевидность факта нарушений трудового законодательства и невыплаты или неполной выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
При этом, в материалах дела об административном правонарушении имеется копия расписки ФИО3 о получении суммы в размере одна тысяча пятьдесят шесть рублей от МБДОУ «<данные изъяты>» г. Чебоксары и заявление заведующей МБДОУ «<данные изъяты>» г. Чебоксары ФИО1, где она указывает, что указанная расписка оформлена ФИО3 в день увольнения.
Вместе с тем, приведенные доказательства какой-либо оценки в постановлении административного органа не получили.
Кроме того, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Согласно представленным материалам дела данное дело рассмотрено должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие потерпевшего ФИО3, при этом сведений о его надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения дела материалы дела не содержат. Наличие письменного заявления ФИО3 о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела в его отсутствие не освобождало должностное лицо от обязанности уведомления лица о месте, дате и времени рассмотрения данного дела. К тому же, отсутствие в указанном заявлении даты не позволяет достоверно установить время его фактического написания.
Кроме того, в протокол об административном правонарушении не внесены сведения о потерпевшем.
Данные нарушения требований закона, допущенные должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, являются существенными, в связи с чем постановление подлежит отмене, и поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение. В связи с изложенным, жалоба заведующей МБДОУ «<данные изъяты>» г. Чебоксары ФИО1 подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Восстановить заведующей МБДОУ «<данные изъяты>» г. Чебоксары ФИО1 срок для подачи жалобы на постановление главного государственного инспектора труда отдела по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда в Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ
Постановление главного государственного инспектора труда отдела по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда в Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 о привлечении к ответственности в виде предупреждения, отменить.
Дело направить в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.М. Петренко