Решение по делу № 2-810/2024 от 19.02.2024

Дело

55RS0-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 15.04.2024 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Омского муниципального района <адрес> обратилась в Омский районный суд <адрес> с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества- сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, нп. Усть-Заостровское лесничество. В обоснование заявленных требований указано, что на основании заявления администрации осуществлена постановка на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружения коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости внесена регистрационная запись. Заявитель указывает, что объект состоит на учете в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, никто своих прав на данный объект не заявил в течение года с момента постановки объекта на учет.

Представитель администрации Омского муниципального района <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще, представил в материалы дела заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители заинтересованных лиц - Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Министерства имущественных отношений <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, АО "Омскоблводопровод", ФАУ ДПО "Омский учебный центр федеральной противопожарной службы" в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще.

Заинтересованные лица - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, обоснованных возражений относительно существа требований не заявили, заблаговременно с материалами гражданского дела не ознакомились, тогда как положения статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предписывают лицам, участвующим в деле, добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по данной категории дел входят факты отсутствия или неизвестности собственника объекта, а также отсутствие спора о праве.

В судебном заседании установлено, что объект недвижимости: сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположено по адресу: <адрес>, нп. Усть-Заостровское лесничество.

По информации, представленной ППК «Роскадастр по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружения коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, нп. <адрес>

Из информации, представленной Администрацией Усть-Заостровского Омского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в реестре муниципального имущества сельского поселения     сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, не значится.

Из информации Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином банке данных объектов собственности <адрес> отсутствует информация об объекте недвижимости - сооружении коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>.

Согласно информации ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, нп. Усть-Заостровское лесничество, отсутствует в реестре федерального имущества.

Согласно информации Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, в реестре муниципального имущества <адрес> отсутствует.

Из справки БУ «Омский центр КО и ТД» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, в учетно-статистической документации не значится.

Ответом АО «Омскоблводопровод» от ДД.ММ.ГГГГ общество указано, что не осуществляет эксплуатацию сооружения коммунального хозяйства с кадастровым номером , сведения о строительстве и обследовании объекта отсутствуют.

В ответе на запрос суда МКУ «Муниципальный архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что проектная документация, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплантацию объекта недвижимости - сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, отсутствует.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По смыслу указанных норм, предусмотренный статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, возможен в случае отсутствия правопритязаний на объект.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружении коммунального хозяйства с кадастровым номером протяженностью 664 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Из технического плата сооружения следует, что объект недвижимости представляет собой водопроводные сети.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Поскольку спорный объект недвижимости является объектом водоснабжения /сети водопроводные/, а в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на администрацию муниципального района возложена обязанность осуществлять водоснабжение надлежащим образом, последняя должна принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоснабжения.

В силу части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 5 статьи 8 вышеуказанного Закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

При обнаружении бесхозяйного объекта сети водоотведения на территории муниципального образования право собственности на него может быть признано в порядке, установленном главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, только за муниципальным образованием. Законодатель связывает обязанность постановки бесхозяйных объектов на учет не с правом собственности на земельный участок, а с территориальной принадлежностью данного объекта.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможности нахождения участка холодного водоснабжения муниципальной собственности.

Согласно статье 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

На основании статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 указано, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса).

Из содержания указанной нормы следует, что сложная вещь образуется путем соединения многих вещей, представляющих единство, спорный участок сети холодного водоснабжения не является единым имущественным комплексом в понимании статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 130, статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" сети водопровода, будучи инженерными сооружениями длительного использования, по своему правовому статусу относятся к объектам недвижимости, следовательно, спорный участок водопровода также является объектом недвижимости, не имеющего собственника.

Поскольку в данном случае орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, спорный объект обладает всеми признаками бесхозяйной недвижимой вещи, притязаний со стороны иных лиц при рассмотрении дела не установлено, что является достаточным основанием для признания его бесхозяйным имуществом и удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом <адрес> на бесхозяйный недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером протяженностью 664 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                          Я. А. Реморенко

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Дело

55RS0-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 15.04.2024 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Омского муниципального района <адрес> обратилась в Омский районный суд <адрес> с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества- сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, нп. Усть-Заостровское лесничество. В обоснование заявленных требований указано, что на основании заявления администрации осуществлена постановка на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружения коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости внесена регистрационная запись. Заявитель указывает, что объект состоит на учете в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, никто своих прав на данный объект не заявил в течение года с момента постановки объекта на учет.

Представитель администрации Омского муниципального района <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще, представил в материалы дела заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители заинтересованных лиц - Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Министерства имущественных отношений <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, АО "Омскоблводопровод", ФАУ ДПО "Омский учебный центр федеральной противопожарной службы" в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще.

Заинтересованные лица - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, обоснованных возражений относительно существа требований не заявили, заблаговременно с материалами гражданского дела не ознакомились, тогда как положения статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предписывают лицам, участвующим в деле, добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по данной категории дел входят факты отсутствия или неизвестности собственника объекта, а также отсутствие спора о праве.

В судебном заседании установлено, что объект недвижимости: сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположено по адресу: <адрес>, нп. Усть-Заостровское лесничество.

По информации, представленной ППК «Роскадастр по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружения коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, нп. <адрес>

Из информации, представленной Администрацией Усть-Заостровского Омского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в реестре муниципального имущества сельского поселения     сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, не значится.

Из информации Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином банке данных объектов собственности <адрес> отсутствует информация об объекте недвижимости - сооружении коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>.

Согласно информации ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, нп. Усть-Заостровское лесничество, отсутствует в реестре федерального имущества.

Согласно информации Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, в реестре муниципального имущества <адрес> отсутствует.

Из справки БУ «Омский центр КО и ТД» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, в учетно-статистической документации не значится.

Ответом АО «Омскоблводопровод» от ДД.ММ.ГГГГ общество указано, что не осуществляет эксплуатацию сооружения коммунального хозяйства с кадастровым номером , сведения о строительстве и обследовании объекта отсутствуют.

В ответе на запрос суда МКУ «Муниципальный архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что проектная документация, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплантацию объекта недвижимости - сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером , протяженностью 664 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, отсутствует.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По смыслу указанных норм, предусмотренный статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, возможен в случае отсутствия правопритязаний на объект.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружении коммунального хозяйства с кадастровым номером протяженностью 664 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Из технического плата сооружения следует, что объект недвижимости представляет собой водопроводные сети.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Поскольку спорный объект недвижимости является объектом водоснабжения /сети водопроводные/, а в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на администрацию муниципального района возложена обязанность осуществлять водоснабжение надлежащим образом, последняя должна принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоснабжения.

В силу части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 5 статьи 8 вышеуказанного Закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

При обнаружении бесхозяйного объекта сети водоотведения на территории муниципального образования право собственности на него может быть признано в порядке, установленном главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, только за муниципальным образованием. Законодатель связывает обязанность постановки бесхозяйных объектов на учет не с правом собственности на земельный участок, а с территориальной принадлежностью данного объекта.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможности нахождения участка холодного водоснабжения муниципальной собственности.

Согласно статье 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

На основании статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 указано, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса).

Из содержания указанной нормы следует, что сложная вещь образуется путем соединения многих вещей, представляющих единство, спорный участок сети холодного водоснабжения не является единым имущественным комплексом в понимании статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 130, статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" сети водопровода, будучи инженерными сооружениями длительного использования, по своему правовому статусу относятся к объектам недвижимости, следовательно, спорный участок водопровода также является объектом недвижимости, не имеющего собственника.

Поскольку в данном случае орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, спорный объект обладает всеми признаками бесхозяйной недвижимой вещи, притязаний со стороны иных лиц при рассмотрении дела не установлено, что является достаточным основанием для признания его бесхозяйным имуществом и удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом <адрес> на бесхозяйный недвижимого имущества - сооружение коммунального хозяйства с кадастровым номером протяженностью 664 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                          Я. А. Реморенко

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-810/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Омского муниципального района Омской области
Другие
АО "Омскоблводопровод"
Мельникова Светлана Александровна
Администрация Усть-Заостровского сельского поселдения Омского муниципального района Омской области
Авдеева Евгения Ивановна
Константинова Галина Васильевна
Матросов Александр Васильевич
Карпинский Василий Анатольевич
Территориальное Управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Омской области
Смолин Алексей Николаевич
Бодунков Кирилл Андреевич
Горобец Иван Петрович
Сокольская Светлана Юрьевна
ФАУ ДПО "Омский учебный центр федеральной противопожарной службы"
Буркут Александра Кузьминична
Министерство имущественных отношений Омской области
Управление Росреестра по Омской области
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Реморенко Яна Александровна
Дело на сайте суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
19.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2024Передача материалов судье
22.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2024Подготовка дела (собеседование)
11.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2024Судебное заседание
15.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее