Дело № 2-2028/2021
25RS0010-01-2021-002647-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 года город Находка
Находкинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Черновой М.А.,
при секретаре Кувакиной Н.А.,
с участием представителя истца Поповиченко В.В. по доверенности от 14.02.2021 Сапронова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповиченко Владимира Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края о признании незаконным решения в части не включения в специальный стаж периода работы, включении в специальный стаж периода работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с названным иском, указав в обоснование требований, что 23.01.2020 в его адрес поступило извещение о завершении заблаговременной работы с представленными документами для назначения страховой пенсии, разъяснены порядок и сроки обращения для назначении пенсии с 31.12.2020 по 31.01.2021. Истец обратился в Управление пенсионного фонда в Находкинском городском округе 18.01.2021 для назначения пенсии. Решением от 27.01.2021 заявителю отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы (42 года). Истец считает, что указанное решение пенсионного органа не соответствует требованиям действующего законодательства. Так, ответчиком указано в решении, что период прохождения военной службы не подлежит зачету в продолжительность требуемого стажа (42 года), дающего право на снижение возраста. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы. Период прохождения военной службы засчитывается в том случае, если периоду прохождения военной службы предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), также включаемые в страховой стаж (ч. 2 ст. 12 указанного закона). Согласно записям в трудовой книжке, истец 25.10.1977 трудоустроен в Дальневосточный завод Звезда, откуда 20.10.1979 уволен в связи с призывом в Советскую Армию. С 21.10.1979 по 27.11.1981 истец проходил службу в рядах Советской Армии, после чего 20.07.1982 трудоустроен в автобазу треста Примортрансстрой. Указанные сведения также подтверждаются записями в военном билете № и выпиской о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица из Пенсионного фонда РФ. Таким образом, ответчик обязан был назначить истцу трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением (с 18.01.2021), однако отказал, не имея на это оснований. Чем нарушил право истца на получение пенсии. Просил признать решение пенсионного органа от 27.01.2021 незаконным, включить период военной службы в Советской Армии с 21.10.1979 по 27.11.1981 в специальный стаж. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить Поповиченко В.В. трудовую пению досрочно с даты обращения за ее назначением с 18.01.2021 года.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил представителя.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылался на письменные пояснения, приобщенные к материалам дела, из которых следует, что в силу ч. 1.2 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», действующей с 01.01.2019 лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет для мужчин, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 лет (для мужчин). В случае Поповиченко В.В. назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста обусловлено наличием страхового стажа определенной продолжительности. Ссылался на подп. 1 п. 1 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях»; ст. 1 Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», действовавшего до 01.01.1992; ст. 90 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российский Федерации», действовавшего до 01.01.2002; ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015; ст. 73 Закона СССР от 12.10.19677 № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности»; пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений. Из указанных норм следует, что и в настоящее время и в спорный период срочной военной службы истца по призыву служба в армии включалась и в страховой стаж, и в общий трудовой стаж для определения права на страховую пенсию. Отказывая заявителю в назначении досрочной страховой пенсии, ответчик указывает ч. 9 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях», введенной ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ. Вместе с тем, по мнению истца, общий механизм образования страхового стажа для страховой пенсии по старости действует и в случае назначения досрочной пенсии за длительную работу. Понятие «страховой стаж» было введено с 01.01.2002, но положения Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных переделах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определении от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Действовавшее на период прохождения истцом срочной военной службы по призыву правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в общий стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Заявитель обратился в пенсионный орган 18.01.2021, спустя 5 месяцев после достижения им возраста 60 лет, что само по себе соответствует требованиям действующего пенсионного законодательства. Ответчиком не дана оценка извещению о состоянии индивидуального лицевого счета, полученному Поповиченко В.В. на сайте госуслуг от пенсионного органа, где в расчете стажа по состоянию на 01.01.2021 и который составляет 42 года 4 месяца 11 дней, величина ИПК – 125, 857, а также извещению о завершении заблаговременной работы от 23.01.2020, направленному ответчику с предложением обратиться в УПФР по Находкинскому городскому округу в период с 31.12.2020 по 31.01.2021 для установлении пенсии. Таким образом, ответчик обязан был назначить заявителю трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением (с 18.01.2021), однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил право истца на получение пенсии.
Представитель ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела пенсионный орган извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении, направлены письменные возражения, в которых содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя пенсионного органа. Из письменных возражений следует, что с заявленными исковыми требованиями ответчик не согласен, поскольку у истца отсутствует необходимое количество стажа. Поповиченко В.В. обратился в пенсионный орган 18.01.2021 (по достижению возраста 60 лет). Указывает на то, что проходил службу в рядах Советской Армии с 21.10.1979 по 27.11.1981. Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ внесены изменения в статью 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части установления пенсионного возраста. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). При этом предусмотрено поэтапное повышение возраста с 2019 года по 2024 год. Граждане, которые в период с 01.01.2019 по 21.12.2020 достигли ранее установленного пенсионного возраста и приобрели необходимый стаж, могут получать страховую пенсию по старости на 6 месяцев ранее достижения событий, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ. С учетом переходных положение, установленных ст. 35 Закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа истца должна составлять 11 лет, а величина индивидуального пенсионного коэффициента – не менее 18,6. Право на страховую пенсию (по общим правилам) у истца возникнет по достижению возраста 61 год 6 месяцев. На дату подачи заявления о назначении пенсии истец не достиг указанного возраста. В период службы в Армии отсутствует начисление заработной платы и уплата страховых взносов в соответствии с действующим законодательством. Период службы в Армии по-прежнему включается в страховой стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии по старости на общих условиях, досрочной страховой пенсии по старости (при работе в особых условиях труда), за указанный стаж начисляются пенсионные коэффициенты (баллы), в соответствии со ст. 15 Закона № 400-ФЗ. Однако истец неверно понимает положения статьи 12 Закона № 400-ФЗ. Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ относится к иным периодам и засчитывается в страховой стаж. Вместе с тем, согласно ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ (введена в действие Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ) при исчислении страхового стажа мужчин, продолжительностью не менее 42 лет, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона. В пункт 2 указанной нормы законодатель включил только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Следовательно, период прохождения истцом службы в Советской Армии не может быть учтен при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по старости ранее достижения установленного настоящим Федеральным законом возраста. Истцом указанный особый порядок исчисления продолжительности стажа для выхода на пенсию досрочно (на 2 года) не учтен. Управлением ПФР подсчитано количество стажа истца, подлежащего включению в соответствии с вышеуказанной нормой (пп. 1.1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ – назначение пенсии досрочно с учетом длительного стажа). Итого общая продолжительность стажа (без учета периода службы в Армии) на дату 18.01.2021 составляет 40 лет 03 месяца 08 дней, (требуемая 42 года – для мужчин). Учитывая изложенное, представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований Поповиченко В.В.
Суд, выслушать представителя истца, учитывая возражения ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Поповиченко В.В. 18.01.2021 года обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 27.01.2021 № 13604/21 заявителю отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы 42 года по условиям п.п. 1.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».Указано на то, что заявление о назначении пенсии может быть подано не ранее чем за один месяц до наступления права на пенсию, достижения возраста 61 год 6 месяцев (31.01.2022), то есть в период с 31.12.2021 по 31.01.2022.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями Поповиченко В.В., указывает на то, что в его стаж пенсионным органом не засчитан период прохождения им службы в Советской Армии с 21.10.1979 по 27.11.1981. Ссылаясь на положения п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», истец указывает, что период прохождения им военной службы подлежит включению в страховой стаж, поскольку ему предшествовали и за ним следовали периоды работы, указанные в ст. 11 Закона «О страховых пенсиях». Считает, что изменения законодательства не могут служить основанием для ущемления права в области пенсионного обеспечения, поскольку действовавшее в период прохождения им военной службы по призыву правовое регулирование предусматривало возможность зачета указанного периода в общий стаж работы.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Вступившим в силу с 01.01.2019 г. Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
В силу приложения № 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ при достижении возраста, установленного ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ с 2020 года право на страховую пенсию возникает не ранее, чем через 24 месяца с момента достижения указанного возраста.
Согласно ч. 1.2 ст. 8 Закона «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу ст. 14 Закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно ст. 12 Закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
В силу ч. 9 ст. 13 Закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Время службы в рядах Вооруженных Силах СССР, периоды обучения в этот стаж не засчитывается.
Таким образом, учитывая, что на дату обращения в пенсионный орган страховой стаж истца для назначения спорной пенсии составлял менее 42 лет, пенсионный орган обоснованно отказал в назначении страховой пенсии по старости с даты обращения.
Доводы истца и его представителя сводятся к иному толкованию норм пенсионного законодательства, поскольку период прохождения военной службы, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона «О страховых пенсиях», подлежит включению в страховой стаж наравне с периодами, указанными в ст. 11 настоящего Федерального закона, при определении права на назначение страховой пенсии по общему правилу. В то время как для досрочного назначения страховой пенсии на основании ч. 1.2 ст. 8 Закона «О страховых пенсиях», в силу ч. 9 ст. 13 указанного закона, в страховой стаж включаются только периоды, предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона «О страховых пенсиях».
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу, что отказ ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу в назначении досрочной страховой пенсии по старости обоснован.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Поповиченко В.В. не имеет требуемую продолжительность необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Поповиченко Владимира Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края о признании незаконным решения в части не включения в специальный стаж периода работы, включении в специальный стаж периода работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А. Чернова
решение в мотивированном виде
принято 17.06.2021