Решение по делу № 2-999/2018 от 11.01.2018

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

14 февраля 2018 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи - Гавуры О.В.,

при участии секретаря              - Дмитрук О.С.,

с участием:

представителя истца                 - Руденкова А.Л.,

представителя ответчика          - Тимашковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Каширской Ирине Павловне, Багдасарян Камо Владимировичу, третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество», о признании права отсутствующим, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка и истребовании имущества из чужого незаконного владения,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с исковым заявлением к Каширской Ирине Павловне, Багдасарян Камо Владимировичу, третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, о признании отсутствующим право собственности на земельный участок и истребовании имущества из чужого незаконного владения, а именно: земельного участка, площадью 928 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А.

Требования иска мотивированы тем, что право собственности Каширской И. П. на спорный земельный участок возникло на основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к решению городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельных участков в районе <адрес> для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)».

В соответствии с материалами, предоставленными Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество», указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда – Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, Севастопольское участковое лесничество.

Вместе с тем, передача земельного участка в частную собственность членов кооператива, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относилась к полномочиям Кабинета Министра Украины в сфере лесных отношений. Законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам. Уполномоченным органом согласия на изъятие земельного участка из земель лесного фонда с изменением его целевого назначения не издавалось, в связи с чем, при передаче земельного участка в собственность ответчика были нарушены положения Земельного кодекса Украины, Лесного кодекса Украины и распоряжения Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Также в иске указывается на нарушения порядка получения согласия на разработку технической документации по отводу земельного участка и её утверждения.

В судебном заседании представитель истца Руденков А.Л. требования иска поддержал, по основаниям приведенным выше нарушений земельного законодательства, свидетельствующих о незаконности приобретения в собственность ответчиком в порядке приватизации земельного участка.

    Ответчик Каширская И.П. о времени и месте рассмотрения извещалась в установленном порядке, неявка ответчика Каширской И.П. не препятствует рассмотрению дела.

Представитель ответчика Багдасарян К.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в иске, по основаниям, изложенным в письменных возражениях по сути спора.

Представитель Главного управления природных ресурсов и экологии г. Севастополя и Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество» Марьевская В.Л. в настоящее судебное заседание не явилась, ранее поясняла, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещалось в установленном порядке, своего представителя в суд не направило и причинах неявки не известило, что в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие его представителя.

Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

С материалов дела усматривается, что решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» на передачу в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) в районе <адрес> и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка» дано согласие гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» на передачу в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей ориентировочной площадью 10,0 га в районе <адрес>.

Решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к решению городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельных участков в районе <адрес> для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 10,8416 га, в том числе земельные участки общей площадью 7,1679 га, подлежащие передаче в собственность гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) и земельные участки площадью 1,0039 га под проездами и дорогами в районе <адрес>, переданы в собственность гражданам Украины - членов ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельные участки общей площадью 7,1679 га в районе <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), с отнесением этих земель к категории земель жилой общественной застройки.

На основании указанного решения в собственность Каширской Ирине Павловне передан земельный участок, общей площадью 928,00 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, ранее присвоенный кадастровый , целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

ДД.ММ.ГГГГ Каширской И.П. выдан государственный акт о праве собственности на землю.

ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи Багдасарян К.В. приобрел в собственность указанный земельный участок.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от                                    ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Поскольку, данные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к ним применимы нормы законодательства Украины.

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в частности, на земли лесного фонда.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

Исходя из положений статей 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.

Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

Таким образом, земли лесного фонда, используются непосредственно для нужд лесного хозяйства, режим использования которых определяется законом.

Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу статьи 13 Земельного кодекса Украины является Кабинет Министров Украины. К землям государственной собственности согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины относятся все земли Украины, за исключением земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пп. «г» ч. 4 ст. 84 Земельного кодекса Украины).

Согласно статье 27 Лесного кодекса Украины передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.

Согласно статье 6 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово – картографические материалы лесоустройства.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается, реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Аналогичные положения закреплены и в статье 20 Земельного кодекса Украины.

Так, частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Как усматривается с материалов дела, а также согласно заключению Главного управления природных ресурсов и экологии от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки членов кооператива, в том числе и земельный участок, общей площадью 928,00 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, ранее присвоенный кадастровый , целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), входит в состав земель лесного фонда – Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, - квартал 5, выдел 26-28, квартал 6, выдел 1-8, квартал Севастопольского участкового лесничества, кадастровый .

При рассмотрении дела установлено, что согласно технической документации и планово – графическим материалам лесоустройства, спорный земельный участок расположен в границах земельных участков лесного фонда, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово–картографических материалов лесоустройства.

Согласно распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ года                    -РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель лесного фонда в городе Севастополе» проведение кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество» подлежит производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года.

Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.

Земельный участок, выделенный ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай», был передан в постоянное пользование Севастопольскому лесхоззагу решением исполкома Севастопольского городского совета депутатов трудящихся -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении отчета о распределении земель по угодьям и землепользователям города Севастополя по состоянию на 01.11.1966» и решением исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка Севастопольскому лесхоззагу».

Решение уполномоченного органа об изъятии спорного земельного участка из пользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» не принималось, на момент передачи спорного земельного участка в собственность ответчика Каширской И.П. он входил в состав земель лесохозяйственного назначения (лесного фонда).

Следовательно принятие Севастопольским городским Советом решения о передаче спорного земельного участка в пользование ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» не отвечает требованиям земельного и лесного законодательства Украины, поскольку распоряжение землями лесного фонда в виде единого массива площадью, которая значительно превышает 1 га, свидетельствует о превышении Севастопольским городским Советом своих полномочий. При этом решением Севастопольского городского Совета фактически изменено его целевое назначение, решение об изъятии спорного земельного участка для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами исполнительной власти не принималось.

Кроме того, ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 10,8416 га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛКУ на основании решения Севастопольского городского Совета.

Земельный участок площадью 10,8416 га мог быть передан в пользование ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» только на основании распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.

В силу положений статьи 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с положениями ст. ст. 116, 118 Земельного кодекса Украины документом, который устанавливает правоотношения по приобретению, прекращению, изменению права собственности на земельный участок в соответствии с действовавшим ранее законодательством, являлось решение официального органа, который уполномочен передавать такие земельные участки в собственность.

В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

В соответствии с пунктом 34 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является, в том числе, несоответствие представленных документов требованиям Закона о кадастре и законодательства Российской Федерации, действовавшего во время и в месте их издания.

В силу положений Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

То есть документом, который может подтверждать ранее возникшее право собственности на спорный земельный участок, является решение Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к решению городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельных участков в районе <адрес> для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)».

Вместе с тем, учитывая, что решение Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к решению городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельных участков в районе <адрес> для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» принято с нарушением действующего законодательства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в частную собственность вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок в составе земель лесного фонда передан Государственному казенному учреждению Севастополя «Севастопольское лесничество» с внесением соответствующих сведений в кадастровый план территории (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ), а также учитывая, что Багдасарян К.В. не предоставлено доказательств, свидетельствующих о фактическом освоении земельного участка, суд находит обоснованными, в рассматриваемом случае, требования иска Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя об истребовании земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским Советом принято Решение «О статусе города-героя Севастополя», пунктом 6 которого установлено, что собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

В соответствии со статьей 1 Закона Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.

В соответствии со статьей 34 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Устав города Севастополя» Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Применяя статью 301 Гражданского кодекса, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (пункты 32пункты 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Исходя из предмета заявленного по делу требования о виндикации спорного земельного участка, направленного на восстановление владения этим имуществом, истец должен доказать принадлежность истребуемого земельного участка городу Севастополю и вещное право на него, наличие земельного участка в натуре, утрата истцом фактического владения и неправомерное владение им ответчиком.

Спорный земельный участок принадлежит городу Севастополю исходя из положений Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 1756 "О статусе города - героя Севастополя", Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", учитывая ликвидацию Севастопольского городского Совета (без правопреемства), в настоящее время уполномоченным органом по распоряжению землями в пределах города Севастополя является Правительство Севастополя, исходя из чего интересы данного органа подлежат защите.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Исходя из смысла пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 304 этого же Кодекса в их взаимосвязи, в случае распоряжения имуществом неуполномоченным лицом помимо воли собственника, собственник вправе требовать устранения нарушения его прав, как связанных, так и не связанных с лишением владения, вне зависимости от добросовестности приобретателя.

При таких обстоятельствах, решение Севастопольского городского Совета о передаче спорного земельного участка в пользование ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» принято в нарушение требований земельного законодательства Украины, правовые основания приобретения ответчиком права собственности на земельный участок отсутствуют, в связи с чем суд приходит к выводу о том, ответчик незаконно владеет спорным участком, и что данный земельный участок подлежит истребованию из его незаконного владения.

Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд не принимает во внимание, исходя из следующего.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" также даны руководящие разъяснения о том, что в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что по смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.

Правительство Севастополя и Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, являющиеся уполномоченными органами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя правопреемниками ни Севастопольского городского Совета, ни ранее действовавших органов исполнительной власти города Севастополя не являются, таким образом истцом срок исковой давности не пропущен.

Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений. Перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.

К числу данных способов - по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - относится и оспаривание заинтересованным лицом права, зарегистрированного другим лицом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе путем признания этого права отсутствующим.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, признание права отсутствующим относится к исключительным способам защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Кроме того, такой способ защиты прав может быть использован в том случае, если истец фактически владеет имуществом, зарегистрированное право другого лица на которое, просит признать отсутствующим.

Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований в части признания отсутствующим права собственности на спорный земельный участок.

Суд также считает, что требование истца о признании недействительным свидетельства о праве собственности ответчика, равно как и требование об исключении сведений о спорном земельном участке из ЕГРН, являются излишними.

Что касается доводов ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, суд приходит к следующему.

Как следует из п. 1 ст. 302 ГК РФ, добросовестный приобретатель - это лицо, которое не знало и не могло знать о том, что другое лицо, которое возмездно отчуждает имущество, не имело права его отчуждать.

В соответствии с абзацем 2 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в ЕГРП было зарегистрировано не за отчуждателем. В то же время запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительности сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.

Общие нормы о действительности сделки в исследуемых правоотношениях не связаны с применением п. 1 ст. 165 ГК РФ, а вытекают из общих требований к сделке (ст. 153 ГК РФ), а именно: соблюдения требований к субъектному составу сделки (правоспособность), соблюдения ее формы, соответствия воли и волеизъявления, правомерность действий.

Как усматривается из материалов дела решение Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» на передачу в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) в районе <адрес> и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка» и решение Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к решению городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельных участков в районе <адрес> для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» были обжалованы в судебном порядке. Однако, постановленные судебные решения при этом, в кассационном порядке не рассматривались.

Таким образом, осмотрительность приобретателя Багдасарян К.В., разумность его действий, соответствие общим требованиям в сравнимых обстоятельствах с учетом особенностей предмета отчуждения, субъектов сделки, характера и последующего поведения сторон свидетельствуют о том, что Багдасарян К.В. не были приняты разумные меры, которые он должен был предпринять, приобретая имущество от неправомочного отчуждателя. При отчуждении спорного земельного участка приобретатель не убедился, что право собственности на отчуждаемое имущество было зарегистрировано за продавцом в установленном законом порядке, он должен был обратить внимание на краткосрочность периода нахождения спорного имущества в собственности продавца, правомерность приватизации, было ли реагирование государственных и правоохранительных органов при издании правоустанавливающих документов.

В порядке ст. ст. 91, 98, 103 ГПК РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с ответчиков судебные расходы по делу в размере 300,00 руб. солидарно, исходя из размера государственной пошлины, установленной п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по требованиям неимущественного характера, поскольку земельный участок выбыл из государственной собственности с указанием на безоплатную приватизацию земли.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя удовлетворить частично.

Истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из владения Багдасарян Камо Владимировича земельный участок, общей площадью 928,00 кв.м, расположенный по адресу: г. <адрес>, кадастровый (ранее присвоенный кадастровый ).

В иных исковых требованиях – отказать.

Решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с ответчиков Каширской Ирины Павловны, Багдасарян Камо Владимировича в доход бюджета судебные расходы в размере по 300,00 руб. солидарно.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Полный текст решения изготовлен 19.02.2018 года.

Председательствующий по делу

судья                                                            /подпись/                   О.В. Гавура

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                      О.В. Гавура

2-999/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Ответчики
Багдасарян К.В.
Каширская И.П.
Другие
ГКУС «Севастопольское лесничество»
Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя
Главное управление природных ресурсов и экологии г.Севастополя (Севприрорнадзор)
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Гавура Ольга Владимировна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
11.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.01.2018Передача материалов судье
11.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2018Судебное заседание
19.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее