Дело №12-36/2021
УИД 18RS0007-01-2021-000842-33
Решение
п. Балезино 04 октября 2021 года
Судья Балезинского районного суда Удмуртской Республики Беркутова Т.М.,
с участием законного представителя Администрации муниципального образования «Кожильское» Головковой А.Н.,
представителей административного органа Барановой Е.Ю., Шарафиевой А.А., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Администрации муниципального образования «Кожильское», юридический адрес: Удмуртская Республика, Балезинский район, д. Кожило, ул. Молодежная, д.1, ОГРН 1061837000830, на постановление заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю №72 о назначении административного наказания от 30.07.2021 по ч.2 ст.8.7КоАП РФ,
Установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю №72 от 30.07.2021 по делу об административном правонарушении Администрация муниципального образования «Кожильское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 200000,00 руб.
Администрация муниципального образования «Кожильское», не согласившись с данным постановлением, подала жалобу, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Администрация муниципального образования «Кожильское» в соответствии с требованиями действующего законодательства приняла все необходимые мероприятия по ликвидации незаконной свалки. В течение 2019 года велась работа по выделению земельного участка, на котором расположена свалка и постановка его на кадастровый учет. Согласно государственной программе Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы», утвержденной постановлением Правительства УР от 01.07.2013 № 272 заявителем на предоставление субсидий является муниципальное образование районного уровня, а не сельского поселения. Постановлением Правительства УР №221 от 23.04.2021 указанная субсидия была распределена в соответствии с заявкой администрации муниципального образования «Балезинский район» от 03.02.2021. Данная заявка была принята Министерством природных ресурсов УР от 05.02.2021. Постановлением Правительства УР №221 от 23.04.2021 муниципальному образованию «Балезинский район» выделены субсидии на реализацию подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами» государственной подпрограммы УР «Окружающая среда и природные ресурсы». На период проверки велись торговые процедуры по заключению контракта. 11.06.2021 контракт заключен. Согласно п.1.2 контракта срок оказания услуг по ликвидации несанкционированного размещения ТКО установлен не позднее 31.12.2021. Работа по решения вопроса о ликвидации свалки, расположенной за с.Балезино велась на протяжении продолжительного срока и подтверждает факт действий, а не бездействий в отношении указанного объекта. В настоящее время идут фактические работы по ликвидации данной свалки. Позиция и документы заявителя не были отражены в постановлении об административном правонарушении Россельхознадзора от 30.07.2021 и, соответственно, не была дана правовая оценка действиям заявителя направленных на ликвидацию незаконной свалки. Кроме того, заявитель начиная с 2012 года неоднократно обращался о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования не выделялись. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в том числе и на основании п.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель администрации МО «Кожильское» Головкова А.Н. доводы жалобы поддержала в полном объеме, постановление о назначении административного наказания просила отменить. Также пояснила, что были выполнены все условия при планировании бюджета на ликвидацию свалки. На сегодняшний день ведутся работы по ликвидации свалки, акт выполненных работ не подписан, так как полностью свалка еще не ликвидирована.
Представитель административного органа Шарафиева А.А. в судебном заседании пояснила, что постановление является законным и обоснованным. Просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление должностного лица оставить без изменения.
Представитель административного органа Баранова Е.Ю. поддержала позицию представителя Шарафиевой А.А.
Выслушав представителя юридического лица, представителей административного органа, изучив и проанализировав представленные материалы, прихожу к следующему выводу.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Частью 3 данной статьи установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Установлено, что протокол об административном правонарушении в отношении администрации муниципального образования «Кожильское» составлен должностным лицом, уполномоченным на основании ст.28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Администрация муниципального образования «Кожильское» является юридическим лицом, ОГРН 1061837000830.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Правонарушение имеет формальный состав и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.
Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и осуществлять обязательные мероприятия - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков): граждане, должностные лица, юридические лица.
Администрации муниципального образования «Кожильское» вменяется нарушение требований ч.1 ст.13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст. 8, 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст.6 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны; осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 79 Земельного Кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из материалов дела об административном правонарушении установлено, что приказом заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю №01-03/18-11 от 30.04.2021 поручено провести плановую выездную проверку в отношении Администрации муниципального образования «Кожильское», сроком проведения с 11.05.2021 по 07.06.2021. С приказом о проведении проверки ознакомлена глава МО «Кожильское».
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки № 13 от 04.06.2021, согласно которому при обследовании земель сельскохозяйственного назначения на территории МО «Кожильское» на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, Балезинский район, по направлению автодороги п. Балезино-д.Аросово, в 500 метрах северо-западнее от с. Балезино слева съезд в поле (за кладбищем) выявлено загрязнение в виде перекрытия плодородного слоя почвы твердыми бытовыми отходами (пластиковые и стеклянные бутылки, ветошь, ветки, стекло, растительные остатки, полиэтилен, строительный мусор) на площади 0,4698 га. С актом проверки ознакомлена глава МО «Кожильское».
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 18:02:165001:1159 следует, что данный земельный участок расположен по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, территория муниципального образования «Кожильское», относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, площадью 4718 +/-13,77 кв.м, правообладателем земельного участка на праве собственности является муниципальное образование «Кожильское».
По результатам проверки выдано предписание № 13П от 04.06.2021, согласно которому в срок до 11.10.2021 необходимо устранить выявленные нарушения. Предписание получено главой МО «Кожильское».
Выявленные в ходе проверки нарушения явились основанием для составления 15.07.2021 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования «Кожильское», которой вменено нарушение требований ч.1 ст.13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст. 8, 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ 2об отходах производства и потребления» ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст.6 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Администрацией МО «Кожильское» Балезинского района в адрес администрации МО «Балезинский район» направлено письмо №374 от 31.10.2018 согласно которому Администрация МО «Кожильское» при формировании проекта бюджета муниципального образования «Кожильское» на 2019 год просит учесть, в том числе следующий вид расходов: ликвидация свалок, образованных в 80-ые года (Такапи, Быдыпи, с. Балезино).
Из ответа Администрации МО «Балезинский район» главе МО «Кожильское» №3686 от 20.11.2018 следует, что при формировании бюджета муниципального образования Кожильское» учесть потребности сельского поселения в полном объеме не предоставляется возможным.
Администрацией МО «Кожильское» Балезинского района в адрес администрации МО «Балезинский район» направлено письмо №484 от 04.12.2019 согласно которому Администрация МО «Кожильское» при формировании проекта бюджета муниципального образования «Кожильское» на 2020 год просит учесть, в том числе следующий вид расходов: ликвидация свалок, образованных в 80-ые года (Такапи, Быдыпи, с. Балезино).
Из ответа Администрации МО «Балезинский район» главе МО «Кожильское» №240 от 30.12.2019 следует, что при формировании бюджета муниципального образования Кожильское» учесть потребности сельского поселения в полном объеме не предоставляется возможным.
Администрацией МО «Кожильское» Балезинского района в адрес администрации МО «Балезинский район» направлено письмо №412 от 30.11.2020 согласно которому Администрация МО «Кожильское» при формировании проекта бюджета муниципального образования «Кожильское» на 2021 год просит учесть, в том числе следующий вид расходов: ликвидация свалок, образованных в 80-ые года (Такапи, Быдыпи, с. Балезино).
Администрацией МО «Балезинский район» дан ответ № 262 от 30.12.2020, аналогичный ответам №3686 от 20.11.2018 и №240 от 30.12.2019.
03.02.2021 администрацией МО «Балезинский район» в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики направлена заявка на предоставление бюджету МО «Балезинсский район» субсидии для ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 18:02:65001:1159, расположенном в МО «Кожильское» в 1,0 км от с. Балезино.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики №221 от 23.04.2020 утверждено распределение субсидий из бюджета Удмуртской республики бюджета муниципальных образований в Удмуртской Республике на 2021 год на реализацию мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов. В список включено муниципальное образование «Балезинский район».
11.06.2021 между ООО «Спецавтохозяйство» (региональный оператор) и администрацией МО «Балезинский район» (заказчик) заключен контракт № 32, согласно которому региональный оператор обязуется по заданию заказчика осуществлять ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб.м, обнаруженных в границах территории муниципального образования «Балезинский район».
15.06.2021 между администрацией МО «Балезинский район» (заказчик) и ИП Хаертдинов Ф.С. (исполнитель) заключен муниципальный контракт № 23267-2021, предметом которого является ликвидация несанкционированных свалок, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 18:02:165001:1159, расположенного в МО «Кожильское» в 1,0 км от с. Балезино.
В силу части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Таким образом, поскольку должностным лицом главой муниципального образования «Кожильское» направлялись предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти, есть основания для прекращения производства по делу в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю №72 от 30.07.2021, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Кожильское», подлежит отмене, а настоящее дело об административном правонарушении, подлежит прекращению.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу, предусмотренных ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП Российской Федерации, судья
решил:
Жалобу Администрации муниципального образования «Кожильское» удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю №72 от 30.07.2021 о привлечении Администрации муниципального образования «Кожильское» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП Российской Федерации, отменить, производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии решения путем подачи жалобы через Балезинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.М. Беркутова