РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балаганской И.В.,
при секретаре судебного заседания Безкровной А.С.,
с участием старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Тукмаковой О.В.,
представителя административного истца Главинского А.В. – Евстигнеева К.В., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 03.08.2020, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия на один год,
представителя административного ответчика Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии – Кочеткова А.П., действующего на основании прав по должности, согласно постановлению от 17.05.2016, № 110/1247,
представителя заинтересованного лица Егорова А.К. - Почивалиной Л.В., действующей на основании доверенности от 10.08.2020, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия на один год,
в отсутствие: административного истца Главинского А.В.,
заинтересованного лица Егорова А.К.,
представителя заинтересованного лица Усть-Илимского местного отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1719/2020 по административному исковому заявлению Главинского Александра Владимировича к Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения о заверении списка кандидатов,
УСТАНОВИЛ:
В Усть-Илимский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением обратился административный истец Главинский А.В., который в обоснование административного иска указал, что решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 22.06.2020 года № 167/966 на 13 сентября 2020 года назначены дополнительные выборы депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2. Он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, выдвинутым в порядке самовыдвижения (решение УИ ТИК от 24 июля 2020 года № 174/1020). Рассмотрев документы, представленные для заверения списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением – Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по одномандатному избирательному округу № 2 при проведении дополнительных выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, УИ ТИК вынесено решение от 22 июля 2020 года № 173/1018 «О списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением - Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении дополнительных выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 13 сентября 2020 года. Оспариваемым решением заверен список кандидатов в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 в количестве 1 человек, выдвинутый избирательный объединением – Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - Егоров А.К. Решение УИ ТИК от 22.07.2020 № 173/1018 является незаконным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства. В нарушение пунктов 14.1, 14.2 ст. 35 ФЗ № 67, частей 5,8 ст. 52 Закона № 116-ОЗ УИ ТИК принято оспариваемое решение при отсутствии полного пакета документов, что является самостоятельным основанием для отмены решения. Указанным решением УИ ТИК нарушила избирательные права других кандидатов, в том числе Главинского А.В.
10.08.2020 от административного истца в суд поступили дополнения к административному исковому заявлению, согласно которым оспариваемое решение от 22 июля 2020 года № 173/1018 подлежит отмене по следующим основаниям. 1). Административным ответчиком в материалы дела представлена заверенная копия постановления Комитета Усть-Илимского местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.07.2020г. Указанное постановление является решением о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения при проведении 13 сентября 2020 года выборов депутатов Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» восьмого созыва, а не решением о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения при проведении выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, назначенных на ту же дату. В данном случае имеются следующие нарушения и указаны: 1) муниципальное образование Усть-Илимский район вместо город Усть-Илимск; 2) представительный орган Дума муниципального образования «Усть-Илимский район» вместо Городская дума Города Усть-Илимска; 3) номер созыва представительного органа «восьмого созыва» вместо «седьмого созыва». Текст данного постановления в полном объеме свидетельствует о принятии 13 июля 2020г. Комитетом Усть-Илимского местного отделения Политической партии КПРФ решения об участии в выборах Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» восьмого созыва, назначенных также на 13 сентября 2020 года, и не является какой-либо опиской, либо опечаткой. При отсутствии решения о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения при проведении выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, назначенных на 13 сентября 2020 года, в нарушение пункта 14.2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, части 8 статьи 52 Закона № 116-03 административным ответчиком незаконно принято оспариваемое решение о заверении списка кандидатов. 2). Административным ответчиком в материалы дела представлена заверенная копия решения Пленума Комитета Усть-Илимского местного отделения КПРФ от 13 июля 2020г., о выдвижении кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Егорова Алексея Константиновича, в тексте которого имеются неустранимые противоречия. В соответствии с Уставом партии КПРФ при наличии возможности выдвижения кандидатур не только местным отделением, но и региональным отделением партии, а также одноименного наименования постоянно действующего руководящего органа регионального и местного отделений КПРФ (Комитет), в представленном решении от 13 июля 2020г. о выдвижении кандидатов, оформленном от имени Пленума Комитета Усть-Илимского местного отделения КПРФ, указано его наименование «Постановление Комитета о выдвижении списком тайным голосованием кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам Избирательного объединения ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Указанное решение является одним из обязательных документов, необходимых для принятия решения о заверении списка кандидатов. 3). Административным ответчиком в материалы дела представлена заверенная копия заявления от 07.08.2020г. Егорова Алексея Константиновича в УИ ТИК о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2. В указанном заявлении кандидатом в депутаты Егоровым Алексеем Константиновичем в отношении себя не указаны сведения о годе окончания образовательного учреждения и реквизиты документа об образовании. Согласно пункту 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 2 статьи 49 Закона № 116-03 в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидатом указываются, в частности, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации. Таким образом, избирательное законодательство признает существенным нарушением не указание кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться сведений о годе окончания образовательного учреждения и реквизитов документа об образовании. Таким образом, регистрация Егорова Алексея Константиновича кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 при наличии нарушений, допущенных при оформлении документов, представленных в отношении него в УИ ТИК для такой регистрации, нарушает избирательные права других кандидатов в депутаты, в том числе законные права и интересы административного истца. Просит признать незаконным и отменить решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2020 года № 173/1018 «О списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением - Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении дополнительных выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 13 сентября 2020 года».
Согласно письменным возражениям представителя административного ответчика Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Иркутской области Кочеткова А.П. от 07.08.2020 последний просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что избирательное объединение - Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» своевременно - 10 июля 2020 года (копия прилагается) -известило ТИК о заседании комитета Усть-Илимского местного отделения 1111 «КПРФ» 13 июля 2020 года, на котором по поручению председателя ТИК Кочеткова А.П. присутствовал член ТИК с правом решающего голоса Б.С.В. При выдвижении избирательным объединением - Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - кандидата в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 тайным голосованием нарушений требований Федерального закона, Закона о муниципальных выборах не установлено. Также в ТИК 20 июля 2020 года избирательным объединением представлено постановление 1 Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от 05.01.2019г. «Об утверждении списка местных отделений ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КПРФ, не имеющих права юридического лица, но обладающих правом в соответствии с Уставом КПРФ принимать участие в выборах и референдумах», а также Выписка из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от 15.05.1993г. «О создании местных отделений КПРФ в Иркутской области» (копии прилагается). При наличии указанных документов, представленных избирательным объединением - Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» -своевременно и в полном объеме, ТИК приняла законное решение о заверении списка кандидатов указанного избирательного объединения, основанное на нормах Федерального закона, Закона о муниципальных выборах, демократических принципах проведения в Российской Федерации выборов. В целях соблюдения принципов открытости и гласности указанное решение размещено на официальном сайте ТИК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно дополнительным письменным возражениям от 11.08.2020 административный ответчик указал, что 1) в материалы дела ошибочно представлена заверенная копия постановления Комитета Усть-Илимского местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.07.2020, поскольку в материалах, представленных в УИ ТИК избирательным объединением действительно имеется два документа: о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения при проведении 13 сентября 2020 выборов депутатов Думы муниципального образования «Усть-Илимский район» восьмого созыва и о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения при проведении 13 сентября 2020 выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва. Надлежаще заверенная копия постановления от 13.07.2020 представлена в материалы дела. 2) Документы представлены в УИ ТИК избирательным объединением – Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в соответствии с их Уставом. 3) Административным ответчиком ошибочно представлена в материалы дела заверенная копия заявления Егорова А.К. от 07.08.2020 о согласии баллотироваться кандидатом. 31.07.2020 на заседании рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении дополнительных выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 13 сентября 2020 года при проверке заявления Еговора А.К. выявлено несоответствие сведений, указанных кандидатом в заявлении Егоровым А.К. Не были указаны сведения о годе окончания образовательной организации, реквизитов (серия и номер) выданного документа о профессиональном образовании. Копия документа о профессиональном образовании Егоровым А.К. была представлена в установленные сроки, имеется в документах УИ ТИК. Рабочая группа довела до сведения Егорова А.К. о выявленных недостатках и предложила Егорову А.К. внести уточнения и дополнения в документы. Такое уточнение Егоровым А.К. было представлено в установленные законодательством сроки путем подачи заявления со сведениями о профессиональном образовании в соответствии с нормами закона.
Согласно письменным возражениям представителя заинтересованного лица Егорова А.К. – Почивалиной Л.В. от 11.08.2020, последняя просит в удовлетворении административного иска отказать в связи с пропуском административным иском срока для обжалования оспариваемого решения, который исчисляется с 22.07.2020 и заканчивается 31.07.2020. В суд административный истец обратился 03.08.2020, за пропуском срока, который восстановлению не подлежит и является отдельным основанием для отказа в иске.
Согласно письменным возражениям представителя заинтересованного лица Усть-Илимского местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Шестаковой Н.Л., последняя указала, что 13.07.2020 в помещении городского комитета Усть-Илимского местного отделения состоялось заседание комитета по выдвижению кандидата на дополнительные выборы депутата Городской Думы седьмого созыва города Усть-Илимска и вынесено Постановление Комитета. Своевременно и в полном объеме ею был подан полный пакет документов для заверения списка кандидатов на дополнительные выборы. Рабочей группой УИ ТИК были рассмотрены документы и ТИК приняла решение о заверении списка кандидатов, выдвинутых ими. В Постановлении Комитета действительно закралась техническая ошибка, вместо «Усть-Илимское местное отделение» указано»Иркутское областное отделение». Данная техническая ошибка не ведет к неверному толкованию документа в части органа политической партии, из данного документа очевидно сделать вывод, что принимает решение Усть-Илимское местное отделение КПРФ, а не Иркутское областное отделение.
В судебное заседание административный истец Главинский А.В. не явился, согласно заявлению от 11.08.2020 просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Евстигнеев К.В. поддержал требования административного иска в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и дополнении к нему, просил признать незаконным и отменить решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2020 года № 173/1018 «О списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением - Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении дополнительных выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 13 сентября 2020 года» по основаниям, указанным в дополнении к административному исковому заявлению.
Представитель административного ответчика Кочетков А.П. в судебном заседании требования административного иска не признал в полном объеме, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.
Представитель заинтересованного лица Почивалина Л.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в связи с пропуском административным иском срока обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание не явились заинтересованное лицо Егоров А.К., представитель заинтересованного лица Усть-Илимского местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит требования административного истца неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Аналогичные нормы закреплены в специальном федеральном и региональном законодательстве, определяющем основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, устанавливающем порядок подготовки и проведения выборов - Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 75) и Законе Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" (статья 62).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 17 мая 2016 года № 110/1246 сформирована Усть-Илимская городская территориальная избирательная комиссия, определен состав членов избирательной комиссии (л.д.29).
Председателем Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 17.05.2016 года № 110/1247 назначен Кочетков А.П. (л.д.30)
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 22.06.2020 года № 167/966 назначены дополнительные выборы депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 на 13 сентября 2020 года (л.д.31).
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 22.06.2020 года № 167/968 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по дополнительным выборам депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 на 13 сентября 2020 года возложены на Усть-Илимскую городскую территориальную избирательную комиссию (л.д.32).
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 22.06.2020 года № 167/970 одобрен и утвержден перечень документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями в избирательные комиссии при проведении дополнительных выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 (л.д.33).
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Иркутской области от 22.07.2020 № 173/1018 «О списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением -Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении дополнительных выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 13 сентября 2020 года» заверен список кандидатов в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 в количестве 1 человека, выдвинутый в установленном порядке избирательным объединением - Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (л.д.13).
Согласно списку кандидатов, являющемуся приложением к указанному решению, кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, выдвинутого избирательным объединением - Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» является Егоров Алексей Константинович (л.д.15).
Административный истец Главинский А.В. обратился в Усть-Илимский городской суд об оспаривании указанного решения Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Иркутской области № 173/1018.
В соответствии с решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 24.07.2020 № 174/1020 Главинский А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 (л.д.16), в связи с чем, в силу ст. 239 КАС РФ вправе оспаривать в судебном порядке решение от 22.07.2020 года № 173/1018.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 75 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 6 статьи 76 далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35 далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (п.п.1.1 п. 1 ст. 35).
Порядок подготовки и проведения в Иркутской области выборов выборных должностных лиц местного самоуправления, не являющихся главами муниципальных образований, депутатов представительных органов муниципальных образований регулируется Законом Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" (долее – Закон № 116-ОЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Закон № 116-ОЗ при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе по одномандатным (многомандатным) избирательным округам избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатов по всем или некоторым одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Выдвижение кандидатов производится списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат.
Выдвижение избирательным объединением кандидата только по одному избирательному округу реализуется в порядке, предусмотренном настоящим Законом для выдвижения кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным округам списком. Документ, содержащий указание на выдвигаемую кандидатуру, представляется в избирательную комиссию муниципального образования и используется ею и иными лицами в таком же порядке, как указанный список кандидатов, а также должен содержать сведения, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, и быть заверен в порядке, предусмотренном для указанного списка кандидатов.
В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть только одного кандидата (ч. 2.ст. 52).
Согласно ч. 8 ст. 52 Закона № 116-ОЗ избирательная комиссия муниципального образования рассматривает представленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи документы и в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, либо выносит мотивированное решение об отказе в заверении такого списка.
Административным истцом в обоснование иска указано, что Усть-Илимской городской территориальной комиссией принято оспариваемое решение от 22.07.2020 № 173/1018 в нарушение требований пунктов 14.1, 14.2 ст. 35 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Рассматривая данный довод суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 14.1 ст. 35 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 146-ФЗ;
в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;
д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Согласно п. 14.2 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
Аналогичные требования содержатся в ч.5 и ч. 8 ст. 52 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-ОЗ.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» своевременно и в полном объеме представило в Усть-Илимскую территориальную избирательную комиссию документы, указанные в п. 14.1 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, а именно:
а) список кандидатов в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.07.2020, в котором указана фамилия, имя и отчество кандидата (Егоров А.К.), дата и место его рождения (** ** **** года рождения, уроженец <адрес>), адрес места жительства (<адрес>), серия, номер и дата выдачи паспорта или документа (паспорт гражданина РФ <данные изъяты>, выдан ** ** **** отделением по району Замоскворечье ОУФМС России по гор. Москве в ЦАО, код подразделения 770-005, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (№2) (л.д.35);
в) Постановление Комитета «О назначении уполномоченного представителя избирательного объединения Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.07.2020 (уполномочена Шестакова Н.Л.), в котором указана ее фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) (л.д.103);
г) нотариально удостоверенное свидетельство о государственной регистрации избирательного объединения – некоммерческой организации Иркутское областное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (л.д.37);
д) копия Устава Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (л.д.52-98);
е) Постановление Комитета о выдвижении кандидатом по одномандатному избирательному округу № 2 Егорова А.К. от 13.07.2020 (л.д.38);
ж) Постановление «О согласовании выдвижения кандидата в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2» от 14.07.2020 (л.д.39).
Довод представителя административного истца Евстигнеева К.В. о нарушении п.п. «в» п. 14.1 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, а именно, что при отсутствии решения о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения при проведении выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, назначенных на 13 сентября 2020 УИ ТИК незаконно принято оспариваемое решение о заверении списка кандидатов, суд находит необоснованным.
Из пояснений административного ответчика Кочеткова А.П. следует, что в материалах и документах, представленных в Усть-Илимскую городскую ТИК избирательным объединением – Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КПРФ» действительно имеется два документа: заверенная копия постановления Комитета Усть-Илимского местного отделения Политической партии «КПРФ» от 13.07.2020 о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения при проведении выборов депутатов Думы Муниципального образования «Усть-Илимский район» восьмого созыва и, аналогичное - при проведении выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2. Первоначально в суд ошибочно ими была представлена не та копия (о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения при проведении выборов депутатов Думы Муниципального образования «Усть-Илимский район» восьмого созыва). Затем, направлена в суд надлежащая копия (о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения при проведении выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2). Дополнительно пояснил, что Усть-Илимская ТИК избирательным объединением была надлежащим образом уведомлена о заседании местного комитета 13.07.2020 с повесткой вопроса о выдвижении кандидата в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва. На данном заседании от УИ ТИК присутствовал член ТИК Б.С.В., который подтвердил, что на заседании решались вопросы, указанные в повестке заседании, в том числе о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения при проведении выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
Доводы представителя административного ответчика подтверждаются представленными в судебное заседание доказательствами.
Как следует из представленной заверенной копии постановления Комитата Усть-Илимского местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.07.2020 «О назначении уполномоченных представителей избирательного объединения при проведении выборов депутатов Думы Муниципального образования «Усть-Илимский район» восьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года», представление избирательного объединения по всем вопросам, связанным с участием объединения в выборах депутатов Думы Муниципального образования «Усть-Илимский район» восьмого созыва уполномоченным назначена Шестакова Н.Л. (л.д.36).
Как следует из представленной административным ответчиком заверенной копии постановления Комитата Усть-Илимского местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.07.2020 «О назначении уполномоченных представителей избирательного объединения при проведении дополнительных выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, назначенных на 13 сентября 2020 года, представление избирательного объединения по всем вопросам, связанным с участием объединения в выборах депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 уполномоченным назначена Шестакова Н.Л. (л.д.103).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в Усть-Илимскую территориальную избирательную комиссию избирательным объединением Усть-Илимским местным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» были представлены все документы, предусмотренные положениям п. 14.1 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в том числе, на основании п.п. «в» п. 14.1 ст. 35 - Постановление Комитата Усть-Илимского местного отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.07.2020 «О назначении уполномоченных представителей избирательного объединения при проведении дополнительных выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, назначенных на 13 сентября 2020 года».
Кроме того, как следует из направленного в адрес УИ ТИК письма первого секретаря Комитета Усть-Илимского местного отделения КПРФ от 10.07.2020, УИ ТИК ставится в известность, что 13.07.2020 в 20:30 по адресу: ул. Героев Труда, 40 (цокольный этаж), состоится заседание комитета Усть-Илимского Местного отделения «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в повестке вопрос о выдвижении кандидата в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, назначение уполномоченного представителя партии, о наименовании избирательного объединения и его символике (л.д. 34).
Проанализировав представленные избирательным объединением Усть-Илимским местным отделением «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в УИ ТИК документы суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не были нарушены положения п. 14.1, п. 14.2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, избирательным объединением представлены все документы, предусмотренные избирательным законодательством. Последовательность действий избирательного объединения и анализ всех представленных ими в УИ ТИК документов позволяет прийти к выводу о ее намерении к выдвижению Егорова А.К. кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
Довод административного ответчика о неустранимых противоречиях, имеющихся в Постановлении Комитета Усть-Илимского местного отделения КПРФ от 13 июля 2020г. о выдвижении кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Егорова А.К., поскольку в представленном решении от 13 июля 2020г. о выдвижении кандидатов, оформленном от имени Пленума Комитета Усть-Илимского местного отделения КПРФ, указано его наименование «Постановление Комитета о выдвижении списком тайным голосованием кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам Избирательного объединения ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», суд находит необоснованным.
В соответствии с п. 5.8 Устава Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Комитет местного отделения КПРФ имеет право самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельность местного отделения, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения. Комитет местного отделения КПРФ, в том числе по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.
Комитет считается правомочным, если на заседании Комитета присутствует более половины его членов.
Решения Комитета принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, при наличии кворума, за исключением решений об отзыве выдвинутых местным отделением КПРФ кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления, которые принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов от числа присутствующих на заседании членов Комитета при наличии кворума.
Заседание Комитета проходит в форме Пленума. Решения Комитета принимаются в форме постановлений.
Форма и порядок голосования определяются Комитетом самостоятельно (ч. 5.9 Устава).
Согласно п. 6.11 Устава Бюро Комитета регионального отделения, в случае, если на указанной территории отсутствует местное отделение КПРФ, выдвигает тайным голосованием кандидатов в депутаты.
Выпиской из протокола II Пленума Комитета Иркутского областного отделения КПРФ от 15.05.1993 подтверждается создание Усть-Илимского местного отделения КПРФ – для Уставной деятельности на территории г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области (л.д.40,41).
Из анализа положений Устава Политической партии «КПРФ» следует, что Комитет местного отделения уполномочен по выдвижению кандидата в депутаты в органах местного самоуправления. Представленные в Усть-Илимскую территориальную избирательную комиссию документы избирательным объединением – Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КПРФ» соответствуют Уставу Политической партии «КПРФ», существенных противоречий в них, судом не установлено.
Судом установлено, что 13.07.2020 года уполномоченным представителем избирательного объединения Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КПРФ» назначена Шестакова Н.Л., 13.07.2020 местным отделением КПРФ принято решено выдвинуть кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва, списком по одномандатному округу № 2 – Егорова А.К. 14.07.2020 постановлением Бюро Комитета Иркутского областного комитета КПРФ выдвижение списка кандидата в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному округу № 2 Егорова А.К. согласовано.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение о выдвижении Усть-Илимским местным отделением «КПРФ» кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному округу № 2 Егорова А.К. принято обоснованно, законно и соответствует требованиям, предусмотренным в п.п. 5.8, 5.9 Устава политической партии "КПРФ", требованиям Закона № 116-ОЗ, подписано уполномоченным лицом и подтверждает наличие согласования соответствующим органом регионального отделения политической партии.
Довод административного истца о том, что заявление кандидата Егорова А.К. не соответствует требованиям, установленным п. 2 ст. 33 ФЗ № 67-ФЗ, поскольку не содержит сведений об окончании профессионального образования и реквизитов документа об образовании, данное нарушение является существенным, при их наличии его регистрация является незаконной, суд находит несостоятельным в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются, в том числе, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Согласно представленной заверенной копии заявления Егорова А.К. от 13.07.2020 последний в заявлении указал в графе профессиональное образование: «высшее. Г. Москва. Федеральное государственное бюджетной образовательное учреждение профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Менеджер» (л.д.42).
Как следует из пояснений представителя административного ответчика Кочеткова А.П. первоначально ими в суд представлена ошибочно заверенная копия заявления Егорова А.К., не содержащая сведения о годе окончания образовательного учреждения и реквизиты документа об образовании. Действительно, в УИ ТИК от Егорова А.К. поступило заявление не содержащее полные сведения об образовании. Однако, рабочая группа довела до сведения Егорова А.К. о выявленных недостатках и предложила ему внести уточнения и дополнения в документы, а именно: указать в заявлении сведения о профессиональном образовании в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Такое уточнение было представлено Егоровым А.К. в установленные сроки путем подачи заявления с содержанием всех необходимых сведений. В подтверждение своих доводов представил протокол заседания Рабочей группы от 31.07.2020.
В соответствии с п.п.1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные требования содержатся в ч. 4 ст. 60 Закон Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ.
Согласно представленному административным ответчиком протоколу заседания Рабочей группы Усть-Илимской территориальной избирательной комиссии от 31.07.2020 № 3 (вопрос 3) руководитель Рабочей группы С.М.С. доложила, что при проверке заявления Егорова А.К. выявлено несоответствие сведений, указанных кандидатом в части неуказания сведений о годе окончания образовательной организации, реквизитов (серия и номер) выданного документа о профессиональном образовании. Копия документа о профессиональном образовании Егоровым А.К. была представлена в установленные сроки, имеется в документах Усть-Илимской ТИК. С.М.С. предложила сообщить о выявленных недостатках Егорову А.К. и предложить ему внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, не позднее чем за один день до дня заседания ТИК, на котором планируется рассматривать вопрос о регистрации Егорова А.К. кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по избирательному округу № 2, а именно: указать в заявлении сведения о профессиональном образовании в соответствии с требованиями избирательного законодательства. С.М.С. предложено, на основании результатов проверки, с учетом предложения о замене представленного заявления Еговора А.К. рекомендовать УИ ТИК зарегистрировать Егорова А.К. кандидатом. Члены рабочей группы поддержали предложения о регистрации Егорова А.К. Рабочая группа решила рекомендовать Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии зарегистрировать кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 на выборах, назначенных на 13 сентября 2020 года Егорова А.К., выдвинутого избирательным объединением – Усть-Илимске отделение Политической партии «КПРФ».
Как следует из заявления Егорова А.К. от 13.07.2020 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва в графе профессиональное образование указаны: «высшее. Г. Москва. Федеральное государственное бюджетной образовательное учреждение профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 2013 г., КУ № 31430, Менеджер (л.д. 102).
Таким образом, учитывая имеющийся протокол заседания Рабочей группы УИ ТИК от 31.07.2020, содержащий сведения о выявленных нарушениях в заявлении Егорова А.К. в части неуказания сведений о годе окончания образовательной организации и реквизитов выданного документа о профессиональном образовании, а также положения ст. 38 ФЗ № 67, предусматривающие возможность замены представленного документа в случае, если он оформлен с нарушением требований закона, суд приходит к выводу, что представленное заявление Егорова А.К. от 13.07.2020 (л.д. 102), написано Егоровым А.К. во исполнение рекомендаций Рабочей группы УИ ТИК, с целью устранения выявленных в первоначальном заявлении недостатков. Составление и замена представленного ранее документа предусмотрена избирательным законодательством и нарушением не является.
При таких обстоятельствах, анализ установленных по делу фактических обстоятельств не подтверждает довод административного истца об отсутствии заявления Егорова А.К., заполненного с соблюдением требований законодательства и основания к отказу УИ ТИК к регистрации кандидата.
Ссылку представителя административного истца о том, что 05.08.2020 он знакомился с материалами, поданными кандидатом Егоровым А.К. и на тот момент в материалах отсутствовало исправленное Егоровым А.К. заявление о согласии баллотироваться в кандидаты депутатов, суд находит не заслуживающей внимания и не влияющей на выводы суда о соблюдении УИ ТИК избирательного законодательства в части представления кандидату возможности для устранения выявленных недостатков.
Касательно ссылки представителя административного истца на необходимость вызова и опроса свидетелей – членов Рабочей группы, в подтверждение действительности предложения руководителем Рабочей группы С.М.С. Егорову А.К. устранить нарушения, выявленные при составлении заявления Егорова А.К., путем его замены, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Учитывая, что избирательным законодательством предусмотрена процедура проверки представленных кандидатом документов, для проведения которой избирательная комиссия вправе образовывать рабочие группы из числа своих членов, а также то, что в рассматриваемом случае данная проверка документов проведена в соответствии с законом, о чем составлен протокол заседания Рабочей группы, в связи с чем свидетельскими показаниями достоверность процедуры проверки документов, в том числе первоначального заявления Егорова А.К. подтверждаться не может, такое доказательство в данном случае является недопустимым.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2020 года № 173/1018 «О списке кандидатов, выдвинутых избирательным объединением - Усть-Илимское местное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» при проведении дополнительных выборов депутата Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 13 сентября 2020 года», судом не установлено, следовательно, в удовлетворении административных исковых требованиях следует отказать в полном объеме.
Ссылку представителя заинтересованного лица Почивалиной Л.В. о пропуске административным истцом срока обращения за судебной защитой, суд признает ошибочной.
В соответствии с ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные данным Кодексом.
Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало (часть 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
При этом, положениями статьи 11.1 названного Федерального закона предусмотрен порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, который не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Административный истец обратился в суд 03.08.2020 года (понедельник) путем направления административного искового заявления посредством почты (л.д. 20), то есть, с учетом статей 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в пределах десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения (22.07.2020) и нерабочих выходных дней (01,02 августа 2020). Следовательно, установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения в суд, не пропущен.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Главинского Александра Владимировича к Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения о заверении списка кандидатов, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В. Балаганская
Резолютивная часть решения объявлена 11.08.2020
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2020