2-1375/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2018 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Лисицыной Ю.А.,
при секретаре Юсуповой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева В.В. к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Васильев В.В. обратился в суд с иском к ответчику о признании права собственности на жилой дом, в обоснование требований, указав, что на основании договора купли продажи <№> от 25 января 2007 года является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>. На данном земельном участке, без получения разрешения на строительство, истцом возведен одноэтажный жилой дом литер «К» с мансардой, общей площадью 166,4 кв.м., жилой площадью 88,4 кв.м. Истец обращался в администрацию муниципального образования «Город Астрахань» по вопросу ввода жилого дома в эксплуатацию и постановки на регистрационный учет, однако ему было отказано. Истец проживает в этом доме, производит ремонт, полностью несет бремя по содержанию данного имущества. Данная постройка соответствует требованиям и нормам действующего законодательства, не угрожает жизни и здоровью людей и не нарушает права третьих лиц.
С учетом изменения заявленных требований просит признать за Васильевым В.В. право собственности на одноэтажный жилой дом литер «К» с мансардой, жилой площадью 88,4 кв.м., общей площадью 166,4 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <№>, по адресу <адрес>.
Истец Васильев В.В. в судебном заседании исковые требования с учетом изменения, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Город Астрахань» о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, представили отзыв на исковое заявление.
Третьи лица Федянина Г.А., Михайлова Л.А., Козлов О.Н., Хорошилов Н.И., Нургалиев Д.К., в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекс Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли продажи <№> от 25 января 2007 года истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 349 кв.м., с кадастровым номером <№>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 31 января 2017 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03 мая 2018 года правообладателем земельного участка с кадастровым номером <№> по адресу <адрес>, площадью 349 кв.м., с назначением - для эксплуатации индивидуального жилого дома, указан Васильев В.В. Согласно уведомлению <№> от 30 мая 2018 года информация о зарегистрированных правах на жилой дом по <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.
В 2008 году без оформления проектно-сметной документации и получения разрешения на производство строительно-монтажных работ на территории земельного участка, истец своими силами и средствами возвел жилой дом, литер К.
Из представленного технического паспорта <№>, составленного по состоянию на 02 ноября 2017 года, жилой дом литер К, по адресу: <адрес>, 2008 года постройки, общей площадью 166,4 кв.м., жилой площадью, 88,4 кв.м., число этажей надземной части постройки -2 (один этаж с мансардой). Согласно примечанию жилой дом литер А снесен.
Из справки <№> от 08 декабря 2017 года, выданной АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» следует, что по адресу <адрес> жилой дом литер А снесен, жилой дом литер К не сдан в эксплуатацию.
Согласно кадастровой выписке от 28 февраля 2018 года <№> жилой дом с кадастровым номером <№>, площадью 49 кв.м., 1965 года постройки, расположенный по <адрес> снят с кадастрового учета 28 февраля 2018 года.
Из технического заключения Астраханского отделения Южного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 2017 года о состоянии строительных конструкций и объемно-планировочного решения жилого дома с мансардой (литер К) по адресу: <адрес>, следует, что в результате визуального обследования несущих, ограждающих строительных конструкций и объемно планировочного решения каких-либо серьезных повреждений или деформаций( видимых трещин, деформаций и повреждений конструкций, смещения или крена здания и (или) его частей свидетельствующих о недостаточной прочности и устойчивости, не обнаружено. Видимых признаков промерзания стен или перекрытий (увлажнения стен и потолков, наличия плесени) свидетельствующих о недостаточных теплоизолирующих характеристика ограждающих конструкций, не выявлено. В несущих и ограждающих конструкциях жилого дома трещины и дефекты не обнаружены. На основании изложенного сделаны следующие выводы: планировка здания выполнена согласно требованиям СНиП31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», ГОСТ 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований», СНиП 21.01.97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», ГОСТ Р 53779-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» на момент обследования, строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии, применение основных строительных конструкций с регламентированными пределами огнестойкости, обеспечивающие сопротивление конструкций воздействию пожара в течении времени, необходимого для обеспечения безопасности людей и тушения пожара, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу для жизни и здоровья граждан. Одноэтажный жилой дом с мансардой (лит. К), расположенный по адресу: <адрес>, возможно эксплуатировать для круглогодичного проживания жильцов.
Как следует из экспертного заключения Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» за <№> от 25 декабря 2017 года условия проживания в жилом доме (литер К) по <адрес>, соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 2.1.2.2801-10 Изменения и дополнения № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 26 Постановления N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с изложенным, одно лишь отсутствие разрешения на строительство не может быть признано существенным нарушением градостроительных норм и правил, влекущим отказ в признании права собственности на данное строение.
Из представленного заключения кадастрового инженера <№> следует, что объект недвижимости (жилой дом литер К) расположенный по адресу: <адрес> находится в границах земельного участка с кадастровым номером <№>.
Распоряжением управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» от 04 мая 2018 года <№> утвержден градостроительный план <№> земельного участка с кадастровым номером <№>. Согласно данному плану площадь земельного участка по адресу <адрес>, составляет 349 кв.м, установлены координаты границ земельного участка. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 «Зона малоэтажной смешанной жилой застройки».
Как следует из материалов дела, истец обращался в досудебном порядке в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города Астрахани с заявлением по поводу согласования самовольно выполненной постройки жилого дома, однако письмом управления от 21 февраля 2018 года <№> в удовлетворении заявления было отказано. Таким образом, судом установлено, что истцом принимались меры для легализации объекта, ввода его в эксплуатацию.
Согласно представленному землеустроительному делу по установлению границ объекта землеустройства для эксплуатации жилого дома по адресу: <адрес>, в результате комплекса топографо-геодезических работ определены координаты земельного участка, по материалам межевания составлена карта (план) границ объекта землеустройства. Границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями.
От смежных землепользователей, Федяниной Г.А., Михайловой Л.А., Козлова О.Н., Хорошилова Н.И., Нургалиева Д.К., привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, возражений по заявленным требований не поступило.
Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что реконструкция жилого дома не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы ответчика о расположении части земельного участка в санитарно-защитной зоне, а так же на территории общего пользования за границами красных линий, утвержденных в составе проекта планировки и межевания территории в границах набережной р. Кривая Болда, улиц Лемисова, Сельскохозяйственной, пер. Комсомольского, ул. Карагалинской, пер. 2-й Белый, набережной р. Прямая Болда в Ленинском районе г. Астрахани, утвержденного постановлением мэра города Астрахани от 03 октября 2014 года №6314-м, с изменениями, внесенными постановлением №5303 от 11 августа 2016 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о предоставлении земельного участка, не является предметом рассмотрения данного дела. Кроме того, жилой дом литер «К» по <адрес>, 2008 года постройки, что установлено в судебном заседании и подтверждается представленными документами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Васильева В.В. к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании права собственности на жилой дом– удовлетворить.
Признать за Васильева В.В., право собственности на жилой дом литер «К», с мансардой, жилой площадью 88,4 кв.м, общей 166,4 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <№>, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, через Ленинский районный суд г. Астрахани.
Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате.