Решение по делу № 8Г-28058/2020 [88-26536/2020] от 05.11.2020

Судья I инстанции: Филипповский А.В.

Судьи II инстанции: Брюквина С.В., Кузьмина О.Ю., Манькова Е.Н. (докладчик),

Дело № 88-26536/20

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2020 года г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Российской Федерации в составе:

председательствующего Климовой О.С.

судей Кумачевой И.А., Щегловой Е.С.

с участием прокурора Юдиной М.В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ярославского района в интересах Российской Федерации к Лапину ФИО13, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района, АО «Племзавод Ярославка», Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании действий незаконными, признании ничтожным договора, взыскании денежных средств, (дело № 2-225/2020)

по кассационной жалобе Администрации Ярославского муниципального района на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 06.08.2020 года,

заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Российской Федерации Климовой О.С.

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с иском к Лапину А.В., КУМИ администрации Ярославского муниципального района, АО «Племзавод Ярославка», Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, с учетом уточнения исковых требований просил: признать незаконными действия администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включению Лапина А.В. в сводные списки от 28.08.2016 г. и от 14.11.2016 г. участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год; признать ничтожным договор № <данные изъяты> от 13.03.2017 г. об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Лапиным А.В. и АО «Племзавод Ярославка»; взыскать с администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в бюджет Российской Федерации неправомерно израсходованные денежные средства в размере 548 714,88 руб., в бюджет Ярославской области - в размере 863 685,12 руб.

Определением Ленинского районного суда г. Ярославля от 11 марта 2020 производство по гражданскому делу в части исковых требований прокурора Ярославского района к Лапину А.В. о взыскании денежных средств в размере 1 412 400 руб. прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.

Требования прокурора мотивированы тем, что Лапин А.В., проживающий в городе Ярославле, который одновременно является административным центром Ярославского муниципального района, как молодой специалист не имел права быть участником названной целевой программы, т.к. факт переезда в Ярославский муниципальный район отсутствовал, Лапин А.В. незаконно был включен в сводные списки на получение социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в Ярославском муниципальном районе, трехсторонний договор, заключенный между ним, Департаментом АПК и АО «Племзавод «Ярославка», противоречит закону, является ничтожным.

В суде ответчик Лапин А.В., его представитель по ордеру Мурин А.В. заявили о пропуске истцом срока исковой давности.

Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 11.03.2020 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 06.08.2020 года решение суда отменено. По делу принято новое решение, которым постановлено: «Признать незаконными действия администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по включению Лапина Андрея Владимировича в сводные списки от 28.08.2016 г. и от 14.11.2016 г. участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год. Признать ничтожным договор № 5 от 13 марта 2017 года об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты, заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Лапиным Андреем Владимировичем и АО «Племзавод «Ярославка».

В кассационной жалобе Администрации Ярославского муниципального района просит апелляционное определение отменить как незаконные и необоснованные, поскольку судом неверно определены юридически значимые обстоятельства, а также неверно применены нормы материального права. Указывает, что департамент АПК принимает решение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения. Включение в списки, которые первоначально формирует орган местного самоуправления и направляет в департамент АПК, не является безусловным основанием для предоставления социальной выплаты. Указывает, что исковые требования прокурора о признании действий Администрации ЯМР по включению Лапина А.В. в списки применительно к ст.ст.11,12 ГК РФ не относятся к самостоятельным способам защиты гражданских прав. Полагает, что Администрация ЯМР не является стороной договора и при таких обстоятельствах лишена права на защиту, в том числе на обращение со встречными требованиями к сторонам договора. Судом апелляционной инстанции не было принято во внимание, что на 06.08.2020 года все нарушенные права были восстановлены апелляционным определением от 16.07.2020 года. Также указывает, что Департамент АПК достоверно знал об отсутствии обязательства о предоставлении Лапину А.В. социальной защиты, но выплату не произвел.

В возражениях на кассационную жалобу Прокуратуры Ярославской области, Контрольно-счетной палаты Ярославской области, Департамента АПК Ярославской области, указано на несогласие с доводами кассационной жалобы.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.

При рассмотрении дела установлено, что из акта Контрольно-счетной палаты Ярославской области от 12 апреля 2019 года по результатам проверки Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - Департамент АПК) по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Ярославской области «Развитие сельского хозяйства Ярославской области» на 2014-2020 годы в части мероприятий целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы следует, что имело место нарушение законодательства при включении Лапина А.В. администрацией Ярославского муниципального района (ЯМР) в сводный список участников программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району, а также при предоставлении Лапину А.В., изъявившему желание переехать из города Ярославль, являющегося административным центром Ярославского муниципального района, в Ярославский муниципальный район для работы в сельской местности, социальной выплаты на строительство жилья в Ярославском районе.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013г. № 598 (действовавшим до 1 января 2018 года, в период рассматриваемых событий и действий 2016-2017 годов) утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», одной из задач которой являлось удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

В соответствии с пунктом 34 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного названным постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013г. № 598, право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

Согласно пункту 35 названного Типового положения под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 34 настоящего Типового положения понимаются:

а) молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:

переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района); проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации; не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой

один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

б) учащиеся последнего курса профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, заключившие соглашения с работодателем (органом местного самоуправления) о трудоустройстве в сельской местности, в которой изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе или социальной сфере по окончании указанной образовательной организации.Постановлением Правительства Ярославской области от 17 марта 2014г. № <данные изъяты> действовавшим в 2016-2017 годах, (утратило силу с 03.03.2020 г.) была утверждена областная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014-2020 годы».

Главным распорядителем бюджетных средств данной программы являлся Департамент АПК.

Приложением № 2 к названной областной целевой программе являются Правила предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения (далее - Правила от 17.03.2014 г.).

Пунктом 1.4 раздела III названных Правил от 17.03.2014 г., в редакции действовавшей в период рассматриваемых событий, было предусмотрено:

«Право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молоды специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовом договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельско местности, а именно:

-молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие совокупности следующим условиям: переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального район (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального район или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района); проживание на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях предусмотренных законодательством Российской Федерации; регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российско Федерации; отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплекс или социальной сфере;

-учащиеся последнего курса профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, заключившие соглашения работодателем (органом местного самоуправления) о трудоустройстве в сельской местности, в которой изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовом договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) агропромышленном комплексе или социальной сфере по окончании указанно образовательной организации.

27.06.2016    г. Лапин А.В. обратился в Администрацию ЯМР Ярославской области заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках указанной целевой программы, с условиями участия в рамках целевой федеральной программы бы ознакомлен, обязался их выполнять.

На КУМИ Администрации ЯМР возложена обязанность предоставить в Департамент АПК сформированный и утвержденный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молоды специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчиво развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года».

Главой Ярославского муниципального района 28.08.2016 г. и заместителем главы Ярославского муниципального района 14.11.2016 г. были утверждены сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках названной программы, в которые был включен и Лапин А.В., отнесенный к молодым семьям молодым специалистам, изъявившим желание переехать и работать в социальной сфере сельской местности Ярославского района.

Указанные списки были направлены КУМИ Администрации ЯМР в Департамент АПК, и на их основании Департаментом перечислены Лапину А.В. средства социально: выплаты в сумме 1 562 400 руб. для строительства жилья в Ярославском районе.

Администрацией ЯМР Лапин А.В. был незаконно включен в сводные списки от 28.08.2016 г. и от 14.11.2016 г. участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год как лицо, изъявившее желание переехать в Ярославский муниципальный район из г. Ярославля, являющегося одновременно и административным центром Ярославского муниципального района.

В отношении Лапина А.В. отсутствовало одно из обязательных условий, указанных в пункте 1.4 Раздела III названных выше Правил, а именно факт переезда в сельскую местность.

Лапин А.В. имеет временную регистрацию по адресу п. Красный Бор Ярославского района Ярославской области, дом 31, кв. 2. Согласно выписке из домовой книги от 08.06.2016    г. местом, откуда прибыл Лапин А.В. по месту новой регистрации, является адрес: г. Ярославль, ул. Добрынина, д. 20Б, кв. 1.

Административным центром Ярославского муниципального района является город Ярославль, следовательно, при включении Лапина А.В. в список участников мероприятий-получателей социальных выплат Администрацией ЯМР в лице КУМИ не принято во внимание одно из обязательных условий, предусмотренных названным пунктом 1.4 раздела III Правил, из которого следует, что не является переездом в сельскую местность переезд из городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района.

В связи с включением Лапина А.В. в указанные сводные списки, 13.03.2017 г. между Департаментом АПК, АО «Племзавод Ярославка» и Лапиным А.В. был заключен договор № <данные изъяты> об обеспечении молодого специалиста жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты.

Договором определяются взаимоотношения сторон, возникающие в связи с обеспечением жильем молодого специалиста (молодой семьи) с использованием на эти цели средств федерального и областного бюджетов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 598, и областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 г. № 222-п.

В рамках данного договора Лапину А.В. предоставлена социальная выплата на строительство жилья в Ярославском муниципальном районе в размере 1 562 400 руб. на семью в составе четырех человек. В связи с истечением срока действия свидетельства о предоставлении выплаты Департаментом АПК возращены средства социальной выплаты в областной бюджет в размере 150 000 руб., не возвращена сумма необоснованно полученной социальной выплаты составила 1412400 руб. (в бюджет Российской Федерации в размере 548 714,88 руб., в бюджет Ярославской области - 863 685,12 руб.)

Разрешая исковые требования по существу и приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 166, 1109 ГК РФ, 61 ГПК РФ, постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2014 №222-п, пришел к выводу, что спорная социальная выплата в размере 1 412 400 рублей была предоставлена Лапину А.В. правомерно, так как он являлся молодым специалистом, переезжал для проживания и работы в сельскую местность, эта выплата израсходована Лапиным А.В. по назначению - для приобретения жилья в сельской местности в Ярославском муниципальном районе путем заключения договора долевого участия в строительстве дома, при этом исходил также из преюдициального значения решения суда от 5 августа 2019 года, вступившего в законную силу 21 октября 2019 года, которым Департаменту АПК было отказано в иске к Лапину А.В. о взыскании денежных средств указанной выплаты.

С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что поскольку Лапин А.В. имел регистрацию по месту жительства в г. Ярославле и по месту пребывания в Ярославском муниципальном районе, осуществил переезд из г.Ярославля в Ярославский муниципальный район, что не подходит под условия признания молодого специалиста участником названной программы, следовательно, у КУМИ Администрации ЯМР отсутствовали правовые основания для включения его в список граждан - получателей социальной выплаты в рамках реализации указанной федеральной и областной целевых программ, и как следствие, в дальнейшем отсутствовали основания для заключения трехстороннего договора от 13.03.2017 г. № 5 между Департаментом АПК, Лапиным А.В. и АО «Племзавод «Ярославка».

Оснований для отмены апелляционного определения применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.

Судом было установлено нарушение норм Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности при включении Лапина А.В. в сводные списки участников мероприятий – получателей социальных выплат, в связи с чем, данные действия Администрации были признаны незаконными.

Тот факт, что в рамках иного гражданского дела с Лапина А.В. взысканы выплаченные ему денежные средства, не свидетельствует о незаконности принятого апелляционного определения.

Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны позиции ответчика по делу, фактически свидетельствуют о несогласии с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств и по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Иная оценка заявителями кассационных жалоб установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.

Юридически значимые обстоятельства определены правильно. Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы судов.

Выводы суда апелляционной инстанции подробно изложены и мотивированы в обжалуемом судебном постановлении, основаны на законе, установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, в связи с чем, в повторной аргументации не нуждаются.

Судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции полностью и всесторонне исследовал имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 06.08.2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Ярославского муниципального района - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-28058/2020 [88-26536/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области
Прокурор Ярославского района Ярославской области
Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области
Ответчики
Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области
Лапин Андрей Владимирович
Патраболову Артему Анатольевичу
Другие
Администрация Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области
Контрольно-счетная Палата Ярославской области
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области
УФСИН России по Ярославской области
Лапина Юлия Евгеньевна
КУМИ Администрации ЯМР
АО «Племзавод «Ярославка»
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Климова Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
10.12.2020Судебное заседание
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее