Решение по делу № 2-1131/2022 от 29.12.2021

Решение

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года                                г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Голубовской Н.С., при секретаре судебного заседания С.В.В,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Омского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по Омской области о возложении обязанности по исключению судна из реестра маломерных судов,

установил:

Омский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным исковым заявлением, мотивируя его тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности плавания на маломерных судах. Так, в ходе проверки установлено, что судно <данные изъяты>, зарегистрированное 18.08.2009в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по <адрес>» за № », владельцем которого является Ананьев С.А., не является маломерным судном. В силу чего подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре в порядке, предусмотренном Правилами государственной регистрации судов, утвержденными приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ . По мнению административного истца, на Ананьева С.А. лежит обязанность подать заявление о снятии судна <данные изъяты> в орган, произведший регистрацию права собственности на него (ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Омской области», а на указанном Центре ГИМС лежит обязанность исключить судно из реестра маломерных судов.

Процессуальный истец просит признать бездействие Ананьева С.А., выразившееся в нерегистрации судна <данные изъяты> с бортовым номером в Государственном судовом реестре, незаконным. Обязать Ананьева С.А. подать заявление о снятии судна <данные изъяты> с бортовым номером в орган, произведший регистрацию права собственности на нее (ГУ МЧС России по Омской области). Обязать ГУ МЧС России по Омской области снять с учета судно <данные изъяты> с бортовым номером

Определением суда об определении вида судопроизводства от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из системного толкования положений ст.ст. 16, 18, 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, ст.ст. 1, 47 КАС РФ, судопроизводство по настоящему делу определено, как гражданское.

В судебном заседании представитель Омской транспортной прокуратуры М.Е.П. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Омской области Е.А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что указанное в иске судно не является маломерным по своим характеристикам, однако, без обращения самого гражданина административный ответчик никаких действий по исключению судна из реестра маломерных произвести не может.

Административный ответчик Ананьев С.А. участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Представитель заинтересованного лица ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» З.А.В. в судебном заседании поддержала требования Омского транспортного прокурора по исключению судна из реестра маломерных судов.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, мнение лиц, участвующих в судебном заседании, судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка по вопросам исполнения законодательства при учете маломерных судов Центром государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области.

В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, маломерное судно – судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

В ходе проверки установлено, что судно <данные изъяты> с бортовым номером имеет длину корпуса судна по проекту 21 метр. Фактов переоборудования названного судна с уменьшением его проектной длины д0 20 метров в рамках проверки не установлено.

Вместе с тем, сведений об исключении судна <данные изъяты> с бортовым номером »), владельцем которого является Ананьев С.А. из реестра маломерных судов в материалах дела не имеется.

В силу п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.

Часть 1 ст. 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах поставленных им полномочий.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которым на Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> возложены функции по организации контроля за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, осуществлению государственной регистрации и учету маломерных судов, ведению реестра маломерных судов, проведению разъяснительной и профилактической работы среди населения, представлению в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в налоговые органы о зарегистрированных, снятых с учета и состоящих на учете маломерных судах и лицах, на которых зарегистрированы эти суда.

В силу ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно в реестре маломерных судов.

Согласно ч. 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом, в силу ст. 3 КВВТ РФ судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Маломерное судно – судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

В силу пункта 2 статьи 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

Согласно представленной в материалы дела копии регистрационной карточки-заявления судовладельца, Ананьев С.А. является владельцем судна <данные изъяты> с бортовым номером <данные изъяты>, длина которого составляет 21 м.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, был утверждены Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что процедура исключения судна из Реестра осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника либо уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, в рамках настоящего дела установлено, что каких-либо информационных писем гражданам для совершения действий по исключению судна из реестра маломерных судов ГУ МЧС России по <адрес> в лице уполномоченного органа не направляет, в ином порядке разъяснительную работу не проводит. Соответственно, в нарушение требований действующего законодательства судно, не являющееся маломерным, продолжает находиться в реестре маломерных судов.

Следовательно, при отсутствии у ГУ МЧС России по <адрес> собственных полномочий по исключению такого судна из указанного реестра, исключение судна из реестра маломерных судов может быть произведено на основании решения суда, которым установлено отсутствие правовых оснований для нахождения соответствующего судна в реестре маломерных судов.

В соответствии с пп. 4, 5 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , ГИМС МЧС России осуществляет классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

Государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей (ч. 1 ст. 17 КВВТ РФ).

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, судно «Кондор» пр. 456 «БИС» с бортовым номером «Р637ОМ» до настоящего времени состоит на учете в Центре ГИМС МЧС России по <адрес>.

Согласно п. 11 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004, финансирование соответствующих территориальных органов Государственной инспекции по маломерным судам, входящих в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделений и организаций МЧС России, осуществляющих государственный надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами, производится за счет и в пределах бюджетных назначений, выделяемых МЧС России на соответствующий год.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Типовые штатные перечни спасательных подразделений Государственной инспекции по маломерным судам субъектов Российской Федерации (бассейна) и подразделений Государственной инспекции по маломерным судам субъектов Российской Федерации (бассейна), обеспечивающих выполнение надзорных и контрольных функций. Пункты 1-5 перечня содержит показатель количества зарегистрированных в реестре маломерных судов, что в свою очередь влияет на штатную численность и структуру территориальных органов государственной инспекции по маломерным судам.

Принимая во внимание положения статьи 65 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено формирование расходов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемой в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральным органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов, кроме того, с учетом положений ст. 165 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и получает из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации.

Таким образом, сведения о маломерных судах, учтенных в соответствующем реестре, влияют на установление штатной численности сотрудников ГИМС ГУ МЧС России по <адрес>, а, следовательно, на формирование фонда заработной платы и материально-техническое укомплектование подразделений. В свою очередь, несоответствие реестра маломерных судов требованиям действующего законодательства может привести к дополнительным затратам бюджетной системы Российской Федерации.

Одним из документов, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход прав на судно, а также подтверждает основания для исключения судна из реестра маломерных судов, является судебный акт, вступивший в законную силу.

С учетом приведенных выше обстоятельств, принимая во внимание то, что государственная регистрация маломерных судов и их исключение из реестра маломерных судов возложены на ГИМС МЧС России Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, требования процессуального истца о возложении обязанности на ответчика по исключению судна из реестра маломерных судов, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить.

Возложить на Главное управление МЧС России по Омской области обязанность исключить из Реестра маломерных судов судно «Кондор» пр. 456 «БИС» с бортовым номером «Р6374ОМ», принадлежащее Ананьеву С.А..

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Судья                                 Н.С. Голубовская

Решение в окончательной форме изготовлено 24 марта 2022 года.

2-1131/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Омский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
ГУ МЧС России по Омской области
Ананьев Сергей Александрович
Другие
ФБУ "Администрация "Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей"
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Голубовская Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
29.12.2021Регистрация административного искового заявления
29.12.2021Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2022Подготовка дела (собеседование)
18.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2022Дело оформлено
17.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее