ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2017 года <адрес>
Сургутский районный суд <адрес> — Югры в составе: председательствующего судьи Бехтиной Н.Е., при секретаре ФИО10, с участием представителя ответчика ФИО1 - ФИО11, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> к ФИО1 действующей в ФИО7 себя и своих несовершеннолетних детей ФИО7 и ФИО3 о взыскании социальной выплаты в пользу бюджета <адрес>-Югры
УСТАНОВИЛ:
Истец в лице <адрес> обратился к ответчику ФИО1, действующей в ФИО7 себя и своих несовершеннолетних детей ФИО7 и ФИО3, мотивируя свои требования тем, что на территории <адрес> - Югры реализуются мероприятия «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно», утвержденное постановлением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> социальной выплаты гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется за счет средств бюджета <адрес> - Югры. Уполномоченными органами, реализующими мероприятие, являются орган местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры, осуществляющие функции по признанию граждан, имеющих трех и более детей, участниками мероприятия и предоставлению социальной поддержки. В соответствии с распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об определении уполномоченного органа» уполномоченным органом администрации <адрес> по реализации мероприятия является ФИО6 имущественных и земельных отношений администрации <адрес>. Согласно пунктам 4, 5 и 6 Порядка 15 предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в <адрес> - Югре, утвержденного постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О государственной программе <адрес> - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> - Югры в 2016-2020 годах» (далее по тексту - порядок) участие граждан в мероприятии добровольное. Социальная выплата предоставляется гражданину один раз. Гражданин, изъявивший желание получить социальную выплату в соответствии с порядком, обязан соблюдать требования и выполнять обязательства, установленные порядком. На основании личного заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № на признание участником мероприятия «Предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления бесплатного земельного участка в собственность» и постановления администрации городского поселения Федоровский от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О принятии на учет и утверждении списка граждан, желающих бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства», ответчики приказом ФИО6 имущественных и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № были признаны участниками мероприятия. Свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ № администрация <адрес> удостоверила право ответчиков на получение социальной выплаты, как участников мероприятия, для оплаты по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ №/С, расположенной по адресу: <адрес>, с.<адрес>, ул. ФИО9, <адрес>. ФИО1, в составе семьи: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6 имущественных и земельных отношений администрации <адрес> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ перечислена социальная выплата в размере 1 139 508 рублей 00 копеек на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ №/С, расположенной по адресу: <адрес>, с.<адрес>, ул. ФИО9, <адрес>. В соответствии с пунктом 44.7 порядка основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты являются получение участником мероприятия и всеми членами его семьи иной государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. Согласно информации АО «Ипотечное агентство Югры» ФИО1 и члены ее семьи ДД.ММ.ГГГГ получили субсидию в рамках программы «Доступное жилье молодым», утвержденной Законом <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О программе <адрес> - Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры» на 2005 - 2015 годы» на приобретение по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ б/н жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. После перечисления ФИО1 социальной выплаты в рамках мероприятия, ФИО6 имущественных и земельных отношений администрации <адрес> выявлено нарушение при принятии решения о предоставлении социальной выплаты в рамках мероприятия. Нарушение выразилось в получении ответчиками ДД.ММ.ГГГГ субсидии в рамках программы «Доступное жилье молодым» в размере 1 894 644 рублей 00 копеек по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Таким образом, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № на признание участником мероприятия ФИО1 ввела в заблуждение ФИО6 имущественных и земельных отношений администрации <адрес> указав, что ранее не получала государственную поддержку за счет средств бюджетов всех уровней на приобретение и (или) строительство жилых помещений, а также об отсутствии жилых помещений на праве собственности на территории <адрес> - Югры. В соответствии с пунктом 50 порядка получатель социальной выплаты несет ответственность за ее использование по целевому назначению. В случае расходования гражданином средств социальной выплаты не по целевому назначению социальная выплата подлежит возврату получателем социальной выплаты в бюджет в полном объеме. Возврат социальной выплаты в бюджет осуществляется получателем социальной выплаты в течение 10 рабочих дней с момента получения мотивированного уведомления о ее возврате, направленного уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня выявления случая, указанного в абзаце первом настоящего пункта. В случае невыполнения требования, возврат социальной выплаты обеспечивается в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 имущественных и земельных отношений администрации <адрес> потребовала от ответчиков вернуть незаконно полученную социальную выплату в рамках мероприятия в размере 1 139 508 рублей. До настоящего времени ответчики игнорируют предъявленные законные требования по возврату вышеуказанной социальной выплаты. Неисполнение ответчиками законных требований администрации <адрес> наносит ущерб бюджету Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры в размере предоставленной социальной выплаты, полученной ответчиками в рамках мероприятий. Просили взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в пользу бюджета <адрес> - Югры социальную выплату в размере 1 139 508 рублей.
Судебное заседание по данному делу назначено слушанием на ДД.ММ.ГГГГ, истцы в лице <адрес> в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены, уважительности причин не явки суду не сообщили. Заявлений и ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не представляли.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истцы в лице <адрес> в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены, уважительности причин не явки суду не сообщили. Заявлений и ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не представляли.
Ответчик ФИО1 действующая в ФИО7 себя и своих несовершеннолетних детей ФИО7 и ФИО3 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена, в деле имеется полученная судебная повестка. Представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.Представитель ответчика ФИО1 - ФИО11, действующий на основании доверенности, на рассмотрении дела настаивал, просил в удовлетворении иска администрации района отказать.
Представитель третьего лица ФИО6 строительства ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлялся, в деле имеются почтовые идентификаторы о получении судебных повесток, причин уважительности своей не явки суду не сообщили.
Представитель третьего лица АО «Ипотечное агентство Югры» в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлялся, в деле имеются почтовые идентификаторы о получении судебных повесток, причин уважительности своей не явки суду не сообщили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Согласно части 4 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
Исходя из положений ст. 132 ГПК РФ, к исковому заявлению прилагаются доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца.
В соответствии с абзацем 4 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление иска.
При этом на основании ст. 54 ГПК РФ право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
Таким образом, гражданским процессуальным законодательством предусмотрены специальные правила относительно закрепления в доверенности полномочий представителя на подписание искового заявления и предъявление его в суд: эти права должны быть отдельно оговорены в доверенности. Соответственно, суд при поступлении искового заявления, подписанного представителем лица, должен тщательно проверить соблюдение требований ч. 3 ст. 53, ст. 54 ГПК РФ.
Установлено, что на территории <адрес> - Югры реализуются мероприятия «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно», утвержденное постановлением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Согласно раздела 5 Механизма реализации программы, утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п. "О государственной программе <адрес> - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> - Югры в 2016 - 2020 годах" в соответствии с Положением о ФИО6 строительства автономного округа, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 163, ФИО6 строительства автономного округа является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования.
То есть, ФИО6 строительства <адрес> - Югры определен ответственным исполнителем государственной программы.
Согласно п.1 Постановления Губернатора ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 163 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ФИО6 строительства <адрес> - Югры" (вместе с "Положением о ФИО6 строительства <адрес> - Югры") ФИО6 строительства <адрес> - Югры (Депстрой Югры) является исполнительным органом государственной власти <адрес> - Югры (далее также - автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования.
Предоставление социальной выплаты гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется за счет средств бюджета <адрес> - Югры.
Уполномоченными органами, реализующими мероприятие, являются орган местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры, осуществляющие функции по признанию граждан, имеющих трех и более детей, участниками мероприятия и предоставлению социальной поддержки.
В соответствии с распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об определении уполномоченного органа» уполномоченным органом администрации <адрес> по реализации мероприятия является ФИО6 имущественных и земельных отношений администрации <адрес>.
Следовательно, в полномочия органа местного самоуправления входят мероприятия исключительно только по признанию граждан участниками данной программы.
Решение по финансированию участников программы за счет бюджетных окружных средств и перечислении им денежных средств в рамках данной программы принимает уполномоченных орган <адрес>-Югры в лице ФИО6 строительства <адрес> - Югры.
В то же время документов подтверждающих полномочия администрации <адрес> на предъявление искового заявления в ФИО7 бюджета <адрес>-Югры суду не предоставлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление <адрес> поданного в ФИО7 бюджета <адрес>-Югры предъявлено лицом, не имеющим полномочий на его предъявление, что в силу абз. 4 ст. 222 ГПК РФ является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ч.4 ст.222, ст.ст. 224,225 ГПК РФ суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Гражданское дело по иску <адрес> к ФИО1 действующей в ФИО7 себя и своих несовершеннолетних детей ФИО7 и ФИО3 о взыскании социальной выплаты в пользу бюджета <адрес>-Югры - оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в суд <адрес> - Югры в течение 15 дней через Сургутский районный суд.
Председательствующий судья: подпись Н.Е.Бехтина
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Сургутского районного суда Н.Е.Бехтина