Дело-№а-883/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
25 мая 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО7 о взыскании земельного налога с физических лиц за 2017 год в сумме 147 250 руб., пени 2 190, 34 руб. и налога на имущество физических лиц за 2015-2017 год в сумме 86 194 руб., пени 5 273, 56 руб.,
руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО7 о взыскании земельного налога с физических лиц за 2018 год в сумме 123 491 руб., пени 5 598, 82 руб. и налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 79 423 руб., пени 9 768, 46 руб., удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО7 (ИНН-056001783484) в пользу Инспекции ФНС России по <адрес> задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2017 г. в размере в размере 15 781,54 руб., пени 234,75 руб. и по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 132 734, 20 руб., пени в размере 805,32 руб.
Взыскать с ФИО7 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 191 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Составление мотивированного решения суда отложить на срок не более чем десять дней.
Судья А. К. Мамаев
Дело-№а-883/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО7 о взыскании земельного налога с физических лиц за 2017 год в сумме 147 250 руб., пени 2 190, 34 руб. и налога на имущество физических лиц за 2015-2017 год в сумме 86 194 руб., пени 5 273, 56 руб.,
установил:
Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО7 о взыскании земельного налога с физических лиц за 2017 год в сумме 147 250 руб., пени 2 190, 34 руб. и налога на имущество физических лиц за 2015-2017 год в сумме 1 247 955 руб., пени 18 563,33 руб. Требования мотивированы тем, что ФИО7 состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги. ФИО7 обязанность по уплате налога в установленные сроки не исполнила. Налоговым органом в отношении административного ответчика выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ N 131, об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
С учетом уточненных требований просила взыскать земельный налог за 2017 год в сумме 147 250 руб., пени 2 190, 34 руб. и налога на имущество за 2015-2017 год в сумме 86 194 руб., пени 5 273, 56 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, належим образом.
Административный ответчик ФИО7 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена, надлежащим образом. До рассмотрения дела по существу от представителя поступили письменные возражения.
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, которые облагаются ежегодным земельным налогом.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. В силу ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, имеющее на праве собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 400 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 1 ст.48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения обязанности по уплате налога, пени, штрафа налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов.
В судебном заседании установлено, что за ФИО7 в спорный период были зарегистрированы:
- земельный участок с кадастровым номером 05:40:000053:1584 по адресу: <адрес>,
- земельный участок с кадастровым номером 05:40:000057:9 по адресу: <адрес>,
- склад по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: 05:40:000053:3698
- нежилые помещения по адресу: <адрес> «б» с кадастровым номером 05:40:000048:2792, общей площадью 875,2 кв.м. по адресу: <адрес> «б».
В адрес ФИО7 направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2018 г. в размере 147 250 руб., имущественного налога в размере 1 247 955 руб.
В связи с невыполнением плательщиком налога своей обязанности последнему направлялось требование N 131 от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по земельному налогу в размере 147 250 руб., пени 2 190,34 руб., имущественного налога в размере 1 247 955 руб., пени в размере 18 563, 33 руб., установлен срок для добровольной уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подп.2 п.3 ст.48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Определением мирового судьи судебного участка N <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО7 задолженности по налогам и пени, взыскателю разъяснено, что с данными требованиями он вправе обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ.
После вынесения определения административный иск налогового органа поступил в суд – ДД.ММ.ГГГГ, в отделение почтовой связи административный иск сдан – ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах шестимесячного срока установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения с соответствующим административным иском в суд.
Из письменных возражений и представленных материалов следует, что постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 предоставлен в собственность земельный участок площадью 537,5 кв.м. под построенным 5-ти этажным жилым домом с офисами в цокольном и мансардных этажах по <адрес> в районе <адрес>.
На принадлежащих ФИО7 на праве собственности земельных участках с кадастровым номером 05:40:000053:0080, площадью 384,0 кв.м., и с кадастровым номером 05:40:000053:1584, площадью 537,5 кв.м., возведен многоквартирный жилой дом.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию за № от 25.12.2008г., выданного отделом надзора и контроля за архитектурно-строительными работами по <адрес> на имя ФИО7 – введен в эксплуатацию построенный объект капитального строительства «Многоквартирный многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пр. Р.Гамзатова, 97 «б», состоящий из семи этажей и мансарды, количество квартир -98.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 05:40:000053:1584, площадью 537,5 кв.м., занят жилищным фондом.
Со дня ввода объекта в эксплуатацию зарегистрирован переход права собственности на жильцов многоквартирного жилого дома, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности на <адрес>, расположенную в указанном доме, за ФИО1 серии 05-АА № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации права собственности на <адрес>, расположенную в указанном доме, за ФИО2 серии 05-АА № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации права собственности на <адрес>, выданного на имя ФИО3 серии 05-АА 419189 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации права собственности серии 05-АА № от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, выданного на имя ФИО4, свидетельством о регистрации права собственности серии 05-АА № от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, выданного на имя ФИО5, свидетельством о регистрации права собственности серии 05-АА № от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, выданного на имя ФИО6 и др.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, у собственников жилых помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома возникает в силу закона, без дополнительного оформления перехода права и независимо от факта государственной регистрации права общей долевой собственности на такое имущество. Государственная регистрация права общей долевой собственности на отдельные объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества МКЖД (например, на земельный участок, помещения, участвующие в гражданском обороте), может осуществляться по желанию правообладателей. Такая регистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер (Письма Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-<адрес>). Данный выводы содержатся в заочном решении Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
При государственной регистрации права собственности на квартиру, комнату или нежилое помещение в многоквартирном доме органами Росреестра одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем в соответствии со ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом отдельное свидетельство о государственной регистрации права на общие помещения (общее имущество) в многоквартирном доме собственнику квартир (комнат) не выдается.
Согласно ст.401 НК РФ имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не признается объектом налогообложения.
Свидетельствами о государственной регистрации права собственности на квартиры, расположенные по адресу: <адрес>, пр.Р.Гамзатова, 97 «б», подтверждается переход права собственности на жильцов многоквартирного жилого дома до 2017 г., в связи с чем начисление ФИО7 задолженности по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером 05:40:000053:1584 по адресу: <адрес>, в размере 68342 руб., суд признает необоснованным.
ФИО7 является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:40:000057:0009, общей площадью 2367 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 2367 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000057:0009, расположенного по адресу: <адрес> (Манташева), 149, принадлежащего на праве собственности ФИО7, из разряда под «строения и сооружения» в разряд под «многоэтажную жилую застройку».
Согласно градостроительному плану земельного участка №, подготовленного на основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, основным видом разрешенного использования земельного участка площадью 2367 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000057:0009, расположенного по адресу: <адрес>, является вид: под строительство 12-этажного четырехподъездного многоквартирного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектурно-строительного надзора <адрес> ФИО7 выдано Разрешение на строительство № на указанном земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0009 по адресу: <адрес>, 12-ти этажного многоквартирного жилого дома.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №-ти этажного многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию.
Согласно п.5.1 Решения Махачкалинского городского Собрания «О земельном налоге» от ДД.ММ.ГГГГ N 6-2а ставка земельного налога в 2017 г. составляла 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Учитывая, что указанный земельный участок с кадастровым номером 05:40:000057:9 по адресу: <адрес>, занят жилищным фондом, подлежит применению размер ставка 0,3 % от кадастровой стоимости участка.
5.260.515 руб. х 0,3% х 1 х 12/12 =15.781,54 руб.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что сумма задолженности, подлежащая взысканию с ФИО7, по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером 05:40:000057:9 по адресу: <адрес>, составляет 15 781,54 руб.
Таким образом, задолженность ФИО7 по земельному налогу за 2017 г. составляет 15 781,54 руб., пени 234,75 руб.
ФИО7 является собственником склада общей площадью 180,7 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000053:3697, склада общей площадью 795,3 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000053:3698 и склада общей площадью 13 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000053:3699, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0009, общей площадью 2367 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0009 по адресу: <адрес>, ФИО7 началось строительство многоквартирного жилого дома, что подтверждается извещением о начале строительства от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из возражений представителя административного ответчика, и нашло свое подтверждение в суде, до начала строительных работ склады с кадастровыми номерами 05:40:000053:3697, 05:40:000053:3698, 05:40:000053:3699, были снесены.
Так, общая площадь застройки составляет 1614 кв.м., что подтверждается разрешением на строительство и данными технического паспорта, что исключает нахождение склада общей площадью 795,3 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000053:3698 на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000057:0009, общей площадью 2367 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Также топографическим планом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт отсутствия складов на данном земельном участке и строительство многоквартирного жилого дома.
Согласно ч.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В определении СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ18-9064 содержится вывод о том, что в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения имущества, то есть утраты физических свойств. На этом основании исчисление налога на имущество должно быть прекращено. В рассматриваемом деле, по мнению налоговой инспекции, налог на имущество организаций должен исчисляться до момента исключения сведений об административном здании из государственного реестра несмотря на его ликвидацию на пять месяцев раньше исключения сведений из реестра.
ВС РФ указал, что уплата имущественного налога со стоимости недвижимости является одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике. При этом само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может быть основанием для взимания налога при фактическом отсутствии облагаемого имущества.
Суд отметил, что налоговое законодательство связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием реально существующих объектов недвижимости, которые способны приносить экономические выгоды владельцу, в связи с чем они и признаются частью активов налогоплательщика – объектами основных средств. Также ВС РФ указал на необходимость учесть то, что право на вещь не может существовать отдельно от самой вещи.
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
Таким образом, учитывая то, что фактически объект в виде склада общей площадью 795,3 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000053:3698 не существовал в спорный период, суд пришел к выводу, что начисление ФИО7 имущественного налога за иные строения и сооружения по адресу: <адрес>, за период с 2015 г. по 2017 г. является незаконным.
ФИО11 принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровым номером 05:40:000048:2792, общей площадью 875,2 кв.м. по адресу: <адрес> «б».
Согласно справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная стоимость указанного объекта по состоянию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 6.636.710 руб. с учетом коэффициента, следовательно, расчет, произведенный ИНФС является необоснованным в виду того, что заложена неверная инвентаризационная стоимость объекта.
6.636.710 руб. (инвентаризационная стоимость) х 1% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев, в течение которого объект находился во владении административного ответчика) = 66.367,1 руб. за 2015 г.
6.636.710 руб. (инвентаризационная стоимость) х 1% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев, в течение которого объект находился во владении административного ответчика) = 66.367,1 руб. за 2016 г.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что сумма задолженности, подлежащая взысканию с ФИО7, по имущественному налогу за нежилые помещения с кадастровым номером 05:40:000048:2792, общей площадью 875,2 кв.м. по адресу: <адрес> «б», за период с 2015 г. по 2016 г сумма налога составляет 132 734,2 руб.
Таким образом, задолженность ФИО7 по имущественному налогу за 2015 г. – 2017 г. составляет 132 734,2 руб., пени 805,32 руб.
С учётом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, суд полагает, что исковые требования ИФНС по <адрес> к ФИО7 о взыскании земельного налога с физических лиц за 2017 г. и пени и налога на имущество физических лиц за 2015-2017 г.г. и пени подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
Учитывая, что требования административного истца удовлетворены частично, а последний освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, с учетом приведенных выше нормативных положений, размер которой составляет 4 191 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Инспекции ФНС России по <адрес> к ФИО7 о взыскании земельного налога с физических лиц за 2018 год в сумме 123 491 руб., пени 5 598, 82 руб. и налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 79 423 руб., пени 9 768, 46 руб., удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО7 (ИНН-056001783484) в пользу Инспекции ФНС России по <адрес> задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2017 г. в размере в размере 15 781,54 руб., пени 234,75 руб. и по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 132 734, 20 руб., пени в размере 805,32 руб.
Взыскать с ФИО7 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 191 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А. К. Мамаев