Дело № 33-3930/2024
Судья Толкушенкова Е.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 16 мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А.,
судей Букатиной Ю.П., Коневских О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Басимовой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № **/2023 по иску Артемовой Елены Магеррамовны к Государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» о признании незаконными решений о недоплате компенсационных выплат, возложении обязанности выплатить компенсационные выплаты в полном объеме,
по апелляционной жалобе Артемовой Елены Магеррамовны на решение Индустриального районного суда г. Перми от 22.12.2023 (с учетом определения об исправлении описки от 08.02.2024).
Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения Артемовой Е.М., ее представителя Зверевой Т.Н., представителя ответчика Евсеевой А.С., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Артемова Е.М. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» (далее – ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края») о признании незаконными решений о недоплате компенсационных выплат, возложении обязанности выплатить компенсацию. В обоснование своих требований, с учетом уточнения, указала, что ее сын А1., ** года рождения, является инвалидом 1 группы с детства, в связи с чем, является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – ЕДК). Вывоз мусора относится к коммунальной услуге. Льгота в виде 50%-ного снижения платы за вывоз мусора положена инвалиду 1 группы. Согласно расчетным документам поставщиками жилищно-коммунальных услуг были предъявлены к оплате суммы, которые не были компенсированы ЕДК и дополнительной ежемесячной денежной компенсацией (далее – ДЕДК) в установленном законодательством размере. Недоплата ЕДК и ДЕДК с марта 2021 года по март 2023 года включительно составляет: 4 817,50 рублей. Таким образом, фактически перечисленные суммы не соответствуют тем, которые должны быть выплачены. Расходы на потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды выведены из состава платы за коммунальные услуги и включены в плату за электроэнергию и содержание жилого помещения. Таким образом, с 01.01.2017 ЕДК производится исходя из тарифа на данную услугу (содержание жилого помещения), установленную управляющими компаниями. Согласно свидетельству о праве собственности на жилое помещение от 14.09.2010 серия ** № **, 1/2 принадлежит А1., т.е. непосредственно инвалиду. Несмотря на то, что в квартире зарегистрировано 3 человека, фактически в квартире проживают двое: Артемова Елена Магеррамовна (мать и опекун) и А1. Указанное обстоятельство подтверждается справкой участкового уполномоченного, из которой следует, что старший сын проживает в другом жилом помещении. В 2021 году руководителем ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» было отказано в удовлетворении жалобы на недоплату компенсаций за ЖКУ. По жалобе Артемовой Е.М. в прокуратуру г. Перми была произведена вся недостающая доплата. В 2022 году Артемова Е.М. также обращалась с жалобой к руководителю ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края». Однако при произведении перерасчета ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» использовало неверные суммы по расходам, в связи с чем сумма доплаченной компенсации составила всего 4 388,22 рублей. Согласно расчетным документам ЖКУ, суммы за жилищно-коммунальные услуги были предъявлены иные, чем учтены в расчетах ответчиком. В перерасчете ЕДК и ДЕДК, согласно сделанному расчету, Артемовой Е.М. было отказано. Таким образом, по состоянию на 28.02.2023 недоплата ЕДК и ДЕДК составляет 4817,50 рублей и происходит ежемесячно. Полагает, что ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» допущены нарушения прав А1. на ЕДК и ДЕДК за ЖКУ в размерах, предусмотренных законодательством. С учетом уточнения просила признать действия ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» по недоплате компенсаций на оплату содержания жилья и ЖКУ услуг, а также взносов на капитальный ремонт за период с апреля 2021 года по июль 2023 года незаконными; обязать ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» произвести доплату компенсаций: взносов на капитальный ремонт в сумме 5802,30 рублей, оплаты за содержание жилья в сумме 12311,16 рублей, оплаты ЖКУ на общедомовые нужды в сумме 2151,88 рублей.
Решением Индустриального районного суда г. Перми от 22.12.2023 (с учетом определения об исправлении описки от 08.02.2024) в удовлетворении исковых требований отказано.
С постановленным решением не согласна истец. В апелляционной жалобе просит состоявшееся решение суда отменить, принять новое решение, удовлетворить исковые требования. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что выводы суда о том, что плата за содержание жилья не подлежит компенсации, не основан на нормах права. Судом проигнорировано, что в Постановлении Правительства Пермского края № 166-ПК указано, что компенсируется оплата за жилое помещение и оплата коммунальных услуг, а не предоставляется скидка. Судом не приняты во внимание, что положения статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» содержат абзац о том, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. Обращает внимание на то, что Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относительно порядка предоставления компенсации является специальным нормативным актом, в котором указано, что компенсируются расходы независимо от формы собственности жилья, соответственно ссылка суда на положения Жилищного кодекса Российской Федерации о структуре жилого фонда в данном случае не обоснована. Полагает, что суд обосновал свои выводы нормами права, не подлежащими применению в настоящем случае. Положения статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другие статьи указанного закона не наделяют правом субъекты Российской Федерации принимать нормативные акты, устанавливающие иные критерии и условия компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (кроме взносов на капитальный ремонт). Считает, что установленный Правительством Пермского края порядок предоставления социальной поддержки противоречит аналогичным нормативным актам в других субъектах Российской Федерации. По мнению апеллянта, расчет должен быть произведен, исходя из установленного норматива площади и минимального размера взноса на капитальный ремонт, о чем приводит соответствующий расчет. Настаивает на наличии недоплаты по компенсации взносов на капитальный ремонт за период с апреля 2021 года по июль 2023 года в размере 5802,30 рублей, а также на остальных суммах, заявленных в иске. Полагает, что произведенный ответчиком расчет компенсации неверен. Полагает, что суд неверно установил юридически значимые обстоятельства по делу. Обращает внимание на то, что в свой расчет ответчик умышленно необоснованно включил суммы, выплаченные в связи с перерасчетом за прошлые периоды.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указывает на отсутствие оснований к отмене состоявшегося решения. В тоже время обращают внимание на то, что в апелляционной жалобе истца справедливо отмечено, что судом в решении упоминается такой вид льготы для инвалидов как «скидка», однако, полагают, что такое упоминание о льготе является опиской суда, не влияющей на законность и обоснованность принятого решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Артемова Е.М., ее представитель Зверева Т.Н. настаивали на отмене судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Евсеева А.С. полагала оспариваемое решение законным и обоснованным, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе, инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в действующей редакции, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (часть 15 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
На территории Пермского края отношения, связанные с предоставлением денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг регулируются Порядком предоставления ежемесячной компенсации отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 № 166-П «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Порядок).
Пунктом 3 Порядка регламентировано, что ежемесячная денежная компенсация устанавливается в размерах согласно приложению 1, представляющему собой таблицу, в которой указываются по номеру конкретные категории граждан и размер ежемесячной денежной компенсации отдельно для носителя льгот и членов семьи.
В соответствии с пунктом 3.1 для инвалидов такой размер составляет 208,50 рублей.
Согласно пункту 4 Порядка, в случае если 50% от расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенных исходя из фактически предъявленных расходов, с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, превышают размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину устанавливается дополнительная ежемесячная денежная компенсация.
Для определения размера ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций и перерасчета выплаченных сумм ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций используется информация, содержащаяся в платежных документах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных к оплате гражданину по видам услуг, от информационных расчетных центров, ресурсоснабжающих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих компаний и иных организаций, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы, а также некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края (пункт 5 Порядка).
Согласно пункту 7 Порядка размер дополнительной ежемесячной денежной компенсации рассчитывается как разность между среднемесячными расходами гражданина на оплату коммунальных услуг за последние шесть месяцев с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, и ежемесячной денежной компенсацией.
Таким образом, расчет жилищно-коммунальной выплаты производится ежемесячно на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, произведенных за месяц, предшествующий месяцу начисления сумм жилищно-коммунальной выплаты.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, А1., ** года рождения, является инвалидом первой группы с детства (бессрочно) (л.д. 10-11 т. 1).
На основании приказа Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми № ** от 30.10.2020 опекуном А1. назначена Артемова Елена Магеррамовна (л.д. 12-13 т. 1).
Решением территориального отдела ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» по Индустриальному району г. Перми от 16.03.2021 А1. с 01.04.2021 назначена выплата ежемесячной денежной компенсации по жилищно-коммунальным услугам в сумме 208,50 рублей (льготная категория: инвалид с детства, получатель льготы: Артемова Елена Магеррамовна) (л.д. 133 т. 2).
Артемова Е.М., как опекун А1., является получателем меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг (л.д. 21-26 т. 1).
Согласно записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № ** от 14.09.2010 жилое помещение: 3-комнатная квартира, расположенная по адресу: ул. ****, г. Пермь, на праве общей долевой собственности принадлежит: А1. (доля в праве 1/2), Б. (доля в праве 1/4), Артемовой Е.М. (доля в праве 1/4) (л.д. 32, 33-34, 35-36 т. 1).
Из справки УУП ОУУП и ПДН ОП № 2 УМВД России по г. Перми от 27.10.2022, **** с 01 марта 2022 года по настоящее время по адресу: **** не проживает, фактически проживает по адресу: г. Пермь, ул. **** (л.д. 14 т. 1).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для перерасчета компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеется, поскольку, проверив расчет, представленный ответчиком, суд первой инстанции признал его правильным, а расчет компенсации, представленный истцом, признан судом первой инстанции неверным, ввиду того, что он противоречит нормам материального права и установленным судом обстоятельствам. Судом первой инстанции установлено, что за период с апреля 2021 года по июль 2023 года задолженность по спорной мере социальной поддержки перед истцом отсутствует, расчет жилищно-коммунальной выплаты произведен в соответствии с требованиями норм права, действующими на территории Пермского края. Суждение и расчет истца о том, что ответчик обязан выплатить 50% от фактических расходов, основано на неверном толковании норм права. Кроме того, судом первой инстанции указано на то, что жилое помещение в многоквартирном доме принадлежит истцу на праве собственности, в связи с чем истец не имеет права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения.
Судебная коллегия в целом соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагает их верными, основанными на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на получение компенсации платы за содержание жилого помещения подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном понимании норм материального права.
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Учитывая, что жилое помещение принадлежит А1. на праве собственности, относится к частному жилому фонду, то судебная коллегия полагает, что у истца отсутствует право на получение компенсации платы за содержание жилого помещения, поскольку она предоставляется только нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Ссылка апеллянта на то, что Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 № 166-п установлен Порядок предоставления денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждает право истца на получение компенсации платы за содержание жилья, является несостоятельной, поскольку на основании указанного Порядка предоставляются меры социальной поддержки не только инвалидам, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», но и иным категориям граждан, установленным Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (пункт 2 Порядка).
Вопреки ошибочным суждениям апеллянта, часть 15 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентирует, что лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, а плата за содержание жилого помещения подлежит компенсации только нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, в соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства Пермского края от 24.03.2009 № 166-П «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» не соответствует положениям статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части размера компенсации, о несогласии апеллянта с установленным Порядком размером компенсации в сумме 208,50 рублей, а также ссылки на то, что в других субъектах Российской Федерации размер компенсации определен иначе, в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», во внимание судебной коллегии не принимаются по следующим основаниям.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут (пункт «ж» части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1, 2, 4, 5 и 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию которых предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, которые форму предоставления указанных мер социальной поддержки определяют региональными нормативными правовыми актами.
Из изложенного следует, что Постановление Правительства Пермского края от 24.03.2009 № 166-П «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» принято в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, в целях установления формы и порядка предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
В соответствии с Порядком гражданам выплачивается ежемесячная денежная компенсация в твердой денежной сумме в размере, определенном приложением 1, и дополнительная ежемесячная денежная компенсация, если 50 процентов от расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенных исходя из фактически предъявленных расходов, с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, превышают размер ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме, в виде разницы между названными величинами без подачи заявления на основании информации о лицах, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи гражданам, которые на указанную дату имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации, а также информации, содержащейся в платежных документах (пункты 4, 5 и 7).
Таким образом, из буквального толкования приведенных региональных норм в их единстве следует, что меры социальной поддержки инвалидам Пермского края установлены в форме двух выплат: ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме, согласно приложению 1, и дополнительная ежемесячная денежная компенсация, рассчитываемая в соответствии с пунктом 7 Порядка, общая сумма которых составляет размер компенсации, предусмотренный статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В связи с изложенным, учитывая, что ежемесячная денежная компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг инвалидам, установленная в твердой сумме, представляет собой одну из составных частей компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, противоречий между положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Порядком, судебная коллегия не усматривает (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.09.2019 № 44-АПА19-29).
Доводы апелляционной жалобы о неверном расчете компенсации платы за капитальный ремонт, судом апелляционной инстанции отклоняются ввиду несостоятельности.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно статье 4 Закона Пермского края от 07.05.2007 № 34-ПК «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в следующих размерах:
для одиноко проживающего гражданина – 33 кв. метра;
для одиноко проживающего пенсионера по старости, не имеющего права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, – 43 кв. метра;
для семьи из 2 человек – 42 кв. метра;
для семьи из 2 человек, состоящей из пенсионеров по старости, не имеющих права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, – 52 кв. метра;
для семьи из 3 и более человек – 18 кв. метров на человека.
Величина минимального взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц в 2021 году составляла 9,73 рублей, в 2022 году – 10,10 рублей, в 2023 году – 10,30 рублей (Постановление Правительства Пермского края от 15.10.2019 № 753-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2020-2022 годы», Постановление Правительства Пермского края от 29.09.2022 № 818-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2023-2025 годы»).
С учетом того, что в период с 2021 года по июнь 2023 года в квартире проживало 2 человека, стандарт нормативной площади жилого помещения следует исчислять из 42 кв. метров (для семьи из 2 человек), в связи с чем в указанный период на 1 человека приходится 21 кв. метр. С июля 2023 года в квартире проживает 3 человека, расчет производится из стандарта, установленного для семьи из 3 и более человек – 18 кв. метров на человека (л.д. 115 т. 3).
Таким образом, расчет компенсации взноса на капитальный ремонт следующий: величина минимального взноса * размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения * 50 %.
2021 год: 9,73 * 21 * 50 % = 102,16 рублей (размер рассчитанной льготы);
2022 год: 10,10 * 21 * 50 % = 106,05 рублей (размер рассчитанной льготы);
С января 2023 года по июнь 2023 года: 10,30 * 21 * 50% = 108,15 рублей (размер рассчитанной льготы);
В июле 2023 года: 10,30 * 18 * 50 % = 92,70 рублей (размер рассчитанной льготы).
Таким образом, компенсация взносов на капитальный ремонт рассчитывается не в размере 50% от фактических расходов, а в пределах 50% размера взноса, рассчитанного исходя из установленного норматива площади жилого помещения с учетом количества совместно проживающих, умноженного на величину минимального взноса, установленную в конкретном календарном году.
В апелляционной жалобе истец указывает, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за спорный период в указанном ответчиком размере выплачена Артемовой Е.М. в полном объеме.
Расчет, представленный истцом, судебная коллегия признает неправильным, поскольку льгота за весь период исчислена из регионального стандарта 18 кв. метров, предусмотренного для семьи из трех и более человек, в то время, как в жилом помещении с 2021 года по июнь 2023 года проживало 2 человека, и только в июле 2023 года – 3 человека.
Кроме того, в расчете истец неверно производит умножение величины регионального стандарта площади на количество проживающих, поскольку при расчете регионального стандарта уже учтено количество проживающих в жилом помещении лиц. Часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющая порядок расчета данной льготы, не содержит в себе требование об умножении величины на количество проживающих лиц.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии истца с расчетом, представленным ответчиком, судебной коллегией отклоняются.
Расчет, представленный ответчиком (л.д. 115 т. 3), проверен судебной коллегией и признается правильным, поскольку содержит расчет расходов истца, понесенных им фактически в соответствии с квитанциями, а также расчет начисленных и выплаченных истцу компенсаций, которые подтверждаются справками (л.д. 21-26 т. 1, л.д. 166-168 т. 2).
Ссылка апеллянта на то, что ответчиком в расчете платы за горячую воду не учтена сумма за объем потребленной воды, а учтен только показатель подогрева воды, является несостоятельной.
Истец верно указала, что в расчете ответчика в строке «Горячая вода» учтены показатели «ТЭ для подогрева ГВС» из квитанции.
Вместе с тем, в строке расчета «Холодная вода» учтены показатели «ХВС» из платежной квитанции поставщика услуг ООО «Новогор-Прикамье» и показатели «Гор.вода (ХВС)» из квитанции поставщика услуг Филиал «Пермский» ПАО «Т Плюс», например, за март 2023 года: ХВС 72 рубля + Гор.вода (ХВС) 144 рубля = 216 рублей (в расчете) (л.д. 199, 205 т. 1).
Таким образом, несмотря на то, что фактические расходы за горячую воду отражаются в расчете в строке «холодная вода», общая сумма фактических расходов не изменяется, на рассчитанную сумму льготы данное обстоятельство не влияет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком не произведена компенсация расходов на коммунальные услуги на общедомовые нужды, на содержание и текущий ремонт жилья, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанная компенсация предоставляется только нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
Вопреки доводам, содержащимся в дополнительных пояснениях истца, сумма ДЕДК в размере 283,65 рублей за апрель 2021 года, о выплате которой ответчиком указано в справке от 13.09.2023 в июне 2021 года (л.д. 118 т. 3), фактически выплачена ответчиком 10.08.2021 (л.д. 22 т. 1).
Вопреки доводам апеллянта, сумма компенсации в размере 933,02 рублей за февраль 2021 года и март 2021 года, выявленная в рамках проведения прокурорской проверки, фактически выплачена истцу 17.11.2022 (л.д. 25 т. 1).
Кроме того, истцу были произведены разовые выплаты в качестве недоплаты ДЕДК, выявленные при перерасчетах.
Так, сумма разовой выплаты в мае 2022 года в размере 4 388,22 рублей была выявлена при проведении перерасчета по заявлению А1. от 20.04.2022 на основании представленных заявителем документов о фактических расходах за период с 01.04.2021 по 30.03.2022, выплачена истцу 24.05.2022 (л.д. 24 т. 1).
Сумма разовой доплаты в декабре 2022 года в размере 729,92 рублей выявлена при проведении группового перерасчета и образовалась за период с апреля 2021 года по апрель 2022 года, выплачена Артемовой Е.М. 27.12.2022 (л.д. 26 т. 1).
Кроме того, ответчиком в рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции произведен перерасчет ДЕДК, в результате которого выявлена недоплата в размере 3440,51 рублей за период с октября 2022 года по июнь 2023 года, которая выплачена А1. в августе 2023 года (л.д. 167 т. 2).
Указанные недоплаты ДЕДК выявлены за периоды, входящие в спорный период, в связи с чем, вопреки ошибочной позиции истца, подлежат учету в расчете.
Согласно расчету ответчика, за период с апреля 2021 года по июль 2023 года истец имеет право на компенсацию в размере 23215,16 рублей, фактически истцу выплачена компенсация в размере 15893,18 рублей. Принимая во внимание суммы выплаченных истцу ДЕДК в размере 4388,22 рублей, 729,92 рублей, 3440,51 рублей, судебная коллегия приходит к выводу, что на стороне истца имеется переплата в размере 1236,67 рублей (23215,16 – 15893,18 – 4388,22 – 729,92 – 3 440,51) = - 1 236,67)).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку оснований для взыскания невыплаченной суммы компенсации в пользу истца судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела и представленных доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда г. Перми от 22.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Артемовой Елены Магеррамовны – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 мая 2024 года.