Дело № 2а-2576/2019
УИД 29RS0008-01-2019-003591-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2019 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Сухаревой И.В.,
с участием прокурора Мишаковой Л.А.,
представителя административного ответчика Прохорова Д.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по надлежащему содержанию автомобильной дороги,
установил:
Котласский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» (далее администрация МО «Котласский муниципальный район») о признании незаконным бездействия по надлежащему содержанию автомобильной дороги.
В обоснование иска указал, что Котласской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, охраны жизни и здоровья граждан, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности административного ответчика. Установлено, что ответчиком осуществление полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автодороги общего пользования местного значения «Подъезд к д. Захарино» осуществляется ненадлежащим образом и в нарушение положений Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказа Минтранса от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», ГОСТа Р 52766-2007, ГОСТа Р 52289-2004, ГОСТа Р 50597-2017, СП 52.13330.2010 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95». Поэтому просит признать незаконным бездействие МО «Котласский муниципальный район» в лице администрации, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автодороги общего пользования местного значения «Подъезд к д. Захарино» и обязать административного ответчика организовать приведение автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к д. Захарино» в соответствии с требованиями действующего законодательства путем: разработки и утверждения технического паспорта, проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков, обозначения границ полосы отвода на автодорогу «Подъезд к д. Захарино» - в срок до 01 июня 2020 года; установки на автодороге «Подъезд к д. Захарино» дорожных знаков 6.13 «Километровый знак 0 км», «Километровый знак 1 км», «Километровый знак 3 км», «Километровый знак 4 км», дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта «д. Захарино» и против титула 5.24.1 «Конец населенного пункта «д. Захарино» - в срок до 01 сентября 2020 года; устранения повреждений дорожного полотна в виде просадок покрытия автодороги «Подъезд к д. Захарино» - в срок до 01 октября 2020 года; обустройства стационарного электрического освещения на участке 100 м перед населенным пунктом «д. Захарино» - в срок до 01 ноября 2020 года.
Помощник Котласского межрайонного прокурора Мишакова Л.А. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» Прохоров Д.А. пояснил, что с исковыми требованиями в части выявленных нарушений согласен, но просит изменить срок исполнения решения суда по всем требованиям прокурора на 2021 год в связи с дефицитом бюджета, в обоснование представил данные по распределению средств дорожного фонда по главным распорядителем бюджетных средств бюджета МО «Котласский муниципальный район» и направлениям расходов на плановый период 2020 и 2021 годов. Также указал, что в настоящее время заключен договор подряда № З-63 от 30 сентября 2019 года на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков под автомобильными дорогами, в том числе и в отношении автомобильной дороги «Подъезд к д. Захарино». По результатам данных кадастровых работ будет уточнена протяженность спорной автодороги, которая, по всей видимости, будет составлять около 2 км, на сегодняшний день протяженность дороги в перечне автомобильных дорог указана как 0,5 км, соответственно времени для устранения выявленных прокурором недостатков и денежных средств понадобится значительно больше.
Представители заинтересованных лиц муниципального образования «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское» и ОГИБДД ОМВД России «Котласский», извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ст. 1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч. - ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Котласский муниципальный район» наделено статусом муниципального района.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В ч. 10 ст. 6 Закона № 257-ФЗ указано, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (ч. 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ).
Частью 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за их сохранностью и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
На основании ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ГОСТы подлежат обязательному применению.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 года № 783).
Устройство искусственного освещения на автомобильных дорогах должно осуществляться в соответствии с п.7.2.28 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных письмом Росавтодора от 17 марта 2004 года № 4 ОС-28/1270-ис.
ГОСТ Р 52289-2004 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст) «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Знаки 5.23.1 и 5.23.2 «Начало населенного пункта» применяют для обозначения начала населенного пункта, в пределах которого действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах (п. 5.6.28 ГОСТ Р 52289-2004)
Знаки 5.24.1 и 5.24.2 «Конец населенного пункта» применяют для указания конца населенного пункта, обозначенного соответственно знаками 5.23.1 и 5.23.2 (п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2004).
Знак 6.13 «Километровый знак» применяет для указания расстояния от места его установки до начального или конечного пункта дороги и устанавливают через 1 км (пункт 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004).
Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 (п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с разделом 4 «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Приказа Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав мероприятий по содержанию входят работы по паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений, организации дорожного движения, а также по установке элементов обустройства, в том числе обозначение границ полос отвода и придорожных полос.
В результате проведения технической инвентаризации автомобильных дорог, их технического учета и паспортизации оформлялся технический паспорт автомобильной дороги или участка автомобильной дороги. Форма и содержание технического паспорта определены Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83.
Для правильного разрешения заявленного прокурором административного иска также следует руководствоваться положениями ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога «Подъезд к д. Захарино» (идентификационный номер 11227ОПМРН227-039) проходит по территории Котласского района Архангельской области, является дорогой общего пользования местного значения.
Данная автодорога находится в муниципальной собственности МО «Котласский муниципальный район».
Нарушения в содержании указанной автодороги зафиксированы в акте от 07 октября 2019 года, составленным государственным инспектором дорожного отделения по обслуживанию г. Котласа и Котласского района ОГИБДД ОМВД России «Котласский», согласно которого на автомобильную дорогу «Подъезд к д. Захарино» отсутствуют: проект организации дорожного движения, схема дислокации дорожных знаков, технический паспорт; обозначения границ полосы отвода на всем протяжении автомобильной дороги; дорожные знаки; на участке 100 метров перед населенным пунктом д. Захарино отсутствует стационарное электрическое освещение; на полосе для движения имеются многочисленные повреждения в виде просадок покрытия с глубиной до 38 см.
Указанные нарушения не оспаривались представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела.
Принимая во внимание, что в настоящее время состояние спорной дороги не соответствует требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории указанного муниципального образования.
Отсутствие дорожных знаков, технического паспорта, проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков, надлежащего освещения и не обозначение границ полосы отвода данной автомобильной дороги на территории Котласского района нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей в сфере дорожной деятельности со стороны уполномоченных лиц органа местного самоуправления. Ненадлежащее освещение автодороги в черте населенного пункта способствует созданию неблагоприятной криминогенной обстановки на его территории.
Определяя срок устранения выявленных нарушений в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения«Подъезд к д. Захарино», с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению, необходимого времени для выделения денежных средств на их исполнение, учитывая принципы бюджетного финансирования и возможность проведения ремонтных работ в связи с природными условиями Архангельской области, суд считает необходимым определить срок проведения работ: по разработке и утверждению технического паспорта, проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков, обозначения границ полосы отвода до 01 июня 2021 года; по установке знаков до 01 сентября 2021 года; по устранению повреждений дорожного полотна в виде просадок до 01 октября 2021 года; по обустройству стационарного электрического освещения до 01 ноября 2021 года.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по надлежащему содержанию автомобильной дороги удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автодороги общего пользования местного значения «Подъезд к д. Захарино».
Обязать муниципальное образование «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» организовать приведение автомобильной дороги общего пользования местного значения«Подъезд к д. Захарино»:
- в соответствие с требованиями ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п. 5.6.28, 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2004, п. 7.32 (таблица 15), п. 7.35 СП 52.13330.2010, раздела 4 «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог», утвержденной приказом Минтранса от 16 декабря 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» путем разработки и утверждения технического паспорта, проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков, обозначения границ полосы отвода на автодороге «Подъезд к д. Захарино» - в срок до 01 июня 2021 года;
- в соответствие с требованиями п.п. 5.6.28, 5.6.29, 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2004 путем установки на автодороге «Подъезд к д. Захарино» дорожных знаков 6.13 «Километровый знак 0 км», «Километровый знак 1 км», «Километровый знак 3 км», «Километровый знак 4 км», дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта «д. Захарино» и против титула 5.24.1 «Конец населенного пункта «д. Захарино» - в срок до 01 сентября 2021 года;
- в соответствие с требованиями п. 5.2.4 (таблица 5.3) ГОСТ Р 50597-2017 путем устранения повреждений дорожного полотна в виде просадок покрытия автодороги «Подъезд к д. Захарино» - в срок до 01 октября 2021 года;
- в соответствие с требованиями п. 7.46 (таблица 16) СП 52.13330.2010, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.7.2.28 «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог», утвержденных письмом Росавтодора от 17 марта 2004 года № 4 ОС-28/1270-ис путем обустройства стационарного электрического освещения на участке 100 м перед населенным пунктом «д. Захарино» - в срок до 01 ноября 2021 года.
На основании ч. 9 ст. 227 КАС РФ муниципальное образование «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» обязано сообщить суду и административному истцу об исполнении настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 15 ноября 2019 года.