УИД 21RS0023-01-2021-004129-16
№ 2-1211/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2022 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Лащеновой Е.В., при секретаре судебного заседания Верзилиной Е.И., с участием представителя истца помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Лукиной Т.В., представителей ответчика администрации г.Чебоксары - Тихоновой О.В., Дельман Е.Э., представителя третьего лица ООО «Честр-Инвест» - Чекмасова В.А., представителя третьего лица ООО «УО «Колосс» - Петрова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности изготовить проект, провести ремонтные работы,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Чебоксары с учетом уточнения о возложении обязанности изготовить проект работ по ремонту подпорной стены, расположенной между многоквартирными жилыми домами №<адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, провести ремонтные работы по восстановлению несущей способности подпорной стены в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района на основании обращения ФИО6 о ненадлежащем содержании инженерных конструкций, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, нарушении градостроительного законодательства, проведена проверка соблюдения законодательства. На участке местности, расположенном между многоквартирными жилыми домами №№ по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, установлена подпорная стена, целевым назначением которых является обеспечение выравнивания земельного участка путем удержания насыпного грунта для строительства многоквартирного жилого <адрес> и устройства дворовой площадки. Обследованием данных инженерных конструкций зафиксирован их значительный износ и потеря устойчивости, вследствие чего часть конструкций обрушена, другая часть подпорных стен на момент проверки находится под значительным уклоном, чем создается угроза дальнейшего разрушения и схода насыпного грунта. С 2013 года ООО УО «Колосс» неоднократно обращалось в органы государственной власти и местного самоуправления, однако до настоящего времени работы по восстановлению несущей способности подпорных стен не проведены. Право собственности на данные объекты не зарегистрировано. Объект находится на муниципальных земельных участках категорией: земли населенных пунктов. Подпорная стена как объект инженерной инфраструктуры неразрывно связанный с землей относится к муниципальной собственности. В силу ст.210 ГК РФ на администрации г.Чебоксары как на собственнике объекта лежит обязанность по его надлежащему содержанию.
В судебном заседании представитель истца Лукина Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представители ответчика Тихонова О.В., Дельман Е.Э. в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве и ранее данных пояснениях, указав, что администрация г.Чебоксары является ненадлежащим ответчиком. ЗАО «Фирма «Чувашагроинвестстрой» в период с октября 2005 года по август 2007 году осуществляло строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Строительство велось на основании проектной документации, разработанной ГУП ЧР «Проектный институт «Чувашгражданпроект» Минстроя Чувашии, разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией <адрес>. Согласно рабочей документации было осуществлено возведение подпорной стены. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и подпорная стена, предназначенная для его эксплуатации, несмотря на то, что находятся в муниципальной собственности, относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, поскольку стена возводилась именно для строительства и эксплуатации жилого дома, удерживания грунта, в связи с чем ответственность за сохранность и обслуживание подпорной стены несет управляющая организация.
Представитель третьего лица ООО «Честр-Инвест» - Чекмасов В.А. в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда. Ранее объяснял, что общество не является лицом, осуществляющим строительство и эксплуатацию спорного сооружения. После завершения строительных работ ответственность за содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт подпорной стены несет управляющая компания.
Представитель третьего лица ООО «УО «Колосс» - Петров А.В. в судебном заседании исковые требования просил удовлетворить в полном объеме. Указал, что ООО УО «Колосс» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № по <адрес> с 2008 года. Данный жилой дом расположен в кадастровом квартале под условным номером №. Межевание придомовой территории, а также земельного участка, инженерно-геологические изыскания не проводились, проект межевания с целью определения местоположения границ не разрабатывался. В ЕГРН отсутствуют сведения о границах земельного участка. Между домами №№, № <адрес> имеется подпорная стена, которая находится в аварийном состоянии. Данная стена не входит в границы земельного участка многоквартирного <адрес>, управляющая компания не несет за нее ответственность. Аварийное состояние подпорной стены угрожает жизни и здоровью людей, может повредить имущество. Монолитно-бетонные плиты, образующие подпорную стену, разрушаются и падают на проезжую часть и детскую площадку, находящиеся вблизи от нее. Кроме того, аварийное состояние подпорной стены не позволяет произвести ремонт придомовой территории, в частности укладку асфальта на проезжую часть и тротуар.
Представитель третьего лица АО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Регионжилстрой» - Семенов И.В. в судебное заседание не явился, представлен отзыв на исковое заявление, в котором вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда. В предыдущих судебных заседаниях объяснял, что многоквартирный жилой <адрес> сдан в эксплуатацию в 2007 году. Земельный участок под строительство дома находился на склоне со сложным рельефом и для устройства ровной строительной территории необходимо было выровнять площадку путем организации насыпи в сторону речки в пределах выделенного ЗАО «Фирма «Чувашагроинвестстрой» (в настоящее время АО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Регионжилстрой») земельного участка. Для организации насыпи и препятствования осыпания была возведена подпорная стена из железобетонных конструкций на землях, арендованных под строительство жилого дома. Застройщику не было известно о проектировании и строительстве в будущем жилого <адрес>. Подпорная стена изготовлена из железобетонных конструкций индивидуальных параметров, изготовленных заводским способом с обваловкой грунтом подпорной стенки высотой 1,2 м выше фундамента подпорной стенки. При привязке, проектировании и строительстве жилого <адрес> ниже по склону ООО «Честр-Инвест» обязано было учесть фактическое состояние местности, существующие конструкции и включить в проект мероприятия против сползания грунта с учетом своего проекта строительства, однако не сделало этого. ООО «Честр-Инвест» при подготовке площадки под строительство жилого дома ниже по рельефу ликвидировало обваловку грунтом существующей подпорной стены со стороны строящегося дома, в результате чего подошва подпорной стены оказалась на 0,3 м выше площадки. Несущая способность подпорной стены исчезла, начался процесс воздействия грунта на нее. Работы по укладке силового кабеля от ТП до жилого дома также сильно ослабили несущую способность конструкции. АО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Регионжилстрой» неоднократно направляло в адрес ООО «Честр-Инвест» предупреждения о возможных последствиях, было предложено провести дополнительные работы против обрушения, однако до настоящего времени соответствующих мероприятий не проведено.
Третьи лица Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Министерство строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары, администрация Калининского района г.Чебоксары, МБУ «Управление территориального планирования» г.Чебоксары, МКУ «Земельное управление» г.Чебоксары, БУ ЧР «Государственный архив современной истории», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Земельный участок с кадастровым номером № расположенный примерно <данные изъяты> м по направлению на юг от ориентира административного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный объект недвижимости со следующими характеристиками: категорией: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под проектирование и строительство двух 10-этажных жилых домов со встроенными помещениями под ЖЭК с клубными помещениями, канализационной насосной станции, аварийного резервуара <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был обременен арендой в пользу ООО «Честр-Инвест» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией <адрес>. Сведения о земельном участке внесены на основании заявки ООО «Честр-Инвест» и описания земельного участка, выполненного ООО НПП «Аршин», подготовленного на основании проекта границ земельного участка, утвержденного распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> о правообладателе земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
На земельном участке с кадастровым номером 21:01:030312:50, находящемся между многоквартирными жилыми домами №№, 64/1 по <адрес>, установлены подпорные стенки, целевым назначением которых является обеспечение выравнивания земельного участка путем удержания насыпного грунта для строительства многоквартирного жилого <адрес> и устройства дворовой площадки.
Застройщиком многоквартирного жилого <адрес> являлось ЗАО «Фирма «Чувашагроинвестстрой» (в настоящее время АО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Регионжилстрой»), застройщиком жилого <адрес> – ООО «Фирма «Честр-Инвест».
Строительство жилого <адрес> осуществлялось в соответствии с разрешением на строительство №, выданном ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Проектно-сметная документация на строительство разработана генеральным проектировщиком ГУП Чувашской Республики «Проектный институт «Чувашгражданпроект» Минстроя Чувашии. Названный жилой дом принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, акт приемки законченного строительством объекта утвержден распоряжением главы администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
При отводе ЗАО «Фирма «Чувашагроинвестстрой» земельного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного по <адрес>, для строительства многоквартирного жилого дома было рекомендовано предусмотреть засыпку склона оврага чистым грунтом после предварительной его очистки.
Согласно выкопировке из стройгенплана, представленного БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики», по всему периметру <адрес> была выполнена подпорная стена.
По информации АО «Специализированный застройщик «Группа компаний «Регионжилстрой» (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) при строительстве многоквартирного жилого <адрес> проектом устройство подпорной стенки не предусматривалось, в составе сметной документации она отсутствует. Однако земельный участок под строительство находился на склоне со значительным уклоном рельефа. Для устройства ровной дворовой территории жилого <адрес> необходимо было расширить площадку путем организации насыпи в сторону речки в пределах выделенного земельного участка. Подпорная стена из железобетонных конструкций с дополнительной обвалкой грунтом высотой 1,2 м по всему периметру была выполнена для устройства насыпи.
Строительство жилого <адрес> осуществлялось в соответствии с разрешением на строительство №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения Управления государственной экспертизы Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что кроме жилых домов на участке размещаются площадки отдыха, детские игровые и хозяйственные (включая площадку для установки мусоросборочного контейнера), проезды и тротуары, гостевые автостоянки (на допустимом расстоянии от жилого дома), канализационная насосная станция и резервуар аварийных стоков. Канализационная насосная станция и резервуар аварийных стоков запроектированы в составе рабочего проекта поз.7.
Жилой <адрес> принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, акт приемки законченного строительством объекта утвержден распоряжением главы администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Управление многоквартирным жилым домом № по <адрес> осуществляет ООО УО «Колосс».
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> на основании обращения директора ООО УО «Колосс» произведен осмотр подпорной стены, расположенной между жилыми домами №№ по <адрес>, в ходе которого выявлено, что подпорная стена, установленная при строительстве <адрес> из 30 бетонных плит, имеет дефекты, а именно: 11 плит наклонились и угрожают имуществу и здоровью граждан.
Поскольку до настоящего времени работы по восстановлению несущей способности подпорной стены не осуществлены, заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском.
Таким образом, по делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:030312:50 относится к землям населенных пунктов, право собственности на него за кем-либо не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
На указанном земельном участке оборудована подпорная стена в связи с перепадами рельефа при строительстве домов (п. 9.2 «Решение генплана» раздела 9 «основные данные и принятые решения» Заключение № Управления государственной вневедомственной экспертизы Минстроя Чувашской Республики по рабочему проекту на строительство жилого дома со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания (<данные изъяты>) (т.1 л.д. 240-246).
В соответствии с п. 3, 8, 25, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее ФЗ) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в ч. 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (ч. 4 ст. 16 ФЗ).
В силу ч. 4.1 ст. 16 ФЗ образование указанного в ч. 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу приведенных положений закона в обязанности ответчика входит образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Доказательств исполнения администрацией г.Чебоксары данной обязанности и образования земельного участка, на котором расположена многоквартирный дом, а также подпорная стена, не представлено.
К сфере эксплуатационной ответственности управляющей компании относится имущество, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года №64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» разъяснено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу изложенного для отнесения спорного имущества к общему имуществу МКД необходимо установить, для каких целей предназначалась подпорная стена, каким образом она была запроектирована и как она в связи с этим использовалась, входит ли она в состав общего имущества.
В случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации (пункт 6 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2016 года).
Из представленных доказательств следует, что строительство подпорной стены из железобетонных конструкций с дополнительной обвалкой грунтом высотой 1,2 м по всему периметру осуществлялось ЗАО «Фирма Чувашагроинвестстрой» для устройства насыпи. Региональный государственный строительный надзор при возведении подпорной стены не осуществлялся, проектная документация на строительство данного сооружения не входила в состав проекта многоквартирного жилого <адрес>. Разрешение на строительство подпорной стены не выдавалось.
По окончании строительства многоквартирных жилых домов по указанным адресам подпорная стена застройщиками с возведенными домами как часть общего имущества в эксплуатацию не вводилась.
Ответчиком не были представлены доказательства того, что строительство подпорной стены было предусмотрено проектом строительства многоквартирных жилых домов с целью последующего отнесения данного сооружения к общему имуществу МКД.
Подпорная стена является конструктивным устройством. При строительстве подпорная стена применяется на участках местности с перепадами высот. Подпорные стенки являются удерживающими сооружениями, возводимыми для предотвращения оползневых и обвальных процессов при невозможности или экономической нецелесообразности изменения рельефа склона (откоса). Следовательно, такие сооружения являются вспомогательными, и размещаются в местах, где имеется опасность оползневых и обвальных процессов. Подпорная стена является элементом благоустройства, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, предназначено для обслуживания иных объектов недвижимости, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям (сооружениям).
Таким образом, подпорная стена не имеет самостоятельного функционального назначения, создана исключительно в целях улучшения качества земельного участка и обслуживает только земельный участок, на котором она расположена (фактически подпорные стены имеют своей единственной целью исключение сползание грунта).
В данном случае подпорная стена является элементом благоустройства (улучшением) земельного участка, элементом противооползневых мероприятий, целевым назначением которого, в первую очередь, является не обслуживание многоквартирного жилого дома, а защита населения от оползней грунта земельного участка, на котором расположены жилые дома.
Как указывалось выше, границы земельных участков под многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: <адрес>, 64/1, не сформированы, сведения о правообладателе земельных участков в ЕГРН отсутствуют.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Поскольку земельные участки под многоквартирными домами, находящимися по адресу: <адрес> находятся в собственности муниципального образования г.Чебоксары, обязанность по надлежащему их содержанию, в том числе ремонту подпорной стены, расположенной между указанными многоквартирными домами, лежит на собственнике земельных участков – муниципальном образовании, полномочия которого осуществляет администрация г.Чебоксары, при этом, вопрос о принадлежности подпорной стены дому № или дому № по <адрес> правового значения не имеет. Данная подпорная стена представляет единый объект, возведенный на смежных земельных участках общего пользования, на которых расположены многоквартирные дома, и не является объектом, входящим в состав общего имущества многоквартирных домов.
Приказом Минстроя Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №17-139 утверждены Правила технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населения, пунктами 1.5, 1.6 которых предусмотрено, что техническая эксплуатация сооружений инженерной защиты и надзор за использованием земель в границах опасной зоны возлагаются местными органами власти на предприятия инженерной защиты с оформлением договорных (контрактных) взаимоотношений между ними.
Техническая эксплуатация сооружений включает в себя содержание сооружений в исправном состоянии (систематический надзор за работой и состоянием сооружений), режимные наблюдения, периодические осмотры, текущий и капитальный ремонт и реконструкцию.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к администрации г.Чебоксары и возлагает на нее обязанность изготовить проект работ по ремонту подпорной стены, расположенной между многоквартирными жилыми домами №№ по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, провести ремонтные работы по восстановлению несущей способности подпорной стены.
Согласно частям 1,2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях исполнения возложенной обязанности, при принятии решения суд устанавливает срок для исполнения решения - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию г.Чебоксары обязанность изготовить проект работ по ремонту подпорной стены, расположенной между многоквартирными жилыми домами №№ и № по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, провести ремонтные работы по восстановлению несущей способности подпорной стены в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 мая 2022 года.
Судья Е.В. Лащенова