Решение по делу № 2-1295/2023 от 27.12.2022

КОПИЯ Дело

44RS0-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

18 декабря 2023 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,

с участием представителя истца Зиновьевой Ю.В., ответчиков Дымова А.Ю., Дымовой Н.А., представителей ответчиков Смирновой О.С., Радионовой Е.А., прокурора Михиной Д.А.,

при секретаре Павловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к Дымовой Н. А., Дымову А. Ю., Дымову Д. А., Дымову А. А. в лице законных представителей, Юрковой А. А. в лице законных представителей, Нейман О. Л., Нейману Д. В. об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд с выплатой денежной компенсации, прекращении и признании права собственности на жилые помещения, выселении и снятии с регистрационного учета и по встречным искам Дымовой Н. А. и Дымова А. Ю., Нейман О. Л. к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы об установлении иной выкупной стоимости жилого помещения,

установил:

Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы обратилось в суд к Дымовой Н.А., Дымову А.Ю., Плюсниной Т.Н., Нейман О.Л., Власову В.А. с иском, в котором просило:

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Дымова А.Ю. и Дымовой Н.А. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 237 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 63,2 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 876 872 руб.; прекратить право общей долевой собственности ответчиков на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения; признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения и на жилое помещение;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Плюсниной Т.Н. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 237 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 47,8 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 291 495 руб.; прекратить право собственности ответчика на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения; признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения и на жилое помещение;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Нейман О.Л. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 237 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 49,3 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 349 138 руб.; прекратить право собственности ответчика на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения; признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения и на жилое помещение;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Власова В.А, в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок, общей площадью 1 237 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 63,4 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 671 308 руб.; прекратить право собственности ответчика на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения; признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения и на жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от dd/mm/yy , многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Костромы от 05.06.2015 № 1334 «О дальнейшем использовании многоквартирного ... в городе Костроме» (с изменениями, внесенными постановлением администрации ... от dd/mm/yy ) признан необходимым снос многоквартирного ... по шоссе Некрасовскому в городе Костроме, установлен срок отселения жителей из указанного дома до dd/mm/yy. Правообладателями жилых помещений - квартир №, 4, 5, 6, расположенных по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., являются следующие граждане: Дымов А.Ю., Дымова Н.А. (...); Плюснина Т.Н. (...); Нейман О.Л. (...); Власов В.А (...), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 № 115-а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», постановлением администрации города Костромы от 04.07.2019 № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» (далее - Программа), в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу: ... включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации Программы установлен 2020 - 2024 годы.

Администрацией ... принято постановление от dd/mm/yy «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 44:27:010101:1334 и жилых помещений, расположенных по адресу: Р. Ф., ..., городской округ ..., шоссе Некрасовское, ...». Администрацией ... в адрес собственников жилых помещений сопроводительными письмами направлены копии постановлений администрации ..., требование о сносе или реконструкции вышеуказанного многоквартирного дома, проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, что подтверждается приложенными к исковому заявлению документами. Подписанные соглашения в адрес администрации ... ответчиками не представлены.

В ходе рассмотрения дела представитель администрации ... уточнил исковые требования, в соответствии с которым просит суд:

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Дымова А.Ю. и Дымовой Н.А. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1 237 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 63,2 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 876 872 руб.; прекратить право общей долевой собственности ответчиков на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения; признать право собственности муниципального образования городской округ ... на земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения и на жилое помещение; выселить Дымову Н.А., Дымова А.Ю., Дымова Д.А., Дымова А.А., Юркову А.А. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу; обязать Дымову Н.А. и Дымова А.Ю. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение 90 (девяносто) календарных дней со дня выплаты возмещения, передать ключи от указанного жилого помещения, оплатить все задолженности по жилищно-коммунальным услугам и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объекта;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Нейман О.Л. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1 237 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 49,3 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 349 138 руб.; прекратить право собственности ответчика на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения; признать право собственности муниципального образования городской округ ... на земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения и на жилое помещение; выселить Нейман О.Л. и Неймана Д.В. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу; обязать Нейман О.Л. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение 90 (девяносто) календарных дней со дня выплаты возмещения, передать ключи от указанного жилого помещения, оплатить все задолженности по жилищно-коммунальным услугам и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объекта.

Исковые требования к Плюсниной Т.Н., Власову В.А. администрацией ... не поддержаны в связи с заключением с ними соответствующих соглашений о выкупе жилых помещений.

С учетом уточнённых исковых требований к участию в деле в качестве ответчиков привлечены также Дымов Д.А., Дымов А.А. и Юркова А.А. в лице законных представителей, Нейман Д.В., из числа участников процесса исключены Плюснина Т.Н. и Власов В.А.

Ответчики Дымов А.Ю. и Дымова Н.А., а также Нейман О.Л. предъявили к администрации ... встречные исковые заявления, в которых с учетом уточнения исковых требований и по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы просят суд установить иную выкупную стоимость жилых помещений с учетом размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома, а именно: в пользу Дымовых определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение в сумме 3 431 872 руб. (по 1 715 936 руб. каждому), Нейман О.Л. – в размере 3 174 138 руб.

В деле в качестве третьих лиц участвовали Управление Росреестра по ..., Управление опеки и попечительства администрации ..., ОСФР по ....

В судебном заседании представитель администрации ... по доверенности Зиновьева Ю.В. полностью поддержала исковые требования с учетом их уточнения, не признав встречные иски.

Дымов А.Ю., Дымова Н.А., их представитель по доверенности Смирнова О.С., представитель Нейман О.Л. по доверенности Радионова Е.А. в судебном заседании поддержали встречные исковые требования.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приняв во внимание заключение прокурора, согласно которому требования администрации ... подлежат частичному удовлетворению, встречные исковые требования подлежат удовлетворению, а также мнение органа опеки и попечительства об обоснованности встречных исковых требований, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, многоквартирный дом по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., 1958 года постройки.

Квартира , площадью 63,2 кв.м, в указанном доме на праве общей совместной собственности с dd/mm/yy принадлежит Дымову А.Ю. и Дымовой Н.А. В данном жилом помещении зарегистрированы: Дымова Н.А., Дымов А.Ю., Дымов Д.А., Дымов А.А., Юркова А.А.

Нейман О.Л. с dd/mm/yy на праве собственности принадлежит ..., площадью 49,3 кв.м, в доме по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., в которой помимо нее также зарегистрирован Нейман Д.В.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН, справками МКУ ... «Центр регистрации граждан».

Согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от dd/mm/yy , многоквартирный дом по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации ... от dd/mm/yy «О дальнейшем использовании многоквартирного ... в городе Костроме» (с изменениями, внесенными постановлением администрации ... от dd/mm/yy ) признан необходимым снос многоквартирного ... по шоссе Некрасовскому в городе Костроме, установлен срок отселения жителей из указанного дома до dd/mm/yy.

В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации ... от dd/mm/yy -а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... на 2019 - 2025 годы», постановлением администрации ... от dd/mm/yy утверждена муниципальная программа ... «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа ...», в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ... включен в перечень многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации Программы установлен 2020 - 2024 годы.

Администрацией ... принято постановление от dd/mm/yy «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 44:27:010101:1334 и жилых помещений, расположенных по адресу: Р. Ф., ..., городской округ ..., шоссе Некрасовское, ...».

Администрацией ... в адрес собственников жилых помещений сопроводительными письмами направлены копии постановлений администрации ..., требование о сносе или реконструкции вышеуказанного многоквартирного дома, проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, что подтверждается приложенными к исковому заявлению документами. Подписанные соглашения в адрес администрации ... ответчиками не представлены.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от dd/mm/yy № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 названного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от dd/mm/yy № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (ч. 2).

Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (ч. 2.2).

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (ч. 3).

Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений; 4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки; 5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части; 6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан (ч. 6).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Указанная правовая позиция изложена в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.

Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств применительно к приведенным выше правовым нормам и разъяснениям по их применению, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащие ответчикам жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиками избран способ обеспечения своих прав путем выкупа жилого помещения, то заявленные требования администрации г. Костромы являются законными.

Против изъятия жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, прекращения права собственности на жилое помещение с выплатой денежной компенсации, выселения ответчики не возражали.

Фактически между сторонами имеется спор относительно выкупной стоимости жилого помещения.

В соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с представленными в дело отчетами об оценке рыночной стоимости размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости с учетом убытков, которые должен будет понести правообладатель, выполненными ЗАО «Аудит-Центр» по заказу администрации ..., размер такого возмещения в отношении ... спорного дома составит 2 876 872 руб., в отношении ... – 2 349 138 руб.

С данным размером возмещения ответчики согласны, полагая необходимым включить в возмещение и размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома.

Статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как было указано ранее, дом по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., был построен в 1958 г.

По сообщению администрации ... и ОГБУ «Костромаоблкадастр – Областное БТИ» первый договор приватизации жилого помещения в доме по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., был заключен dd/mm/yy.

Документация по проведению капитального ремонта указанного многоквартирного дома за период до 2013 г. администрацией ... не представлена.

В соответствии с техническим заключением ООО «Инженер Строитель» от dd/mm/yy многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., ш. Некрасовское, ..., имел величину физического износа на дату заключения договора приватизации помещения в указанном ... % согласно техническому паспорту на жилой дом, который составлен по состоянию на dd/mm/yy.

На дату проведения обследования dd/mm/yy физический износ дома равен 69% согласно признаков износа, выявленных при обследовании дома по методике ВСН 53-86(р).

Таким образом, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., ш. Некрасовское, ... на дату заключения договора приватизации помещения в указанном доме dd/mm/yy нуждался в проведении капитального ремонта согласно ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий объектов коммунального и социально-культурного назначения».

Оснований не доверять указанному исследованию у суда не имеется, администрацией ... оно не опровергнуто.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, отсутствие доказательств проведения капитального ремонта дома на момент первой приватизации квартиры в нем, суд приходит к выводу о том, что в выкупную стоимость изымаемых спорных жилых помещений подлежит включению сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома.

Федеральным законом от dd/mm/yy № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с dd/mm/yy

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от dd/mm/yy N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что ограничения, установленные ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по размеру выкупной цены изымаемого жилого помещения на ответчиков не распространяются.

С целью определения стоимости компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ИП Филипп А.В.

Согласно заключению эксперта от dd/mm/yy № Н-467-23 размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома собственникам квартир и , расположенных в многоквартирном доме по адресу: ..., составляет: для ... - 555 000 руб., для ... – 825 000 руб.

При расчёте компенсации за непроизведенный капитальный ремонт экспертом учитывалось следующее.

Капитальный ремонт в жилых домах заключается в замене и восстановлении отдельных частей или целых конструкций и оборудования зданий в связи с их износом и разрушением. Износ отдельных конструктивных элементов и инженерного оборудования в процессе эксплуатации жилых домов неодинаков и зависит от природы материала, а поэтому сроки службы их по времени различны. Наиболее длительные сроки службы в каменных домах имеют фундаменты и стены. В силу этих причин в капитальном ремонтируемом каменном здании при замене конструктивных элементов последние должны предусматриваться из материалов более долговечных, приближающихся к срокам службы фундаментов и стен здания.

Все работы по капитальному ремонту жилых домов делятся на следующие группы: комплексный капитальный ремонт, охватывающий ремонтом отдельные конструктивные элементы, части здания или инженерное оборудование в доме; выборочный капитальный ремонт, заключается в ремонте отдельных конструктивных элементов, неисправность которых может ухудшить состояние смежных конструкций жилого дома и повлечь за собой их повреждение или полное разрушение. В данном случае, этот вид ремонта при расселении ветхого и аварийного жилья не рассматривается, поскольку происходит полная утрата недвижимого имущества.

Комплексный ремонт является основным видом капитального ремонта жилого здания и предусматривает одновременное восстановление изношенных конструктивных элементов, отделки, инженерного оборудования и повышение степени благоустройства в них. Жилые дома дореволюционных и предвоенных лет постройки во многих случаях имеют неравнопрочные конструкции по срокам их службы.

Ремонт фундамента не подразумевает его полную замену, как других конструктивных элементов многоквартирного дома, поскольку заменить его (фундамент) физически не представляется возможным. В абсолютном большинстве случаев работы связанные с фундаментом относятся к чрезвычайным ситуациям возникшими при воздействии внешних факторов, таких как, например, несоблюдение минимальных расстояний или технологий строительства при рытье котлованов вблизи многоквартирного дома повлекшее за собой оползневые явления грунта в котловане и последующую деформацию из-за этого фундамента многоквартирного дома и т.п., что возникает крайне редко и не связано с плановым капитальным ремонтом жилого многоквартирного дома.

Поэтому при расчете компенсации за не произведенный капитальный ремонт затраты на воспроизводство фундамента не учитываются. Также не учитываются отделочные работы внутренних жилых помещений, включающие оконные и межкомнатные дверные проемы относящиеся к жилому помещению, поскольку это обязанность собственника помещений.

Сроки проведения капитального ремонта существенным образом зависят от долговечности материалов основных конструктивных элементов жилых и общественных зданий, т.е. от сроков службы, как отдельных конструктивных     элементов, так и от срока службы здания в целом.

Учитывая межремонтные сроки проведения капитального ремонта в жилом доме и нормативные сроки жизни короткоживущих конструктивных элементов дома эксперт может рассчитать сколько раз за установленный промежуток времени - 24 года, по каждому элементу дома должен быть проведен капитальный ремонт. Затем, исходя из удельного вклада в процентном выражении каждого короткоживущего элемента дома в общую стоимость воспроизводства (замещения) многоквартирного жилого дома в текущих ценах проводится расчет рыночной величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт по каждому элементу и "всего жилого дома в таблице. В случае, если необходимый капитальный ремонт по срокам должен был сделан более 1 раза, то оставляем 1. Принятое значение основывается на логическом выводе, что если бы капитальный ремонт многоквартирного жилого дома и был бы проведен, то проведен только один раз, поскольку подобные объекты ставятся на капитальный ремонт с одномоментной заменой всех подлежащих ремонту конструктивных элементов, а в межремонтные сроки обслуживание многоквартирного дома проходит за счет текущего ремонта. А сроки следующего капитального ремонта еще не подошли.

Поскольку с начала эксплуатации жилого дома не производился капитальный ремонт, то учитывается коэффициент 1. Эксперт не принимал к расчету стоимость фундамента, несущих стен, перегородки, межкомнатных дверей, оконных проемов и отделку жилых помещений.

Оснований не доверять приведенному заключению эксперта у суда не имеется, заключение эксперта соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, является полным и обоснованным, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт Филип А.В., проводившая экспертизу, имеет высшее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2011 г., неоднократно проходила повышение квалификации.

Выводы эксперта сделаны на основе исследования материалов дела, непосредственного обследования объектов недвижимости и места его расположения на земельном участке, не вызывают сомнений в их правильности и обоснованности.

Каких-либо обоснованных возражений относительно проведенного судебного исследования представителем администрации г. Костромы не заявлено. Доказательств, которые бы опровергали выводы эксперта, в дело не представлено.

Таким образом, заключение судебного эксперта может быть положено в основу судебного решения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об установлении выкупной стоимости спорных жилых помещений с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, рассчитанной судебным экспертом.

В силу ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При таких обстоятельствах, исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к остальным ответчикам подлежат частичному удовлетворению.

Принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, то лица, проживающие и зарегистрированные в спорных жилых помещениях, после выплаты соответствующего возмещения подлежат выселению и снятию с регистрационного учета.

Также подлежат удовлетворению и требования администрации г. Костромы об обязании собственников изымаемых жилых помещений передать жилые помещения по актам приема-передачи в течение 90 (девяносто) календарных дней со дня выплаты возмещения и передать ключи от жилых помещений.

Вместе с тем, оснований для возложения на собственников изымаемых жилых помещений обязанности оплатить все задолженности по жилищно-коммунальным услугам и другие платежи, связанные с проживанием в жилом помещении, возникшие до подписания акта приема-передачи объекта, суд не находит, поскольку данные требования не конкретизированы, заявлены на будущее, без факта установления нарушения каких-либо прав администрации г. Костромы.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы к Дымовой Н. А., Дымову А. Ю., Дымову Д. А., Дымову А. А. в лице законных представителей, Юрковой А. А. в лице законных представителей, Нейман О. Л., Нейману Д. В. удовлетворить частично, встречные исковые требования Дымовой Н. А. и Дымова А. Ю., Нейман О. Л. к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы удовлетворить.

Принудительно изъять для муниципальных нужд у Дымовой Н. А. и Дымова А. Ю. в пользу муниципального образования городской округ город Кострома жилое помещение, общей площадью 63,2 кв.м, расположенное по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., кадастровый , а также земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 237 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный под многоквартирным домом по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выплаты возмещения в размере 3 431 872 руб. (по 1 715 936 руб. каждому).

После выплаты указанного возмещения:

- прекратить право общей совместной собственности Дымовой Н. А. и Дымова А. Ю. на квартиру, общей площадью 63,2 кв.м, по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., кадастровый , а также земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 237 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный под многоквартирным домом по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения,

- признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на жилое помещение – квартиру, общей площадью 63,2 кв.м, по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., кадастровый , а также земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 237 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный под многоквартирным домом по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения,

- выселить Дымову Н. А., Дымова А. Ю., Дымова Д. А., Дымова А. А., Юркову А. А. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу,

- обязать Дымову Н. А. и Дымова А. Ю. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение 90 (девяносто) календарных дней со дня выплаты возмещения и передать ключи от указанного жилого помещения.

Принудительно изъять для муниципальных нужд у Нейман О. Л. в пользу муниципального образования городской округ ... жилое помещение, общей площадью 49,3 кв.м, расположенное по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., кадастровый , а также земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 237 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный под многоквартирным домом по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выплаты возмещения в размере 3 174 138 руб.

После выплаты указанного возмещения:

- прекратить право собственности Нейман О. Л. на квартиру, общей площадью 49,3 кв.м, адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., кадастровый , а также земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 237 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный под многоквартирным домом по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения,

- признать право собственности муниципального образования городской округ ... на жилое помещение – квартиру, общей площадью 49,3 кв.м, по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., кадастровый , а также земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 237 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный под многоквартирным домом по адресу: ..., шоссе Некрасовское, ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения,

- выселить Нейман О. Л., Неймана Д. В. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу,

- обязать Нейман О. Л. передать жилое помещение по акту приема-передачи в течение 90 (девяносто) календарных дней со дня выплаты возмещения и передать ключи от указанного жилого помещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы отказать.

Взыскать с муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы (ИНН 4401012770) в пользу Дымова А. Ю. (<данные изъяты>) расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб. (триста руб.).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 25 декабря 2023 года

2-1295/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Муниципальное образование городской округ гор. Кострома в лице Администрации г. Костромы
Ответчики
Дымов Алексей Юрьевич
Нейман Дмитрий Владимирович
Дымов Дмитрий Алексеевич
Власов Виктор Анатольевич
Нейман Ольга Леонидовна
Дымова Наталья Александровна
Информация скрыта
Плюснина Татьяна Николаевна
Другие
ОСФР по Костромской области
Радионова Елена Александровна
Информация скрыта
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Нейман Дмитрий Владимирович
Управление опеки и попечительства администраци г. Костромы
Смирнова Ольга Сергеевна
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Королева Ю.П.
Дело на странице суда
leninsky.kst.sudrf.ru
27.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2022Передача материалов судье
27.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2023Подготовка дела (собеседование)
09.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.04.2023Предварительное судебное заседание
20.09.2023Производство по делу возобновлено
20.09.2023Предварительное судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее