Решение по делу № 66а-3499/2020 от 08.07.2020

Дело № 66а-3499/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                       13 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Жудова Н.В. и Ефремовой О.Н.,

при секретаре Поповой А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-57/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн» и общества с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕСУРС» о признании недействующей в части территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области, являющейся приложением к постановлению департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 20 декабря 2019 года № 118/01-25 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области»

по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн» и общества с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕСУРС» на решение Владимирского областного суда от 17 марта 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н., пояснения представителя административных истцов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн» и общества с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕСУРС» Возженикова А.А. и Руднева Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области Петровой Е.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

26 сентября 2016 года департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области принято постановление № 02/01-132 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области».

Постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 31 декабря 2017 года № 157/01-25 в территориальную схему обращения с отходами были внесены изменения, она изложена в новой редакции.

Постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 20 декабря 2019 года № 118/01-25 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области» (далее также - постановление Департамента от 20 декабря 2019 года № 118/01-25) утверждена новая редакция территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области (далее также – Территориальная схема обращения с отходами), являющейся приложением к названному постановлению Департамента от 20 декабря 2019 года № 118/01-25.

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 23 декабря 2019 года, начало его действия с даты официального опубликования.

Абзац 2 пункта 9, поименованного, как: «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов», Территориальной схемы обращения с отходами, изложен в следующей редакции: «Прием отходов из других субъектов Российской Федерации отходов на территории Владимирской области не предусмотрен».

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн» и общество с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕСУРС» (далее также – Общества, ООО «ЭкоЛайн», ООО «ЭКОРЕСУРС»), обратились во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства, о признании не действующим с 23 декабря 2019 года абзаца 2 пункта 9 Территориальной схемы обращения с отходами.

По мнению административных истцов оспариваемое положение не соответствует требованиям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, в том числе части 1 статьи 8, статье 74 Конституции Российской Федерации, статьям 6, 13.3, пункту 10 статьи 24.6, пункту 3 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпункту «д» пункта 30 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 № 1130, так как устанавливает фактически запрет на размещение отходов, образованных за пределами Владимирской области, нарушает права административных истцов, как юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и крупногабаритным мусором, в том числе путём размещения их на упомянутом полигоне. В случае отсутствия соглашений между субъектами Российской Федерации об условиях и порядке перемещения отходов производства и потребления и их размещении, один субъект Российской Федерации не вправе установить в рамках своей территориальной схемы запрет на приём отходов, образованных на территории другого субъекта.

Решением Владимирского областного суда от 17 марта 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО «ЭкоЛайн», ООО «ЭКОРЕСУРС» поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, вынесенного с неправильным применением судом норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование доводов жалобы административные истцы сослались на создание оспариваемым положением препятствий к исполнению ООО «ЭкоЛайн» заключенных на длительный срок государственных контрактов на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимся в многоквартирных домах Северного и Центрального административных округов города Москвы для его вывоза и размещения на полигоне, расположенном во Владимирской области, оператором которого является ООО «ЭКОРЕСУРС». Изложенное повлекло нарушение прав и свобод административных истцов, как участников гражданско-правовых отношений при осуществлении хозяйственной деятельности. При этом судом не учтено, что на сегодняшний день законодательство не наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению запрета на поступление на территорию соответствующего субъекта отходов из других субъектов, что следует из законопроекта, рассмотренного Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 марта 2020 года № 671668-7 «О внесении изменений в Федеральный закон об отходах».

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, департаментом природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ).

В силу подпункта 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, также закреплены в абзаце девятнадцатом статьи 6 Федерального закона № 89-ФЗ.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (часть 2 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят уполномоченным на то органом в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении правовых норм и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 5 Закона Владимирской области от 9 октября 2007 года № 130-ОЗ «Об отходах производства и потребления во Владимирской области», пунктов 1.1, 2.1, 3.3.4.13 Положения о департаменте природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 1 февраля 2006 года № 63, разработка и утверждение Территориальной схемы обращения с отходами, отнесена к компетенции департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, как органу исполнительной власти Владимирской области в сфере обращения с отходами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 6 ноября 2019 года № 283/01-08 «О проведении общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области», проект корректировки оспариваемой административными истцами в части Территориальной схемы обращения с отходами был опубликован для проведения процедуры общественных обсуждений 6 ноября 2019 года. Общественные обсуждения проведены с 6 ноября по 7 декабря 2019 года (включительно). Публикация произведена на электронном ресурсе: https://dpp.avo.ru/korrektirovka-territorial-noj-shemy-tko.

В адрес Департамента поступили предложения и замечания от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления Роспотребнадзора по Владимирской области, Департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, департамента цен и тарифов администрации Владимирской области.

С учётом полученных предложений и замечаний Департаментом было подготовлено и размещено на сайте административного ответчика по адресу: dpp.avo.ru в разделе: «Территориальная схема по обращению с отходами» заключение «Об учёте поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения, поступивших в ходе общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области».

Территориальная схема обращения с отходами утверждена постановлением Департамента от 20 декабря 2019 года № 118/01-25, подписанного исполняющим обязанности директора Департамента Клименко Т.Л., действующей на основании Положения о департаменте природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, утверждённого постановлением Губернатора Владимирской области от 1 февраля 2006 года № 63, распоряжения Губернатора Владимирской области от 21 августа 2019 № 487-рк о возложении на Клименко Т.Л. обязанности директора департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.

Данный нормативный правовой акт опубликован в соответствии с Законом Владимирской области от 12 ноября 2003 года № 108-ОЗ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области» на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 23 декабря 2019 года, за № 3301201912230002.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным нормотворческим органом, в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, порядок принятия, введения в действие и опубликования не нарушен, и по этим основаниям данный нормативный правовой акт административными истцами не оспаривается.

Проверяя его соответствие федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции установил следующее.

В силу пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Частями 4 и 5 статьи 10 Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что положения пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ применяются со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а в части соглашения между субъектом Российской Федерации - городом федерального значения и другими субъектами Российской Федерации применяются с даты вступления в силу такого соглашения, но не позднее 1 января 2021 года. В случае отсутствия 1 июля 2020 года соглашения, указанного в названной части, неурегулированные разногласия по условиям соглашения рассматриваются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее – Правила).

Анализ содержания пунктов 2, 11, 12, подпункта "д" пункта 30 данных Правил позволил суду первой инстанции прийти к выводу о том, что договоренности, достигнутые между субъектами Российской Федерации в соглашениях по вопросам обращения с отходами, подлежат регулированию в территориальных схемах в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, Федеральным законом № 89-ФЗ и принятыми во исполнение требований этого закона Правилами установлен специальный правовой механизм обращения с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации, согласно которому такое обращение осуществляется при наличии соглашения, заключенного между заинтересованными субъектами Российской Федерации. При этом субъекту Российской Федерации предоставлены полномочия по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в которой, в том числе, учитываются соглашения, заключенные между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами.

Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено на основании материалов административного дела и не оспаривалось сторонами, что ни на период разработки и последующего утверждения оспариваемых положений Территориальной схемы обращения с отходами, ни на момент рассмотрения настоящего административного дела по существу и принятия по нему решения, Владимирской областью в лице губернатора Владимирской области, не заключено соглашений о перемещении отходов производства и потребления с другими субъектами Российской Федерации, в том числе с Москвой, как городом федерального значения, постольку закрепленное в оспариваемом административными истцами абзаце 2 пункта 9 Территориальной схемы обращения с отходами нормативное положение не противоречит иному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Указание административных истцов на то, что на сегодняшний день законодательство не наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению запрета на поступление отходов производства и потребления на территорию этого субъекта из других субъектов Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется, поскольку не свидетельствует о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела нормативное закрепление противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Данные выводы не опровергают доводы апелляционной жалобы о нарушении прав административных истцов на осуществление хозяйственной деятельности в рамках заключенных государственных контрактов от 12 декабря 2013 года и 29 декабря 2014 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Центрального и Северного административных округов города Москвы, по которым ООО «ЭкоЛайн» обязано оказать услуги по обращению с отходами, а также приводят к невозможности исполнения договора, заключенного 10 октября 2019 года, по которому ООО «ЭКОРЕСУРС» принимает от ООО «ЭкоЛайн» крупногабаритный мусор 4 и 5 класса опасности для размещения его на Александровской городской свалке ТБО Владимирской области.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 89-ФЗ и принятыми во исполнение требований этого закона Правилами, Территориальная схема обращения с отходами должна отражать те необходимые данные и сведения в сфере обращения с отходами во Владимирской области, которые имели место на период разработки и последующего утверждения ее постановлением Департамента от 20 декабря 2019 года № 118/01-25.

При этом судебная коллегия не усматривает, что Территориальная схема обращения с отходами вводит какие-либо избыточные обязанности или запреты на осуществление предпринимательской деятельности, кроме тех, что установлены Федеральным законом № 89-ФЗ.

На территории Владимирской области выбрано три региональных оператора, зона Александровского района отнесена к зоне № 1 (региональный оператор ООО «Хартия», соглашение от 18 сентября 2019 года, начало работы с 1 декабря 2019 года).

Таким образом, деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктами 2 и 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктом 34 Правил операторами по обращению с твердыми бытовыми отходами в зоне деятельности регионального оператора осуществляется на основании заключенных договоров с региональным оператором с соблюдением схемы потоков твердых бытовых отходов, установленной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается в ходе рассмотрения лицами, участвующими в деле, в процессе проведения общественных обсуждений корректировки территориальной схемы ООО «ЭкоЛайн» и ООО «ЭКОРЕСУРС» в адрес Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области не направлялась информация о несоответствии проекта территориальной схемы действующему законодательству с выражением желания ввозить твердые коммунальные отходы на территорию Владимирской области.

Иные доводы административных истцов, касающиеся направления административным ответчиком письменных возражений за пределами предоставленного судом первой инстанции срока для представления возражений, подписание возражений прокуратуры неуполномоченным лицом, отсутствие надлежащим образом оформленных полномочий на представление интересов заинтересованного лица - прокурора Владимирской области в суде первой инстанции, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм процессуального права и не влекут отмену принятого судом решения.

Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Исходя из части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При рассмотрении данного административного дела все перечисленные обстоятельства судом первой инстанции были выяснены, правовых оснований для удовлетворения административного иска ООО «ЭкоЛайн» и ООО «ЭКОРЕСУРС» права, свободы и законные интересы которых не нарушены оспариваемым абзацем 2 пункта 9 Территориальной схемы обращения с отходами не установлено.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Владимирского областного суда от 17 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн» и общества с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕСУРС» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

66а-3499/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Эколайн
ООО Экоресурс
Ответчики
Департамент природопользования и окружающей среды Владимирской области
Другие
Прокуратура Владимирской области
Руднев Тимур Александрович
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Ефремова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
1ap.sudrf.ru
08.07.2020Передача дела судье
13.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Передано в экспедицию
13.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее