дело № 2-598/2023 (№ 33-714/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2024 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Абрамовой И.В., Беляк А.С.,
при секретаре судебного заседания Барменковой Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.
дело по апелляционной жалобе акционерного общества «АтомЭнергоСбыт»
на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 октября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» возобновить и обеспечить поставку электрической энергии в котельные, расположенные на территории Осташковского городского округа Тверской области: <адрес>.
Принятые определением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 27 сентября 2023 года меры по обеспечению иска в виде обязания Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» немедленно возобновить поставку электрической энергии в котельные, расположенные на территории Осташковского городского округа Тверской области: <адрес>, отменить после исполнения решения суда.
Взыскать с Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в доход бюджета Осташковского городского округа Тверской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».
Судебная коллегия
установила:
Осташковский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к АО «АтомЭнергоСбыт» о возложении обязанности возобновить и обеспечить поставку электрической энергии в котельные, расположенные в Осташковском городском округе Тверской области.
Требование мотивировано тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка по информации администрации Осташковского городского округа Тверской области о незаконном введении АО «АтомЭнергоСбыт» полного ограничения режима потребления электрической энергии на котельных, обеспечивающих отопление па территории Осташковского городского округа: <адрес> (находятся в хозяйственном ведении МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и переданы в аренду МУП «Жилищно-коммунальный сервис» Осташковского городского округа).
За счет указанных котельных, находящихся в муниципальной собственности Осташковского городского округа, отапливается 30 многоквартирных домов, в которых проживает более 120 человек, 51 индивидуальный жилой дом, в которых проживет более 120 человек, 3 школы, в которых обучается более 150 человек, 2 детских сада (число воспитанников 50 человек), 1 общежитие, в котором проживает 20 человек, 3 ФАП, 2 сельских клуба, 1 административное здание МКУ «Управление сельскими территориями», почта.
В связи с наличием у МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» и МУП «ЖКС» Осташковского городского округа задолженности перед АО «АтомЭнергоСбыт» за поставленную электрическую энергию, последним на вышеуказанных объектах введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, что ставит под угрозу начало отопительного сезона.
АО «АтомЭнергоСбыт» является единственным поставщиком электроэнергии.
Альтернативные источники обеспечения указанных объектов теплом, кроме как при помощи тепловой энергии, вырабатываемой перечисленными котельными, отсутствуют.
Администрация Осташковского городского округа уведомила АО «АтомЭнергоСбыт» о начале отопительного сезона и необходимости снятия ограничений в подаче электроэнергии на объекты теплоснабжения и возобновлении поставки электрической энергии на эти объекты. Однако ответчик ограничения не прекратил, тем самым поставил под угрозу благополучие местного населения, лишив их тепла.
Прекращение поставки электрической энергии, как мера, направленная на защиту нрав, является ненадлежащим способом защиты. Неподача электроэнергии на нужды производства тепловой энергии в жилищный фонд и на объекты социального назначения нарушает права и законные интересы граждан-потребителей. Электроэнергия является необходимым элементом технологического процесса подачи теплоэнергии в жилые дома и на объекты социального назначения и ее не поставка (недопоставка) исключает возможность надежного и качественного снабжения коммунальной услугой потребителей.
В судебном заседании представитель истца - помощник Осташковского межрайонного прокурора Тверской области Золотаренко Я.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
АО «АтомЭнергоСбыт» представило письменный отзыв, в котором заявленные прокурором исковые требования просил оставить без удовлетворения с указанием на то, что в действиях АО «АтомЭнергоСбыт» отсутствует вина в связи с введением режима ограничения потребления электрической энергии в котельные, поскольку такие меры были предприняты только в связи с наличием задолженности у сетевой организации МУП «ЖКС» Осташковского городского округа перед обществом.
Администрация Осташковского городского округа Тверской области направила письменный отзыв, в котором поддержала заявленные прокурором исковые требования, просила их удовлетворить, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе АО «АтомЭнергоСбыт» поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что на момент введения ограничения режима потребления электрической энергии, а также по состоянию на текущий момент МУП «Жилищно-коммунальный сервис» ОГО» имеет перед АО «АтомЭнергоСбыт» задолженность в крупном размере, в связи с чем у гарантирующего поставщика имелись все законные основания для введения ограничения режима потребления электрической энергии.
Взыскание задолженности с МУП ЖКС в судебном порядке не оказало должного воздействия на потребителя и на его исполнение текущих обязательств по оплате поставленного энергоресурса. В связи с этим АО «АтомЭнергоСбыт» было вынуждено применить такой способ защиты своих интересов, как ограничение предоставления услуги по электроснабжению, право на которое предоставлено ему нормами действующего законодательства. Данный способ препятствует дальнейшему росту задолженности за потребленную электрическую энергию.
При этом права и законные интересы потребителей услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения нарушены не были ввиду отсутствия необходимости выполнения котельной функции по обеспечению услуги теплоснабжения (в связи с окончанием отопительного сезона). Выработка тепловой энергии для целей обеспечения потребителей услугой горячего водоснабжения указанной котельной не осуществляется.
МУП ЖКС несет самостоятельную ответственность перед своими потребителями за последствия, которые наступили вследствие его недобросовестности в части исполнения договорных обязательств по полной и своевременной оплате потребленной электрической энергии.
Далее ответчик указывает на незаконность требования об обеспечении поставки электрической энергии на будущий отопительный сезон, поскольку это нарушит баланс интересов сторон, заведомо поставив в приоритетное положение МУП ЖКС, которому будет предоставлено право не выполнять принятые на себя обязательства по оплате потребленного энергоресурса и в дальнейшем, поскольку никаких негативных последствий для него это не повлечет.
Фактически это означает поощрение недобросовестного поведения потребителя - теплоснабжающей организации, что недопустимо и является явным нарушением прав и законных интересов гарантирующего поставщика при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Также, по мнению апеллянта, в рамках настоящего дела отсутствует предмет спора в связи с возобновлением энергоснабжения по точкам поставки МУП ЖКС в полном объеме, в связи с чем отсутствует факт нарушения либо оспаривания прав, свобод или законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, выслушав пояснения представителя АО «АтомЭнергоСбыт» Зейналовой Е.Р., поддержавшей доводы жалобы, пояснения участвующего в деле прокурора Корниловой Н.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Как следует из материалов дела, котельные <адрес> являются муниципальной собственностью Осташковского городского округа Тверской области.
Котельная № по <адрес> в <адрес> передана в хозяйственное ведение МУП «Жилищно-коммунальный сервис» Осташковского городского округа.
Остальные вышеперечисленные котельные переданы в хозяйственное ведение МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство», что подтверждается постановлением Администрации Осташковского городского округа № от 12 сентября 2022 года с дополнительным соглашением № от 12 сентября 2022 года, постановлениями Администрации Осташковского городского округа № от 17 июля 2018 года и № от 16 апреля 2019 года.
08 сентября 2022 года между МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» (арендодатель) и МУП «Жилищно-коммунальный сервис» Осташковского городского округа (арендатор) заключены договоры аренды имущества вышеуказанных котельных, принадлежащих арендодателю на праве хозяйственного ведения.
Постановлением Администрации Осташковского городского округа № от 07 сентября 2022 года МУП «Жилищно-коммунальный сервис» Осташковского городского округа определено гарантирующей организацией в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Осташковского городского округа.
19 декабря 2018 года между АО «АтомЭнергоСбыт» (гарантирующий поставщик) и МУП Осташковского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство» (покупатель) заключен договор энергоснабжения №, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором и нормами действующего законодательства.
Как следует из искового заявления и не оспаривается ответчиком, вышеперечисленные котельные эксплуатируются с целью выработки коммунального ресурса и поставки услуг по отоплению многоквартирных и индивидуальных жилых домов, а также социально-значимых объектов.
21 сентября 2023 года глава Осташковского городского округа направил в адрес руководителя ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт», а также в адрес Осташковского участка Юго-Западного округа ОП «АтомЭнергоСбыт» Тверь АО «АтомЭнергоСбыт» уведомление о необходимости до 23 часов 59 минут 25 сентября 2023 года снять ограничения в подаче электроэнергии на объекты теплоснабжения, переданные в хозяйственное ведение МУП Осташковского городского округа «ЖКС» - котельная № по <адрес>, а также на объекты теплоснабжения, переданные в хозяйственное ведение МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» и находящиеся в аренде у МУП Осташковского городского округа «ЖКС» - котельные №, № по <адрес>, № в <адрес>, № в <адрес>, № в <адрес>, № в <адрес>, № <адрес>», № в <адрес> и возобновить поставку электрической энергии на указанные объекты.
В ответ на указанное обращение ОП «АтомЭнергоСбыт» Тверь АО «АтомЭнергоСбыт» направило ответ о том, что в связи с неоплатой потребителем поставленной электроэнергии в отношении объектов, указанных в договорах энергоснабжения, была инициирована процедура ограничения режима потребления электрической энергии. Поскольку потребитель не проявляет заинтересованности в улучшении сложившейся ситуации и предложений по плану мероприятий по погашению задолженности в процессе переговоров от представителей предприятия не поступает, предложено для проведения проверки готовности систем и пробных топок использовать альтернативные источники питания (генераторы).
В тот же день 21 сентября 2023 года глава Осташковского городского округа направил в адрес Осташковского межрайонного прокурора обращение с просьбой принять меры прокурорского реагирования по факту полного ограничения режима потребления электрической энергии АО «АтомЭнергоСбыт», что делает невозможными проведение пробных топок и последующую выработку и поставку тепловой энергии в виде отопления для жителей Осташковского городского округа.
03 октября 2023 года главой Осташковского городского округа принято постановление № 950 «О начале отопительного сезона 2023-2024 г.г. на территории Осташковского городского округа», которым на предприятия и организации всех форм собственности, находящиеся на территории Осташковского городского округа, имеющие котельные установки и обслуживающие жилищный фонд и прочие объекты возложена обязанность приступить к началу подачи тепла на объекты социальной сферы, в жилые дома и другим потребителям, расположенным на территории Осташковского городского округа, с 08-00 часов 09 октября по 11 октября 2023 года согласно графику очередности включения тепла и технической возможности подключения.
Судом установлено и стороной ответчика не оспорено, что на момент подачи прокурором искового заявления поставка электроэнергии в вышеуказанные котельные возобновлена не была.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии вводится инициатором введения ограничения в строгом соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 (далее - Правила № 442).
Ограничение режима потребления вводится, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
В силу п. 7 Правил № 442 потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Пунктом 8 Правил № 442, предусмотрено, что ограничение режима потребления должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.
Применяя такую меру воздействия как ограничение поставки электроэнергии, гарантирующий поставщик обязан исключить нарушение прав добросовестных плательщиков.
Частью 4 статьи 3 ЖК РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.
Отопление и горячее водоснабжение отнесено к числу коммунальных услуг (подпункты «б», «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и иным пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354) (далее - Правила № 354). Порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг, установлен разделом XI Правил № 354.
По смыслу п. 119 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления.
Согласно п. 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115, и подпункта «б» пункта 117 Правил.
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 122 Правил № 354).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, при осуществлении поставок коммунальных ресурсов потребителям, а также при оказании мер воздействия на контрагентов при нарушении условий договоров поставок, в том числе при возникновении задолженности, необходимо учитывать интересы добросовестных потребителей, своевременно оплачивающих потребляемые коммунальные ресурсы и в действиях которых отсутствуют какие-либо нарушения.
Установлено, что электроэнергия, поставляемая АО «АтомЭнергоСбыт» на используемые в производственной деятельности МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» и МУП «ЖКС» Осташковского городского округа котельные, является необходимым элементом технологического процесса подачи производства тепловой энергии, используемой при оказании коммунальной услуги по теплоснабжению жилых помещений, и ограничение (приостановление) ее подачи затрагивает права и законные интересы собственников (владельцев), в том числе добросовестно производящих оплату коммунальных услуг.
Кроме того, АО «АтомЭнергоСбыт» занимает монопольное положение на розничном рынке продажи электрической энергии на территории Тверской области и в силу своего доминирующего положения должно соблюдать запрет, установленный в ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц или неопределенного круга потребителей.
В рассматриваемом случае, введя ограничение подачи электроэнергии на котельные, АО «АтомЭнергоСбыт» не приняло во внимание, что электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса горячего водоснабжения и теплоснабжения. Действия данного ответчика по прекращению поставки ресурсов организациям - потребителям (МУП Осташковского городского округа «ЖКХ» и МУП «ЖКС» Осташковского городского округа), к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии прямого соглашения о подаче таких ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам – потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
При этом взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права потребителей, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на АО «АтомЭнергоСбыт» возобновить и обеспечить поставку электрической энергии в котельные.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Аргумент подателя жалобы о том, что на момент подачи апелляционной жалобы электроснабжение котельных восстановлено, правового значения не имеет, поскольку оспариваемым судебным актом на ответчика возложена обязанность обеспечить поставку электрической энергии в котельные на весь период отопительного сезона.
Таким образом, требования прокурора направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения прав жителей Осташковского городского округа Тверской области, в жилых домах и объектах социально-культурного назначения на получение коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения и тепла.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи