86RS0001-01-2024-004820-54
дело №2-3341/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 октября 2024 года город Ханты - Мансийск
мотивированное решение
изготовлено 17 октября 2024 года
Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Белоусовым Р.В.,
с участием:
старшего помощника Ханты – Мансийского межрайонного прокурора Карпенко Е.С.,
представителя ответчика Администрации г.Ханты – Мансийска – Лукманова Р.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №
представителя ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска – Маслякова Д.И, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя третьего лица – МКУ «Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве» - Суворовой Т.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица – Ветеринарной службы ХМАО-Югры – Ососовой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3341/2024 по иску Ханты – Мансийского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетней Алексеенко Валерии Сергеевны в лице законного представителя Алексеенко Ольги Сергеевны к Администрации города Ханты-Мансийска и Департаменту городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска, третьи лица Муниципальное казённое учреждение «Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве», Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и индивидуальный предприниматель Матвеев Александр Николаевич, о компенсации морального вреда,
установил:
Ханты – Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетнего истца Алексеенко Валерии Сергеевны в лице законного представителя Алексеенко Ольги Сергеевны к ответчику Администрации города Ханты-Мансийска, третьи лица Муниципальное казённое учреждение «Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве», Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и индивидуальный предприниматель Матвеев Александр Николаевич (далее по тексту МКУ «Служба муниципального заказа в ЖКХ», ИП Матвеев А.Н., Ветеринарная служба ХМАО-Югры), о компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой в связи с поступившим обращением Алексеенко Ольги Сергеевны проведена проверка по факту причинения её несовершеннолетней дочери Алексеенко Валерии Сергеевне телесных повреждений в результате укуса собакой. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов 30 минут на перекрестке улиц <адрес> к несовершеннолетней Алексеенко В.С. подошла бесхозная бродячая собака серо-черного окраса, высотой в холке около 40-50 см., которая укусила её в область левого колена. За медицинской помощью обратились самостоятельно в травматологический пункт БУ «Окружной клинической больницы» г. Ханты-Мансийска. Проведенной МО МВД России «Ханты-Мансийский» проверкой установить владельца собаки не представилось возможным. ДД.ММ.ГГГГ по результатам осмотра травматолога-ортопеда несовершеннолетней Алексеенко В.С. поставлен диагноз «Укушенная <данные изъяты>. Согласно объяснениям Алексеенко В.С. ДД.ММ.ГГГГ около 11 час. 30 мин. направлялась с тренировки домой. Когда Алексеенко В.С. находилась на пересечении улиц Родниковая и Сосновый бор к ней подбежала бесхозная собака серо-черного окраса, высотой в холке около 40-50 см и укусила Алексеенко В.С. в области левого колена. Собаку Алексеенко В.С. не дразнила, не провоцировала и к себе её не подзывала. Установлено, что отлов животных без владельцев в 2024 году на территории города Ханты-Мансийска осуществлялся в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №/ЗК «На выполнение работ по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев», заключенным с ИП Матвеевым А.Н. на сумму 9 794 541 рубль 02 копейки (срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, управление муниципального заказа Администрации города Ханты-Мансийска определен органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков города Ханты-Мансийска в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подготовкой документации к размещению занимается муниципальное казенное учреждение - МКУ «Служба муниципального заказа в ЖКХ», а также контроль за исполнением самого муниципального контракта возложен на МКУ «Служба муниципального заказа в ЖКХ». Полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории города Ханты-Мансийска возложены на администрацию города Ханты-Мансийска. Полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории улиц <адрес> исполнены администрацией города ненадлежащим образом. Об этом свидетельствуют факты неоднократных обращений граждан за медицинской помощью в связи с укусами одной и той же собакой на данной территории. Так, по сведениям МО МВД России «Ханты-Мансийский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ данная бесхозная бродячая собака серо-черного окраса, высотой в холке около 40-50 см. покусала 3-х детей: ДД.ММ.ГГГГ - Алексеенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р, ДД.ММ.ГГГГ - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <адрес> - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> обращений граждан по вопросу отлова агрессивной бесхозной собаки оперативных мер для её отлова не принято. В связи с тем, что администрацией <адрес> надлежащие меры, направленные на организацию отлова безнадзорных животных не приняты, владелец собаки отсутствует, вред, вызванный укусом собаки, должен быть возмещен администрацией города Ханты-Мансийска. В связи с чем, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, установленные ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России «Ханты-Мансийский», Алексеенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., причинены физические и нравственные страдания. Несовершеннолетняя испытывает стресс и опасение при виде безнадзорных собак, после случившегося испытывала страдания из-за болевых ощущений в ноге. Кроме того, в период назначенной вакцинации Алексеенко В.С. находилась в летнем лагере около <адрес>, где была вынуждена регулярно выезжать в поликлинику для проставления прививок от бешенства. Изложенное является основанием для получения с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей, указанном в заявлении законного представителя несовершеннолетней Алексеенко В.С., которое поступило в межрайонную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, Ханты-Мансийский межрайонный прокурор просит суд: взыскать с ответчика администрации <адрес> в счёт компенсации морального вреда, причинённого несовершеннолетней Алексеенко Валерии Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сумму в размере 250 000 рублей.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечён Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийск (л.д.175-176).
Старший помощник Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Карпенко Е.С. в судебном заседании настояла на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.
Истец Алексеенко О.С., действующая в интересах несовершеннолетней Алексеенко В.С., надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки суд не известила. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийск - Масляков Д.И. в судебном заседании исковые требования не признал, в соответствии с доводами письменных возражений на исковое заявление суду показал, что по вопросу осуществления полномочий по организации отлова безнадзорных животных на территории города Ханты-Мансийска сообщаем, что ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Служба муниципального заказа в ЖКХ» и ИП Матвеевым А.Н. заключен муниципальный контракт № 175/ЗК «На выполнение работ по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев» на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с условиями муниципального контракта Отлов животных без владельцев может быть плановым и вынужденным. Отлов животных без владельцев осуществляется по заявкам, поступающим через государственную информационную систему автономного округа «Единая информационная база домашних животных и животных без владельцев» (далее - АИС «Домашние животные»), а также по графику, в рамках объемов и средств, предусмотренных муниципальным контактом. Заявки на отлов животных без владельцев также принимаются диспетчерами исполнителя муниципального контракта. Департамент выполняет свои обязательства надлежащим образом, поскольку в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по выполнению мероприятий связанных с исполнением части 7 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ передал через МКУ «Служба муниципального заказа в ЖКХ», профинансировав данные мероприятия, а последний с ИП Матвеевым А.Н. заключили муниципальный контракт 175/ЗК на выполнение работ по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Департамент создал все условия для исполнения своих обязательств установленных Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Малолетний ребенок пострадавший от укуса собак, ДД.ММ.ГГГГ находился на достаточном расстоянии от места проживания, без контроля родителей и получил травму в результате неосторожности. Указанная травма ребенка произошла в результате ненадлежащего исполнения обязанности родителями, которые оставили малолетнего ребенка без контрольно который удалился от него за пределами специально отведенного места для игр детей. Родители обязаны были при осуществлении надлежащего воспитания и обучения ребенка разъяснять указанные обстоятельства и предупреждать о возможных негативных последствий при таком контакте человека с животным. Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых для их снижения (исключения) вреда (л.д.188-193).
Представитель ответчика Администрации г.Ханты-Мансийска – Лукманов Р.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, суду показал, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска.
Представитель третьего лица МКУ «Служба муниципального заказа в ЖКХ» - Суворова Т.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в соответствии с доводами письменного отзыва на исковое заявление суду показала, что доводы о ненадлежащем исполнении Администрацией полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории улиц <адрес> несостоятельны. Так как в материалах дела отсутствуют документы медицинской судебной экспертизы, назначенной ДД.ММ.ГГГГ. Позиция Ханты-Мансийской межрайоной прокуратуры, основывается на словах несовершеннолетней гр. Алексеенко В.С.. что её укусила собака. Однако, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела, по информации Ханты-Мансийской межрайоной прокуратуры, по факту телесных повреждений несовершеннолетней Алексеенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в результате укуса собакой, по основаниям п. 1 ч.1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием события преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 УК РФ. Так же нет в материалах дела подтверждающих документов на медицинские расходы, понесённые в связи с повреждением здоровья гражданки Алексеенко В.С., расходы на такси. Кроме того, согласно рекомендациям врачей для получения максимального эффекта от антирабической (против бешенства) прививки пациентам необходимо соблюдать карантин, который состоит из кратковременных прогулок на свежем воздухе, при этом следует избегать пребывания в толпе людей, где свободно распространяются вирусные инфекции. Также рекомендуется избегать физических нагрузок и прямых солнечных лучей, перегрева. Запрещается заниматься спортом, поскольку после иммунизации человек становится уязвимым к инфекциям, поэтому занятия спортом в зале среди других людей может привести к инфицированию. Также повышенные физические нагрузки - всегда дополнительный стресс для привитого человека. Однако истцы пренебрегли данными рекомендациями врачей. После вакцинации Алексеенко В.С. выехала на отдых в лагерь, расположенный в <адрес>. Данное поведение Алексеенко В.С. и Алексеенко О.С. указывает на то, что характер физических и нравственных страданий Алексеенко В.С. не значителен. По данным из АИС «Домашние животные», Службы муниципального заказа, ИП Матвеева на отлов собак в районе СУ 967 за время действия Муниципального контракта поступило 18 заявок, что подтверждается скриншотами с АИС «Домашние животные», копиями страниц Журнала учета заявок. По данным заявкам в районе СУ 967 осуществлены как плановые, так и внеплановые выезды в количестве 18 раз. В районе СУ 967 отловлено 11 животных без владельцев, в приюте на ДД.ММ.ГГГГ находится 6 животных без владельцев. Таким образом, отлов безнадзорных животных в районе СУ 967 ИП Матвеевым проводился регулярно, а, следовательно, полномочие по организации отлова безнадзорных животных на территории улиц Родниковой и Сосновый бор Администрацией города Ханты-Мансийска выполнялось надлежащим образом. ДД.ММ.ГГГГ между Службой муниципального заказа и ИП Матвеевым заключен новый муниципальный контракт №/ЗК на выполнение работ по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Администрация в лице Службы муниципального заказа предпринимала все установленные законодательством Российской Федерации меры для снижения (исключения) спорной ситуации, а именно: производили отлов животных без владельцев в районе СУ 967 как на плановой основе, так и по заявкам граждан, помещали животных без владельцев в приют ИП Матвеева для вакцинации, стерилизации и дальнейшего содержания. В целях предотвращения нападения животных без владельцев на граждан ИП Матвеевым регулярно осуществлялись выезды на территорию района СУ 967 (без заявок, патрулирование). Кроме того полагает, что размер компенсации морального вреда завышен и подлежит снижению (л.д.109-113).
Представитель третьего лица Ветеринарной службы ХМАО-Югры – Ососова Н.В. в судебном заседании показала, что заявленные требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец Алексеенко Ольга Сергеевна является матерью несовершеннолетней Алексеенко Валерии Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ПН № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).
Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой в связи с поступившим обращением Алексеенко Ольги Сергеевны проведена проверка по факту причинения её несовершеннолетней дочери Алексеенко Валерии Сергеевне телесных повреждений в результате укуса собакой (л.д.13).
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов 30 минут на перекрестке улиц <адрес> к несовершеннолетней Алексеенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подошла бесхозная бродячая собака серо-черного окраса, высотой в холке около 40-50 см., которая укусила её в область левого колена.
За медицинской помощью обратились самостоятельно в травматологический пункт БУ «Окружной клинической больницы» <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам осмотра травматолога-ортопеда несовершеннолетней Алексеенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен диагноз «Укушенная рана левой подколенной ямки». Врачом зафиксированы рана в левой подколенной области до 0,5 см и осаднение в пределах глубоких <данные изъяты>
Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, проведённого КУ ХМАО-Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» следует, что у ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно данным предоставленного медицинского документа на момент обращения за медицинской помощью в ОКБ <адрес> имелось следующее повреждение: <данные изъяты> (по признаку отсутствия кратковременного расстройства здоровья или не повлекшее незначительную стойкую утрату общей трудоспособности), образовалось от воздействия твердого тупого предмета, возможно, предмета с ограниченной травмирующей поверхностью, в срок и при обстоятельствах, указанных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.201-202).
Согласно объяснениям несовершеннолетней Алексеенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ около 11 час. 30 мин. она направлялась с тренировки домой. Когда Алексеенко В.С. находилась на пересечении улиц <адрес>, к ней подбежала бесхозяйная собака серо-черного окраса, высотой в холке около 40-50 см и укусила Алексеенко В.С. в области левого колена. Собаку Алексеенко В.С. не дразнила, не провоцировала и к себе её не подзывала (л.д.34, 35).
ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ОДН ОУУПиПДН МОМВД России «Ханты-Мансийский» ФИО13 отказано в возбуждении уголовного дела по факту получения телесных повреждений несовершеннолетней Алексеенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в результате укуса собакой, по основаниям п.1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием события преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 УК РФ (л.д.40, 41).
В соответствии с постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ №, управление муниципального заказа Администрации города Ханты-Мансийска определен органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков города Ханты-Мансийска в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Подготовкой документации к размещению занимается муниципальное казенное учреждение - МКУ «Служба муниципального заказа в ЖКХ», а также контроль за исполнением самого муниципального контракта возложен на МКУ «Служба муниципального заказа в ЖКХ».
Отлов животных без владельцев в 2024 году на территории города Ханты-Мансийска осуществлялся в рамках заключенного муниципального контракта (л.д.206).
ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Служба муниципального заказа в ЖКХ» и ИП Матвеевым А.Н. (подрядчик) заключён муниципальный контракт №/ЗК «На выполнение работ по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев», заключённым с ИП Матвеевым А.Н. на сумму 9 794 541 рубль 02 копейки (срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым подрядчик обязуется своевременно выполнить работы по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев и сдать результат работы заказчику в соответствии с требованиями технического задания (приложение № к контракту), а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Состав и объём работ определяется приложением № к контракту.
Место выполнения работ – <адрес> (п.1.3 контракта).
В силу п. 5 приложения № контракта под отловом животного без владельца понимается процедура изъятия из среды обитания и помещения путем транспортировки в приют. Отлову подлежат животные, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица.
Отлов животных без владельцев может быть плановым и вынужденным.
Вынужденный отлов животных без владельцев подрядчик осуществляет по заявкам. По устным или письменным обращениям, в том числе через государственную информационную систему округа «Единая информационная база домашних животных и животных без владельцев» (АИС «Домашние животные»). Заявки на отлов животных регистрируются в журнале, выписка из которого предоставляется еженедельно по вторникам (п.5.4.1 контракта).
Плановый отлов животных осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком. Согласованный план-график размещается на информационном портале подрядчика, официальном информационном портале Администрации <адрес> не позднее 3 календарных дней до начала отлова (п.5.4.2 контракта).
Согласно План-Графика отлова животных без владельцев на территории <адрес> в рамках муниципального контракта №/ЗК от ДД.ММ.ГГГГ дата проведения мероприятий по отлову животных на территории <адрес> <адрес> <адрес>) – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.114, 115).
Согласно скриншотам с АИС «Домашние животные», выкопировок из Журнала учёта заявок в районе №.Ханты-Мансийска, за время действия муниципального контракта поступило 18 заявок, отловлено 11 животных без владельцев.
Полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории города Ханты-Мансийска возложены на администрацию города Ханты-Мансийска.
По сведениям МО МВД России «Ханты-Мансийский» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ данная бесхозяйная бродячая собака серо-черного окраса, высотой в холке около 40-50 см. покусала 3-х детей: ДД.ММ.ГГГГ - Алексеенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.45).
ДД.ММ.ГГГГ МОМВД России «Ханты-Мансийский» в адрес Департамента городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска направлено письмо о необходимости проведения мероприятий по отлову собаки согласно компетенции (л.д.52).
Согласно выписке из ГИС «Домашние животные» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ поступила заявка на отлов собаки в <адрес> 967 вблизи детского сада «Одуванчик», на пересечении улиц <адрес> (л.д.121).
Согласно ответа Директора Департамента городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ году ИП Матвеев А.Н. в районе <адрес> отловил 19 животных без владельцев (собак).
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 1789 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно подпункту 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов осуществления полномочий в области организации мероприятий в области обращения с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации также отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Статьей 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено право органов местного самоуправления на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.12.2019 № 89-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления наделены отдельным государственным полномочием, которое включает в себя отлов, содержание, стерилизацию, маркирование неснимаемыми метками, возврат в прежние места обитания животных без владельцев.
Согласно пункту 2 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2019 №550-п, под деятельностью по обращению с животными без владельцев понимается деятельность, включающая в себя:
2.1. Отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных;
2.2. Содержание животных без владельцев в приютах в соответствии с законодательством в области обращения с животными (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация, мечение);
2.3. Возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приют животным без владельцев;
2.4. Возврат на прежние места обитания вакцинированных, маркированных (меченных), стерилизованных животных, не проявляющих немотивированной агрессивности;
2.5. Ведение учёта животных без владельцев, отловленных и транспортированных в приюты, а также возвращенных на прежние места обитания, хранение учетных сведений и видеозаписей процесса отлова животных без владельцев и возврата их к месту прежнего обитания;
2.6. Размещение в приютах и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляют индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.3 Порядка).
В соответствии с п.2 ст. 32 Правила благоустройства территории города Ханты-Мансийска (принято 02.06.2014), утверждённых Решением Думы города Ханты-Мансийска от 02.06.2014 № 517-V РД (ред. от 26.01.2024), отлов безнадзорных животных осуществляется специализированными организациями в соответствии с контрактами, заключенными учреждением, подведомственным уполномоченному органу Администрации города, в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.
Решением Думы города Ханты-Мансийска от 21.07.2011 № 71 (ред. от 29.09.2023) утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска.
В соответствии с п. 2.1.24 Положения Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска организует мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Ханты-Мансийска, обеспечивает использование по целевому назначению субвенции, передаваемой из бюджета автономного округа для осуществления переданного отдельного государственного полномочия в указанной сфере деятельности.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска.
Доводы ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска о том, что были созданы все условия для исполнения своих обязательств в части осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, об отсутствии вины в причинении вреда, поскольку все полномочия, переданные органу местного самоуправления, были осуществлены в полном объёме, выполнены мероприятия по отлову животных без владельцев, заключён контракт на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории г. Ханты-Мансийска с ИП Матвеевым А.Н., были предприняты все возможные меры, направленные на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории г. Ханты-Мансийска, судом в качестве обстоятельств, освобождающих от обязательств по возмещению вреда, не принимаются.
Так, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд исходит из того, что несовершеннолетней Алексеенко В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, причинён вред в результате укуса бесхозяйной собаки; обязанность по отлову и содержанию безнадзорных животных и организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных лежит на Департаменте городского хозяйства Администрации <адрес>, в результате бездействия ответчика несовершеннолетней причинён моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, что презюмируется судом исходя из обстоятельств причинения телесного повреждения и несовершеннолетием потерпевшей, в связи с чем суд приходит к выводу о возложении на Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска обязанность по компенсации несовершеннолетней Алексеенко В.С. в лице законного представителя причинённого морального вреда.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 ГК гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (часть 2 статьи 1064 ГК РФ).
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации№ 33 в случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ), на родителей (усыновителей), опекунов несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего), организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую был помещен под надзор малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, образовательную организацию, медицинскую организацию или иную организацию, обязанную осуществлять надзор за малолетним гражданином, под надзором которых он временно находился, либо на лицо, осуществлявшее надзор над малолетним гражданином на основании договора, - за моральный вред, причиненный малолетним (пункты 1 - 3 статьи 1073 ГК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» в пункте 25 разъяснил, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 названного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации).
Для привлечения к ответственности в виде компенсации морального вреда юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины, то есть установленная законом презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положениями статей 151 и учитывая разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», а также учитывая обстоятельства получения травмы ребёнком, малолетний возраст ребёнка, характер и степень его физических и нравственных страданий, физическую боль, а также требования разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Таким образом, иск подлежит частичному удовлетворению.
Оснований для удовлетворения иска к Администрации города Ханты-Мансийска суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить частично иск Ханты – Мансийского межрайонного прокурора (ИНН 8601010505) в интересах несовершеннолетней Алексеенко Валерии Сергеевны (свидетельство о рождении №) в лице законного представителя Алексеенко Ольги Сергеевны (паспорт РФ № №) к Администрации города Ханты-Мансийска (ИНН 8601003378) и Департаменту городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска (ИНН 8601016803), третьи лица Муниципальное казённое учреждение «Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве» (ИНН 8601017035), Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ИНН 8601012936) и индивидуальный предприниматель Матвеев Александр Николаевич (ИНН 661103743438), о компенсации морального вреда.
Взыскать с Департамента городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска в пользу несовершеннолетней Алексеенко Валерии Сергеевны в лице законного представителя Алексеенко Ольги Сергеевны компенсацию морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Отказать в остальной части иска.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Председательствующий подпись С.В.Вахрушев
копия верна:
Судья Ханты – Мансийского
районного суда С.В.Вахрушев