АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Швайгерт А.А. Дело №33-1709/2023
24RS0030-01-2022-000159-50
2.070г.
08 февраля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.
судей: Баимовой И.А., Киселевой А.А.
при помощнике судьи: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Ляшко Тамары Александровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому края о признании незаконным решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств из пенсионных выплат, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе представителя ОПФР по Красноярскому краю – Рамбургер О.А.
на решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 13 сентября 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ляшко Тамары Александровны к Государственному Учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому края о признании незаконным решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о взыскании сумм пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру № 202134190885 от 09.12.20212 года.
Взыскать с Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю (<данные изъяты>) в пользу Ляшко Тамары Александровны 23.02.1965 года рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета 042-884-583 83, денежные средства в размере 5585 рублей 74 копейки, судебные расходы за составление исковых заявлений в размере 8000 рублей.
В остальной части заявленных исковых требований отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ляшко Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю (с учетом уточненных требований) о признании незаконным решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств из пенсионных выплат, судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что решением о назначении пенсии
№ с 23.02.2020 года истцу установлена досрочная страховая пенсия по старости как лицу, как имеющему страховой стаж не менее 37 лет и достигшему возраста 55 лет.16.12.2021 года ответчик сообщил истцу о необходимости возместить излишне выплаченную сумму пенсии в размере 216393 рублей 19 копеек за период с 23.02.2020 года по 22.08.2021 года, образовавшуюся в связи с тем, что в страховой стаж неправомерно включены периоды ухода за детьми, в связи с чем принято решение об удержании 20% из пенсии истца для погашения задолженности по излишне выплаченной сумме пенсии с01.01.2022 года. С указанным решением истец не согласна, поскольку полагала периоды отпусков по уходу за детьми подлежащими включению в трудовой стаж, учитываемый при назначении досрочной страховой пенсии. За истекший период с нее были незаконно удержаны денежные средства в размере 5585 рублей 74 копейки, в связи с чем истец просил признать незаконным решение ответчика об удержании 20% из пенсии истца для погашения задолженности по излишне полученной пенсии, взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 5585 рублей 74 копейки, а также судебные расходы в виде расходов по оплате услуг по составлению искового заявления и заявления об уточнении исковых требований в общей сумме 8 000 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ОПФР по Красноярскому краю – Рамбургер О.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, при этом период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет и периоды учебы к таковым не относятся, и в страховой стаж не включаются. Поскольку при подаче заявления в пенсионный орган истцом не были указаны периоды ухода за детьми, не подлежащие включению в страховой стаж, то есть фактически были представлены недостоверные сведения, имеются основания для взыскания выплаченной суммы пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу Ляшко Т.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральнымзакономот 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласночасти 1 статьи 4названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральнымзакономот 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральнымзаконом.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренныхприложением 6к Закону N 400-ФЗ), согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения установленного возраста выхода на страховую пенсию, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1.2 статьи 8 закона).
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г № 400-ФЗ определено понятие страхового стажа - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Порядок исчисления страхового стажа для данной категории лиц дополнен частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, где указано, что в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ, которая позволяет в целях определения права на страховую пенсию включать в стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
К иным периодам в соответствии с пунктом 2 части 1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ относятся: период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно ст.256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
В соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 названного федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 74 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п, заявление о назначении пенсии подается со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.
В соответствии с пунктом 15 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных гражданином для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; переводит документы, поступившие для установления пенсии на бумажном носителе, в электронную (цифровую) форму; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата подачи заявления, способ подачи заявления, дата приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления (для заявления о назначении страховой пенсии указывает срок представления документов, недостающих для подтверждения права на страховую пенсию), перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Согласно п. 43, 94 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 23 января 2019 г. N 16п, в случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии, накопительной пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации, дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются. При рассмотрении представленных документов должностное лицо дает оценку правильности оформления указанных документов, полноты содержащихся в них сведений. В случае обращения гражданина за назначением страховой пенсии, накопительной пенсии должностное лицо разъясняет гражданину о возможности назначения указанных пенсий с его согласия по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.02.2020 года
Ляшко Т.А. обратилась в УПФР в Курагинском районе Красноярского края (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, в котором дала согласие на назначение пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Курагинском районе Красноярского края (межрайонное) № Ляшко Т.А. бессрочнос 23.02.2020 года назначена страховая пенсия по старости.
Согласно справки администрации Восточенского сельсовета Краснотуранского района Красноярского края от 27.09.2021 года о заработке Ляшко Т.А., начисления заработка, учитываемого при исчислении пенсии за период с мая 1985 года по май 1986 года, а также за период с мая 1987 года по май 1988 года, отсутствуют на лицевых счетах.
В ходе тематической проверки дел по назначению досрочной страховой пенсии по пенсионному делу № в отношении Ляшко Т.А. выявлено неправомерное назначение страховой пенсии, а именно: при назначении пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж Ляшко Т.А. для назначении пенсии были включены периоды ухода за детьми с 01.05.1985 года по 31.05.1986 года, с 01.05.1987 года по 31.05.1988 года в связи с отсутствием на дату назначения пенсии документов, подтверждающих наличие стажа в данные периоды.
Решением от 30.09.2021 года ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ
в г. Минусинске № 94 от 30.09.2021 года об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, выявлено неправомерное назначение страховой пенсии Ляшко Т.А., назначенной с 23.02.2020 года; постановлено прекратить выплату страховой пенсии Ляшко Т.А.
В соответствии с расчетом переплаты, отраженном в пенсионном деле Ляшко Т.А., сумма переплаты за период с 02.2020 года по 08.2021 года составила 216393 рубля 19 копеек.
16.12.2021 года на имя Ляшко Т.А. направлено уведомление об излишне выплаченной сумме страховой пенсии по старости в размере 216393 рубля 19 копеек за период с 23.03.2020 года по 22.08.2021 года по причине неправомерного включения в страховой стаж периодов ухода за детьми, в связи с чем
с 01.01.2022 года из пенсии удерживается 20 % до полного погашения переплаты.
Проверяя доводы истца о наличии предусмотренных законом оснований для включения периода ухода за детьми в страховой стаж при назначении досрочной пенсии, суд первой инстанции с учетом приведенных выше положений пенсионного законодательства, а также названного Административного регламента, пришел к обоснованному выводу о том, что законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж работы, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований Ляшко Т.А. о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж периоды по уходу за детьми: с 28.03.1983 года по 01.09.1984 года, с 09.05.1985 года по 01.08.1986 года, с 13.03.1987 года по 01.06.1988 года, поскольку только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, тогда как периодухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет к таковым не относится и страховым стажем не является.
Удовлетворяя исковые требования Ляшко Т.А. о признании незаконным решения ответчика об удержании 20% из пенсии истца для погашения задолженности по излишне полученной пенсии с 01.01.2022 года и о взыскании с ответчика в пользу истца ранее удержанных денежных средств в размере 5585 рублей 74 копеек, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что принимая решение о назначении пенсии Ляшко Т.А., пенсионный орган должен был проверить предоставленные ею документы, и только при отсутствии сомнений в правильности составленных документов назначить пенсию, однако этого сделано не было, при этом недобросовестных действий со стороны Ляшко Т.А. при подаче документов для назначения страховой пенсии либо совершения каких-либо иных неправомерных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью получения пенсионного обеспечения, вопреки доводам ответчика, не установлено.
При этом, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебной коллегией учитывается, что Ляшко Т.А. дала согласие на назначение пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФ РФ сведениям индивидуального учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке, правомерно полагая, что работодателем представлена необходимая информация о периодах ее работы, в том числе и периодах нахождения в отпусках по уходу за детьми. При этом то обстоятельство, что в ИЛС не содержалось информации о периодах нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, и все периоды были учтены пенсионным органом в качестве страхового стажа, не свидетельствует о каких-либо неправомерных действиях со стороны истца.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика о наличии оснований для удержания излишне выплаченной ей пенсии ввиду не предоставления заявителем достоверных сведений о размере ее стажа, поскольку стороной ответчика не представлено доказательств, с достоверностью свидетельствующих о проведении пенсионным органом надлежащей проверки представленных истцом документов, положенных в основу решения № о назначении ей страховой пенсии по старости. Кроме того, в ИЛС работодатель истца не указал периоды нахождения последней в отпусках по уходу за ребенком, о чем истцу не могло быть известно при заполнении заявления, а все периоды указал в качестве страхового стажа, что не может свидетельствовать о неисполнении истцом обязанности по информированию территориального органа Пенсионного фонда РФ о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты.
Кроме того, в силу положений пункта 3 части 1 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Между тем, доказательств, позволяющих сделать вывод о недобросовестности в действиях истца при подаче заявления, материалы дела не содержат, и судом не установлено.
Руководствуясь положениями ст.ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности понесенных истцом расходов на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей за составление искового заявления и уточненного искового заявления, оплата которых надлежащим образом подтверждена кассовыми чеками на 5000 рублей от 27.01.2022 года и на 3000 рублей от 19.05.2022 года, и как следствие, о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика судебных расходов в указанном размере.
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 13 сентября 2022 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОПФР по Красноярскому краю – Рамбургер О.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: