Судья Волкова О.А. № 33а-2628/2020
Дело №2а-1221/2020
67RS0003-01-2020-000890-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2020 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Холиковой Е.А.,
судей: Туникене М.В., Савушкиной О.С.,
при секретаре Гуляевой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Казакова Сергея Анатольевича к призывной комиссии г.Смоленска, призывной комиссии по Смоленской области, военному комиссариату Смоленской области о признании незаконным в части решения призывной комиссиивоенного комиссариата, по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 25 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения представителя Военного комиссариата Смоленской области Кутаревой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца Казакова С.А. и его представителя Попова И.А., судебная коллегия
установила:
Казаков С.А. обратился всуд с административным иском об оспаривании решения призывной комиссии г.Смоленска - протокола № 68 от 31.10.2019 г. в частипризнания его непрошедшимвоеннуюслужбу по призыву, не имея на то законных оснований; возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения в соответствии с абзацем 6 п.1 ст.28, абзацем 6 п.1 ст.52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Вобоснование указал, что состоит на воинском учете в Военном комиссариате г.Смоленска. В период с 01.09.2005 г. по 01.10.2014г. ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением на очном отделении в Смоленском государственном университете, обучением в аспирантуре СГУ и защитой кандидатской диссертации. Проживает все указанное время по месту регистрации. Повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал. От службы в армии он не уклонялся, решение о признании не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований с выдачей справки взамен военного билета является неправомерным и нарушает его трудовые права.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия Смоленской области.
В судебном заседании административный истец и его представитель Осин И.В. административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» Кутырева Т.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители призывной комиссии г.Смоленска и призывной комиссии Смоленской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 25.06.2020 г. административный иск удовлетворен. Признано незаконным заключение призывной комиссии г.Смоленска от 31.10.2019г., суд обязал призывную комиссию г.Смоленска принять решение в отношении Казакова С.А. в соответствии с действующим законодательством.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» ставит вопрос об отмене судебного решения и принятии нового – об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на пропуск административным истцом процессуального срока на обращение в суд. Указывает также, что административным истцом не оспаривалось решение призывной комиссии Смоленской области от 18.12.2019г. №37, которым отказано в удовлетворении жалобы Казакова С.А. на решение призывной комиссии г.Смоленска от 31.10.2019г. №68. Ссылается, что суд не исследовал по существу фактические обстоятельства дела, а именно наличие в материалах личного дела призывника повестки о явке на медицинское освидетельствование на 06.10.2014г., по которой административный истец не явился в военкомат.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военнойслужбе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военнойслужбе, призывна военнуюслужбу, прохождение военной службыпо призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военныхсборов в период пребывания в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 10 вышеуказанного закона в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, -в указанных органах, сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военнуюслужбу граждан, непребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военнуюслужбу граждан, не пребывающих в запасе, на призывнуюкомиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из решений,
в частности о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военнуюслужбу, об освобождении от призывана военнуюслужбу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военнуюслужбу и непрошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, непрошедшихвоеннуюслужбупопризывупо основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывнойкомиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывнойкомиссии), призывнаякомиссия выносит заключение о том, что гражданин непрошелвоеннуюслужбупопризыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина непрошедшим военнуюслужбу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военнуюслужбу.
В силу п. 20 Положения о призыве на военнуюслужбу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, призывник, непрошедшийвоенную службув связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военнуюслужбу или не призванный на военную службупо каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военнуюслужбуи непребывающих взапасе.
Пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, определено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военнуюслужбупопризыву (за исключением граждан, не прошедшихвоенную службупопризыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военнойслужбе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывнаякомиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин непрошел военную службупопризыву, не имея на то законных оснований, такое заключение выносится, если гражданин не проходил военнуюслужбу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призывуна военнуюслужбу.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, непрошедшимвоеннуюслужбупо призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военнойслужбы без законных на то оснований после 1 января 2014 года. При этом факт непрохождения военнойслужбы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Согласно п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации вчастиреализации мер по повышению престижа и привлекательности военнойслужбы попризыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" поскольку неисключаются ситуации, при которых гражданин непрошелвоеннуюслужбупо призывупоне зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военнуюслужбу), - предполагается, что члены призывнойкомиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военнуюслужбу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службыпопризыву.
Пунктом 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия ненормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Казаков С.А., (дата) года рождения, зарегистрированный и проживающий поадресу: ... Заднепровским РВК г.Смоленска 25.05.2005 г. был принят на воинский учет.
12.05.2006г. Казакову С.А. предоставлена отсрочка до 31.08.2010г. на период обучения по очной форме в ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет».
Решением от 25.07.2010г. ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в аспирантуре до сентября 2013г., 06.12.2013г. предоставлена отсрочка до 01.10.2014г. для защиты диссертации.
(дата) . административный истец достиг возраста 27 лет.
Решением призывнойкомиссии г.Смоленска, оформленным протоколом № 68 от 31.10.2019 г., Казаков С.А. признан не прошедшимвоенную службупо призыву, неимея на то законных оснований.
Данное решение было обжаловано Казаковым С.А. в призывную комиссию Смоленской области, решением которой от 18.12.2019г. №37 в удовлетворении жалобы отказано, утверждено решение призывнойкомиссии г.Смоленска № 68 от 31.10.2019г.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении Казакова С.А. мероприятия по организации призыва на военную службу в период с 02.10.2014г. по18.01.2015г. не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат не направлялись, а обязанность явиться в военкомат у административного истца отсутствовала. При этом суд установил, что процессуальный срок на обращение в суд с настоящим административным иском Казаковым С.А. не пропущен.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Казаков С.А. от призыва на военную службу не уклонялся, за период с 02.10.2014г. по 18.01.2015г. в его личном деле призывника нет никаких документов, подтверждающих данное обстоятельство. Повестки о явке по месту его жительства, военным комиссариатом не направлялись.
Таким образом, установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Казаков С.А. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд не принимаются, как несостоятельные.
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение призывной комиссии г.Смоленска от 31.10.2019 г. № 68, было обжаловано Казаковым С.А. в призывную комиссию Смоленской области в установленный законом сроки.
В районный суд с настоящим административным иском он обратился 20.02.2020г. то есть в установленный законом трехмесячный срок со дня утверждения решением призывной комиссии Смоленской области от 18.12.2019г. №37 оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы о наличии доказательств уклонения Казакова С.А. от прохождения воинской службы со ссылкой на повестку, выданную административному ответчику о явке на медицинское освидетельствование 06.10.2014г., не принимаются. Они были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты с приведением мотивов принятого решения.
Судом первой инстанции установлено, что имеющийся в личном деле призывника корешок повестки с подписью заявителя о ее получении, о явке для прохождения медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии 06.10.2014г. в 9-00, допустимым доказательством не является, поскольку содержит исправление даты 06.10.2013г. на 06.10.2014г. (л.д.47).
При этом, Казаковым С.А. представлен подлинник повестки с аналогичной серий и номером (СС №6713) о явке для медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии на 06.10.2013г. (л.д.97), в период времени которого он на военную службу призываться не мог.
Доводы жалобы о нарушении судом положений ч. 2 ст. 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения не влекут. В данном случае судом удовлетворены требования Казакова С.А. и признано незаконным решение призывной комиссии г.Смоленска о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Суд обязал названный орган принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка в жалобе на то, что административным истцом не оспаривается решение призывной комиссии Смоленской области от 18.12.2019г. №37, не влечет отмену решения суда первой инстанции, поскольку правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст.308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Промышленного районного суда Смоленской области от 25 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области»-без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: