Дело № 12-3/2022
РЕШЕНИЕ
1 февраля 2022 года п. Ибреси
Судья Ибресинского районного суда Чувашской Республики Александров Ю.Н., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица – и.о. директора МУП «<данные изъяты>» Моисеевой ФИО5 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Муниципального унитарного предприятия «<адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> Эл и Чувашской <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № юридическое лицо МУП «<адрес>» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
На данное постановление законный представитель юридического лица – и.о. директора МУП «<адрес>» Моисеева И.И. подала жалобу, указывая, что привлечение юридического лица к административной ответственности и назначение административного штрафа в указанном размере не законно и не обосновано, поскольку МУП «<адрес>» признает свою вину и в содеянном раскаивается, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду явилось следствием тяжелого материального положения. Полагает, что имеются исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, дающие основания для вынесения предупреждения, юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности за совершение инкриминируемого административного правонарушения, административное правонарушение было выявлено в ходе осуществления федерального государственного экологического контроля, совершенное правонарушение не повлекло имущественного ущерба, не причинило вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, не повлекло угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основным видом деятельности юридического лица является утилизация отходом I-IV классов опасности, среднесписочная численность работников составляет 5 человек, в настоящее время финансовой состояние также является крайне критическим, на расчетном счете предприятия отсутствуют денежные средства, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным отделом УФССП по Чувашской Республике было обращено взыскание на право получения денежных средств по договору на оказание услуг по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов, у МУП «<адрес>» имеется задолженность по исполнительным производствам в размере 1653059,33 руб., а также задолженность перед бюджетом по уплате налогов, штрафов и пеней в размере 154579,73 руб., в действиях юридического лица имеются смягчающие административную ответственность обстоятельства и отсутствуют отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Поскольку взыскание административного штрафа в размере 50000 руб. повлечет избыточное ограничение прав предприятия и нанесет ущерб дальнейшему нормальному осуществлению своей хозяйственной деятельности, просила обжалуемое постановление отменить и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – МУП «<адрес>» Петров Г.М. и защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – МУП «<адрес>» Поршева Н.В. полностью поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям, вновь приведя изложенные в жалобе доводы.
Выслушав объяснения законного представителя юридического лица – МУП «<адрес>» Петрова Г.М. и защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – МУП «<адрес>» Поршеву Н.В. и изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Из копии обжалованного постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (л.д. 7-11) следует, что юридическое лицо – МУП «<адрес>» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. В ходе административного производства было установлено, что юридическим лицом нарушены требования п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», поскольку в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среда не вносилась. Также должностным лицом было указано, что совершенное административное правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия организации и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в связи с чем оно несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Так как состав административного правонарушения является формальным, то по данному нарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В обосновании доводов жалобы законным представителем юридического лица – МУП «<адрес>» представлены копия решения Арбитражного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-20) о взыскании с предприятия долга по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение твердых коммунальных отходов за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 750798,52 руб. и пени в сумме 1601,70 руб. с рассрочкой выплаты задолженности, а также государственной пошлины в сумме 18048 руб.; копия сведений ПАО <данные изъяты> (л.д. 23) о нулевом балансе на расчетном счете предприятия; копия справки ПАО <данные изъяты> (л.д. 24) о наличии ограничений в общей сумме 1944096,09 руб. по расчетному счету предприятия; копия реестра исполнительных производств в отношении МУП «<адрес>» (л.д. 26-29) о наличии задолженности; копия справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам предприятия (л.д. 30-32); копии бухгалтерской документации предприятия (л.д. 34-43).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 16.4 вышеуказанного Федерального закона установлены порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как было установлено государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, так и в ходе апелляционного рассмотрения, а также не оспаривается законным представителем юридического лица – МУП «<адрес>», в ходе своей деятельности предприятием допускалось невнесение в установленные названными выше нормами законодательства сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду по размещению твердых коммунальных отходов на полигоне захоронения твердых бытовых отходов.
Согласно чч. 1, 3, 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч. 3 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При указанных обстоятельствах судья не может согласиться с доводами жалобы о возможности назначения административного наказания в виде предупреждения в связи с отсутствием причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, поскольку как правильно указано в обжалованном постановлении должностным лицом, состав вмененного юридическому лицу административного правонарушения является формальным и является оконченным при невнесении платы в установленные сроки за негативное воздействие на окружающую среду, при назначении административного наказания были учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства в виде раскаяния и признания вины, а также отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, административное наказание назначено в минимальном размере, применение исключительных обстоятельств является правом, а не обязанностью, которые должностное лицо при рассмотрении дела об административном правонарушении и судья не усматривают.
Учитывая изложенное, при рассмотрении дела должностным лицом все фактические обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела и получившими правильную оценку в постановлении. Все представленные доказательства были оценены в совокупности. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу МУП «<адрес>» не установлено. Несогласие автора жалобы с оценкой установленных обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене либо изменению принятого по делу акта не является. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера и общественной опасности совершенного правонарушения. Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Муниципального унитарного предприятия «<адрес>» оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица – и.о. директора МУП «<адрес>» Моисеевой ФИО6 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья