Дело №2а-2161/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Джеляловой Э.И., с участием представителя административного истца Кузнецовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кузнецова С.В. к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Слабоспицкому В.В., Феодосийскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов С.В. обратился с административным исковым заявлением к Феодосийскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на домовладение, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в органах БТИ <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовым С.В. в лице представителя Кузнецовой Т.В. в Феодосийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подано заявление о государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с не предоставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав и (или) для осуществления государственного кадастрового учета, а также не предоставлены (не поступили) документы (сведения содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, с которым он не согласен, поскольку приостановление не соответствует закону, что и послужило поводом для настоящего иска в суд.
В связи с чем, обращаясь с иском в суд, административный истец просит признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении государственной регистрации права собственности Кузнецова С.В. на объект недвижимого имущества: наименование: здание, адрес: <адрес> кадастровый (условный) номер № документы, на которую представлены ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись в книге учета входящих документов № приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенные нарушения, рассмотрев заявление Кузнецова С.В. о регистрации права собственности на здание, адрес: <адрес> кадастровый (условный) номер №.
Определением суда от 12 ноября 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Слабоспицкий В.В.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ, части 6 статьи 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных судом надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что в силу пп. 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №457, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр).
Госкомрегистр является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от 16 ноября 2016 года №2432-р, переданы уполномоченному органу - Госкомрегистру, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №164.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована на момент возникновения спорных правоотношений нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Судебным разбирательством установлено, что Кузнецов С.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на домовладение, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Первой Феодосийской госнотконторой ДД.ММ.ГГГГ.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №, выдан кадастровый паспорт.
Нежилые помещения - сараи ДД.ММ.ГГГГ поставлены на кадастровый учет, присвоены кадастровые номера №, №, №, получены кадастровые паспорта.
Нежилое помещение - летняя кухня ДД.ММ.ГГГГ поставлена на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №, выдан кадастровый паспорт.
Сведения об объектах недвижимости имеют статус ранее учтенные.
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовым С.В. в лице представителя Кузнецовой Т.В. в Феодосийское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подано заявление о государственной регистрации права собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес> с приложением доверенности на Кузнецову Т.В., договора купли-продажи <данные изъяты> доли дома от ДД.ММ.ГГГГ, кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктами 5,9 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ действия по регистрации права собственности в отношении объекта: Здание по адресу: <адрес> приостановлены в срок до ДД.ММ.ГГГГ по причине не предоставления документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав и (или) для осуществления государственного кадастрового учета; не предоставлены (не поступили) документы (сведения содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. Государственным регистратором был сделан запрос в Администрацию города Феодосии для получения информации о том, было ли исполнено Решение исполкома Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, на который ответ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступил.
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии со статьей 1 которого Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства.
При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов было установлено, что в соответствии с Решением Исполнительного комитета Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О заселении 42-х квартирного дома по <адрес>» утвержден список распределения жилой площади для отселения граждан, жилища которых подверглись действиям стихии. Пунктом 6 указанного Решения обязали собственников домовладений, в том числе по адресу: <адрес>, а именно – ФИО5, принадлежащих им на праве собственности, находящихся в оползневой зоне и отнесенных к категории помещений «угрожающих обрушением» после произведенного сноса домостроений земельные участки передать в фонд свободных земель города. Пунктом 7 решения предусмотрено: Коммунальному предприятию «ФМБРТИ» ликвидировать право собственности на домовладения, указанные в пункте 6 решения и внести соответствующие решения в инвентарные дела домостроений в соответствии с настоящим решением.
В пункте 11 указанного Решения указано Отделу по учету и распределению жилой площади снять с квартирного учета гр.ФИО1 как обеспеченных средней нормой жилой площади.
Вышеуказанное Решение имеет значение при принятии решения о государственной регистрации права собственности или об отказе в государственной регистрации, государственному регистратору необходимо установить актуальность данного Решения (внесение в него изменений, отмену), а также установить фактическое исполнение пункта 6 Решения, а именно был ли осуществлен снос домовладений по адресу: <адрес>, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 235 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество прекращается в том числе в случае гибели или уничтожения имущества.
Поскольку на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа был представлен договор купли-продажи <данные изъяты> доли дома от ДД.ММ.ГГГГ, реестр №, а исходя из Решения исполкома № от ДД.ММ.ГГГГ, которым собственников домовладений, в том числе по адресу: <адрес>, обязано снести домостроения, а пунктом 7 Коммунальному предприятию «ФМБРТИ» ликвидировать право собственности на домовладения, указанные в пункте 6 решения и внести соответствующие решения в инвентарные дела домостроений в соответствии с настоящим решением, то представленный договор купли-продажи не может являться основанием для регистрации права собственности.
Документы, подтверждающие внесение изменений либо отмену вышеуказанного Решения заявителем представлены не были.
В соответствии с письмом Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует информация о внесении изменений либо отмене указанного решения.
Кроме того из информации, предоставленной ФГУП РК «БТИ» в г.Феодосии в адрес государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ №-Г следует, что в архиве филиала имеется инвентарное дело № на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, сведения о регистрации права собственности за:
- Кузнецовым С.В. (<данные изъяты> доля) на основании договора купли-продажи, удостоверенного старшим государственным нотариусом Феодосийской государственной нотариальной конторы ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, реестр №, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге за номером №;
- ФИО1 (<данные изъяты> доля) на основании договора дарения, удостоверенного государственным нотариусом Первой Феодосийской государственной нотариальной конторы ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, реестр №, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге за номером №.
По данным последней технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества состоял из:
- жилого дома лит. «А» с пристройкой лит. «а», подвалом под лит. «а», пристройкой лит. «а1», крыльцом общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая <данные изъяты> кв.м.;
- сарая лит. «Б» площадью застройки <данные изъяты> кв.м.;
- сарая лит. «В» площадью застройки <данные изъяты> кв.м.;
- летней кухни лит. «Д» площадью застройки <данные изъяты> кв.м.;
- сарая лит. «д1» площадью застройки <данные изъяты> кв.м.;
- сарая лит. «Е» площадью застройки <данные изъяты> кв.м.;
- сарая – бани лит. «Г» площадью застройки <данные изъяты> кв.м.;
- бассейна №;
- ворот №,№;
- заборов №,№,№;
- подпорной стены №;
- мощения №.
Сведения об обременениях и арестах отсутствуют.
При этом в материалах инвентарного дела № имеется ксерокопия Решения Исполнительного комитета Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О заселении 42-х квартирного дома по <адрес>», согласно которого обязать ФИО5 (<адрес>), и других, принадлежащих им на праве собственности, находящихся в оползневой зоне и отнесенных к категории помещений «угрожающих обрушением» после произведенного сноса домостроений земельные участки передать в фонд свободных земель города.
Статья 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация приостанавливается в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Указанные выше обстоятельства послужили причинами для приостановления государственной регистрации права собственности.
Доводы административного истца об отсутствии оснований для приостановления государственной регистрации права собственности в связи с направлением государственным регистратором межведомственного запроса основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупности указанных выше обстоятельств, при рассмотрении дела не установлено, при таких обстоятельствах оспариваемые решения административного ответчика не могут быть расценены как нарушающие права административного истца, а решение административного ответчика как несоответствующее требованиям действующего законодательства.
Исковые требования об обязанности совершить определенные действия также удовлетворению не подлежат по тем обстоятельствам, что являются фактически дополнительными к главному, в удовлетворении которого отказано.
В связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объёме, поскольку административный ответчик действовал в соответствии и в пределах предоставленных ему законом полномочий.
В соответствии со ст.ст. 111, 112, 114 КАС РФ, в связи с отказом в удовлетворении исковых требований, госпошлина по делу взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 14, 45, 38, 62, 64, 150, 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кузнецова С.В. к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Слабоспицкому В.В., Феодосийскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С.Глухова
Решение изготовлено в окончательной форме 29 ноября 2018 года.