Решение по делу № 2-676/2022 от 17.10.2022

УИД: 66RS0017-01-2022-000799-97

Дело № 2-676/2022

Мотивированное решение изготовлено 16.12.2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Арти                                                                                                 12 декабря 2022 г.

       Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,

с участием истца Шевалдиной Т.В. и ее представителя Усмановой Е.В.,

представителя ответчика Богатыревой Т.В.,

при секретаре Тукановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевалдиной Т. В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением,

установил:

Первоначально Шевалдина Т.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики №3 (далее по тексту УСП № 3) о возложении обязанности поставить на учет для целей предоставления жилого помещения.

    В обоснование заявленных требований Шевалдина Т.В. указала, что относилась к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и ей был назначен опекун, так как ее мать умерла, а отец отказался от воспитания детей и совместно не проживал с ними. Какого-либо объекта недвижимости за ней не закреплено. На момент смерти опекуна она училась в Екатеринбургском экономическо-технологическом колледже, который закончила 26.06.2008 г. Проживала в доме опекуна, а во время учебы - в общежитии. В настоящее время    вместе со своей семьей она живет в съёмной квартире. О том, что должна была быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не знала, как и не знала, что ей положены были предоставить жилое помещение по окончанию учебного заведения. Ни органы защиты, ни опекун ей об этом не говорили, сама она юридически не грамотная. О том, что ей положены вышеуказанные льготы, она узнала, когда обратилась в администрацию АГО с заявлением на улучшение жилищных условий, где ей посоветовали встать на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она обращалась с заявлением к ответчику Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 3 о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, но получила отказ, так как с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ранее не обращались, а на сегодняшний день достигла возраста 23 лет. Полагая что данный отказ является незаконным, просит суд возложить обязанность на Министерство социальной политики Свердловской области территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 3 поставить ее на учет для целей предоставления жилого помещения, а также взыскать с ответчика все судебные расходы.

    В судебном заседании 21.11.2022 истец Шевалдина Т.В. и ее представитель Усманова Е.В. уточнили заявленные исковые требования, в связи с чем на основаниях, изложенных в первоначальном исковом заявлении, просили возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики №3, осуществляющий полномочия органа опеки и попечительства, обязанность включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Шевалдину Т.В., взыскать все судебные расходы.

В судебном заседании истец Шевалдина Т.В. и ее представитель Усманова Е.В. поддержали уточненные исковые требования в полном объеме, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что Шевалдина Т.В. осталась без родителей в 9 лет, до 23 лет она обучалась в учебном заведении, о положенных ей правах на обеспечение жильем не знала, в возрасте 36 лет впервые обратилась в Управление социальной политики №3, но во включении в список ей было отказано.

Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа Государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №3 (Управление социальной политики №3) Богатырева Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований      указав, что Шевалдиной Т.В. отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. с момента достижения совершеннолетия и до достижения 23 лет она имела возможность реализовать свое право на обеспечение жильем путем обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, однако этого не сделала. Оснований для взыскания с ответчика судебных расходов не имеется, т.к. отказ во включении в список обусловлен бездействием истца, а не действиями ответчика.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему:

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма 7 специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Критерии отнесения граждан к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также Федеральный закон, от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), согласно которой лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами; семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения 8 предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву/ либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Пункт 3 указанной статьи в той же редакции предусматривает, что в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 той же статьи).

Таким образом, федеральный законодатель - определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ. Аналогичные основания предоставления дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены и Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. N 682-3 «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной Поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по" субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 11.06.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1215-0, положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1229-0, от 29 января 2019 г. N 185-0 и от 30 января 2020 г. N 89-0).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения РФ (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ и пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вступление в действие Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым указанные лица не были поставлены на учет для получения жилого помещения. Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что истец ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Согласно свидетельства о рождении VII-АИ , выданного отделом ЗАГС Артинского райисполкома Свердловской области на основании записи акта о рождении года, родителям истца являлись ФИО3 и ФИО4.

Согласно свидетельства о смерти, ФИО4    умерла 25.05.1996    г. (запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ отдел ЗАГС <адрес>).

На основании приказа председателя Артинской поселковой Управы от ДД.ММ.ГГГГ, опекуном над несовершеннолетними ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. назначена ФИО1, поскольку мать несовершеннолетних умерла, а отец отказывается от воспитания детей и совместно с ними не проживает.

Согласно свидетельства о смерти, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ отдел ЗАГС <адрес>).

Согласно свидетельства о смерти, выданного отделом ЗАГС МО «<адрес>» ФИО1 умерлаДД.ММ.ГГГГ.

В 2008 г. ФИО2 закончила обучение в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Екатеринбургский экономико-технологический колледж», о чем получен диплом <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о браке, ДД.ММ.ГГГГ заключили брак ФИО2 и ФИО2, после регистрации брака супругам присвоены фамилии ФИО2 и Шевалдина.

Жилое помещение за истцом, как лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не закреплялось.

По информации Главы Артинского городского округа, Шевалдина Елисеева Т.В. а также ее представитель ФИО1 с заявлениями о постановке на учет с целью обеспечения жилым помещением в возрасте до 18 лет, с 18 до 23 лет в Администрацию Артинского городского округа не обращались.

В июне 2022 г. истец Шевалдина Т.В. в возрасте 36 лет обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно приказа заместителя начальника Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 3 Цивуниной О.А. -оп от ДД.ММ.ГГГГ, Шевалдиной Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ввиду того, что Шевалдиной Т.В., а также ее законным представителем в период нахождения Шевалдиной Т.В. под опекой (попечительством) и по достижению ею возраста 23 лет не соблюден установленный законодательством РФ порядок постановки на учет для целей предоставления жилого помещения (отсутствие обращений в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий).

Таким образом, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец Шевалдина Т.В. относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет.

Истец Шевалдина Т.В. достигла возраста 18 лет - в 2004 году, 23 лет – в 2009 году.

В настоящее время Шевалдина Т.В. жильем не обеспечена, проживает со своей семьей по адресу <данные изъяты> на основании договора найма жилого помещения, заключенного с ФИО6

Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шевалдина Т.В. после установления опеки находилась на воспитании в семье опекуна; в детское специализированное учреждение не направлялась, не находилась на полном государственном обеспечении, в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не числилась; в отношении неё с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями опекун не обращалась; сама Шевалдина Т.В. с письменным заявлением о включении в список нуждающихся в жилых помещениях впервые обратилась в 2022 году в возрасте 36 лет.

Причину не обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения Шевалдина Т.В. обосновывает незнанием закона и отсутствием информации о наличии у неё такой льготы. Объективных доказательств уважительности не обращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п., до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено, равно как не представлено каких-либо иных доказательств (справок, обращений в иные органы с жалобами на действия представителя органа опеки и попечительства в отказе в приеме документов, в суд и т.п.) обращения до 23 лет с заявлениями по жилищному вопросу. Истец, на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях, не заявляла о нуждаемости, на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не вставала.

Фактически пояснения стороны истца и собранные по делу доказательства указывают на то, что до 2022 года Шевалдину Т.В. не интересовал вопрос ее включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Определив и установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, исходя из того, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений; истцом не представлено доказательств, что до достижения возраста 23 лет она обращалась в уполномоченный орган по вопросу обеспечения жилым помещением, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включения в Список, а также доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ей своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок, суд приходит к выводу о том, что Шевалдина Т.В. утратила право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.

Обучение истца в ФГОУСПО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» не свидетельствует о том, что истец по объективным причинам была лишена возможности обратиться в установленном законом порядке с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В 2004 году истцу исполнилось 18 лет и она, обладая полной дееспособностью, могла и должна была позаботиться о своих жилищных правах, в том числе, прибегнув к помощи государственных органов (администрации, прокуратуры, суда и т.д.).

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований суд исходит из отсутствия уважительных причин, которые бы препятствовали истцу своевременно обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательств, свидетельствующих об отказе в постановке на учет. Ссылка истца на новый порядок обеспечения жилыми помещениями, предусмотренный Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ несостоятельна, так как данные положения не отменяют обязательности наличия уважительных причин для включения соответствующих граждан (достигших возраста 23 лет) в указанный список.

Основания для взыскания судебных расходов в соответствии с положениями ст. ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ

    В удовлетворении заявленных исковых требований Шевалдиной Т. В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики №3 о включении в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, отказать.

         Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                              Волкова Е.В.

<данные изъяты>

2-676/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевалдина Татьяна Валерьевна
Ответчики
ТОИГОВ СО - Управление социальной политики СО № 3
Другие
Усманова Елена Вениаминовна
Суд
Артинский районный суд Свердловской области
Дело на странице суда
artinsky.svd.sudrf.ru
17.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2022Передача материалов судье
21.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
12.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2023Дело оформлено
31.03.2023Дело передано в архив
12.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее