Решение по делу № 2-1634/2019 от 31.01.2019

Дело № 2-1634/9/2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску прокурора города Петрозаводска к обществу с ограниченной ответственностью «Новые технологии управления» о понуждении совершить определенные действия,

установил:

Прокурор города Петрозаводска (далее – прокурор) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Новые технологии управления» (далее – ООО «НТУ», ответчик) с требованием обязать ответчика в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по диагностированию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах г. Петрозаводска, расположенных по адресам: улица Андропова, дом 6; улица Андропова, дом 9; улица Антикайнена, дом 27; улица Володарского, дом 44; улица Гоголя, дом 14; улица Гоголя, дом 18; улица Гоголя, дом 22; улица Калинина, дом 55-А; улица Кирова, дом 7; улица Красная, дом 28; улица Куйбышева, дом 13; улица Куйбышева, дом 17; проспект Ленина, дом 5; проспект Ленина, дом 11; проспект Ленина, дом 13; проспект Ленина, дом 16; улица М. Горького, дом 15; улица М. Горького, дом 21; улица Ригачина, дом 44-А; улица Свердлова, дом 17; улица Свердлова, дом 23; улица Титова, дом 12.

В качестве третьих лиц были привлечены общество с ограниченной ответственностью «Карельский ресурс» (далее – ООО «Карельский ресурс») и акционерное общество «Карелгаз» (далее – АО «Карелгаз»).

В судебном заседании помощник прокурора Егорова Е.В. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ООО «НТУ» Бурачкина О.А. и Пузенко Л.Л. требования не признали. Они считают, что отсутствие решений собственников помещений в многоквартирных домах о включении в тариф оплаты по диагностированию не позволяет управляющей организации провести такое диагностирование. Наличие договоров управления с указанными домами не оспаривается. По двум домам были собраны денежные средства на диагностирование, но управляющая организация не провела его, так как эти дома требовали капитального ремонта, что позволяло не тратить денежные средства зря. Представителей собственников они предупреждали об этом. Капитальный ремонт не был произведен, поэтому сейчас управляющая компания по этим домам проведет диагностирование газового оборудования.

Подробная позиция стороны была изложена в письменных доводах, представленных в материалы дела.

Представитель ООО «Карельский ресурс» Крамаренко П.Н. поддержал позицию прокурора. Он сообщил, что ранее заключенный договор на диагностирование внутридомового газового оборудования с ООО «НТУ» не расторгнут, оплата по нему не поступала. Со стороны ООО «НТУ» ранее были случаи неоплаты оказанных услуг, поэтому производить работы без предоплаты третье лицо отказалось. Диагностирование внутридомового газового оборудования в других домах, находящихся под управлением иных управляющий организаций, третьим лицом проводилось, в процентах 10—15 домов газовое оборудование требовало замены.

АО «Карелгаз» извещено надлежащим образом, не направило своего представителя в судебное заседание. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, для управления комплексами недвижимого имущества в многоквартирных домах, расположенных в городе Петрозаводске Республики Карелия по адресам: улица Андропова, дом 6; улица Андропова, дом 9; улица Антикайнена, дом 27; улица Володарского, дом 44; улица Гоголя, дом 14; улица Гоголя, дом 18; улица Гоголя, дом 22; улица Калинина, дом 55-А; улица Кирова, дом 7; улица Красная, дом 28; улица Куйбышева, дом 13; улица Куйбышева, дом 17; проспект Ленина, дом 5; проспект Ленина, дом 11; проспект Ленина, дом 13; проспект Ленина, дом 16; улица М. Горького, дом 15; улица М. Горького, дом 21; улица Ригачина, дом 44-А; улица Свердлова, дом 17; улица Свердлова, дом 23; улица Титова, дом 12, собственниками были заключены договоры управления с ООО «НТУ».

Из договоров управления (далее – договоры управления) следует, что управляющая организация по поручению собственников помещений за плату предоставляет услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества указанных многоквартирных домов; предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом (пункты 1.1, 1.2 и пр. каждого из договоров управления).

Пункты 2.2.1-2.2.15 договоров управления обязывают управляющую организацию оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества согласно перечням, приведенным в приложениях к договорам. Эти услуги и работы оказываются в рамках средств по содержанию, принятых на общем собрании. В исключительных случаях, когда проведение неотложных работ требует незамедлительного их выполнения и вне зависимости от наличия денежных средств на счете многоквартирного дома и соответствующего решения собственников, управляющая организация вправе совершить со своей стороны все необходимые действия по предотвращению аварийной ситуации, либо ликвидации ее последствий. Возмещение затрат на выполнение таких работ производится путем выставления дополнительных счетов собственникам помещений соразмерно их долям в праве общей собственности, либо включению таких затрат в платежные документы по строке АВР (пункт 2.1.13).

В ходе проверки, проводимой сотрудниками прокуратуры, было выявлено, что в указанных многоквартирных домах не проведено техническое диагностирование внутридомового газового оборудования, нормативный срок эксплуатации которого истек, в некоторых домах – более 20 лет назад. По результатам проверки 21.03.2017 в адрес ООО «НТУ» было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. В ответ на представление прокурора директор ООО «НТУ» сообщил о наказании заместителя директора Пузенко Л.Л., а также о подписании договора на техническое диагностирование с ООО «Карельский ресурс».

Действительно, 03.04.2017 между ООО «НТУ» (заказчик) и ООО «Карельский ресурс» (исполнитель) был заключен договор № 130 на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования (далее – договор технического диагностирования). По условиям этого договора ООО «Карельский ресурс» приняло на себя обязательство по проведению технического диагностирования внутридомового газового оборудования, в том числе в указанных выше многоквартирных домах, а ООО «НТУ» обязалось принять результаты работ и оплатить их в размере и порядке согласно условиям договора. Исполнитель обязался выполнить работы в течение 60 рабочих дней с момента поступления средств на расчетный счет исполнителя. Срок окончания выполненных работ определяется датой подписания сторонами акта выполненных работ. Указанный договор на момент рассмотрения дела не расторгнут, но в виду отсутствия оплаты со стороны заказчика работы, предусмотренные договором, не произведены.

ООО «НТУ» в марте 2017 года инициировало во всех многоквартирных домах проведение общих собраний, связанных с ежегодными изменениями в тариф и иными вопросами. На общих собраниях был поставлен и вопрос о включении в тариф содержания и технического обслуживания дополнительной строки «диагностика внутридомового газового оборудования». Только по двум домам (ул. Гоголя, дом 22, и ул. Гоголя, дом 18) собственники приняли такое решение и в течение года (до весны 2018 года) денежные средства начислялись собственникам и взимались управляющей организацией. Доказательств перечисления собранных денежных средств ООО «Карельский ресурс» и выполнение условий договора технического диагностирования по этим домам на момент принятия судом решения не представлено.

Прокурор, мотивируя свои доводы, ссылается на положения части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которой указано на то, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, в каких конкретных случая прокурор вправе обратиться в арбитражный суд.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством. Таким образом, арбитражным судам при определении полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) либо по вступлению в дело, рассматриваемое арбитражным судом, следует руководствоваться статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основными критериями отнесения спора к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав участников правоотношений и экономический характер спора, а в случае обращения в суд прокурора, условия для его обращения, предусмотренные соответствующим процессуальным кодексом. В данном случае, инициированный спор подсуден суду общей юрисдикции.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав.

В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 28 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Нежилые помещения находятся в жилом доме, то есть не могут существовать отдельно от этого дома, а их собственник не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и прочими. Следовательно, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего здания.

Аналогичная норма содержится и в Жилищном кодексе Российской Федерации, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в силу прямого указания закона собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязаны нести расходы по содержанию общего имущества в этом доме.

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены «Правила содержания имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила № 491), пунктом 5 которых в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Перечень).

Пункт 21 Перечня предусматривает, что управляющая организация для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, обязана организовывать проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1999 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению. В целях исполнения указанной нормы Постановлением Правительством Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 утверждены «Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» (далее – Правила № 410).

Пунктом 4 Правил № 410 установлено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):

а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

б) аварийно-диспетчерское обеспечение;

в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

г) замена оборудования.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом (пункт 6 Правил № 410).

Пункт 8 Правил № 410 устанавливает, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

В отношении оборудования, не указанного в абзаце первом настоящего пункта, заказчики, исполнители по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, поставщик газа, газораспределительная организация, органы государственного жилищного надзора и органы муниципального жилищного контроля вправе инициировать проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил:

в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения;

в отношении внутриквартирного газового оборудования собственниками (пользователями, нанимателями) помещений, в которых размещено такое оборудование.

Техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в целях:

определения фактического технического состояния указанного газового оборудования либо его составных частей;

поиска и определения неисправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

определения срока возможного дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 9 указанных Правил № 410 техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должно проводиться по окончании сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, с периодичностью один раз в пять лет, если иное не установлено изготовителем газового оборудования либо проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

При замене оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, предусмотренных пунктом 10 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, техническое диагностирование замененного оборудования не проводится.

В соответствии с пунктом 128 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в жилом доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования в жилом доме. Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования (пункт 129 Правил № 354).

Согласно пункту 3.1 «Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000», утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 03.05.2000 № 101, диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно – технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.

Первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 «Правил безопасности в газовом хозяйстве», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.98 № 71, производится по истечении нормативного срока службы – 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию (пункт 3.4).

«Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613 (далее – Правила проведения диагностирования). Согласно пунктам 4 и 5 данных Правил техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования проводится в целях: определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей; поиска и определения неисправностей указанного оборудования; определения возможности дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении газового оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

Заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме – собственники таких помещений (подпункт «а» пункта 7 Правил проведения диагностирования).

Из приведенных положений закона следует, что обязанность по содержанию газового оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного жилого дома, вытекает из заключенных договоров со специальными организациями, предметом которых является технический ремонт и обслуживание, а также техническое диагностирование внутридомового газового оборудования. При этом техническое диагностирование относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома, а не к работам, связанным с капитальным ремонтом.

Из системного толкования приведенных выше норм права следует, что обязанность по организации диагностике технического состояния внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах с привлечением специализированных организаций лежит на управляющей организации (в данном случае), которая исходя из того, что все расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома согласуются с собственниками жилых помещений должна составить смету расходов по организации в домах технического диагностирования внутридомового газового оборудования с истекшим нормативным сроком службы, провести собрание собственников, на котором поставить вопрос о необходимости проведения диагностики внутридомового газового оборудования и согласовании расходов на проведение данных работ. Проведение указанных действий необходимо, поскольку законодатель отличает техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности и исправности газового оборудования, за которые собственники помещений вносят оплату по тарифу «содержание и текущий ремонт общего имущества») от диагностики внутридомового газового оборудования (определение технического состояния газопровода, оплата расходов за которое осуществляется собственниками помещений по результатам решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома).

Суд приходит к выводу о том, что ООО «НТУ», обязавшись за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в каждом из домов, представлять коммунальные услуги собственникам помещений дома, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, не обеспечило своевременное проведение диагностики внутридомового газового оборудования в указанных многоквартирных домах, в связи с истечением срока его службы.

Суд учитывает, что ответчик, ведя хозяйственную деятельность в области управления многоквартирными домами, должен был изначально, предлагая собственникам обоснованный тариф на содержание общего имущества, учесть требования законодательства, в том числе относительно минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Проведение диагностики внутридомового газового оборудования является обязательной процедурой, предусмотренной законодательством. Исходя из здравого смысла, проведение этой диагностики должно было включено в тариф изначально. Управляющая организация могла включить расходы по её проведению в тариф, в том числе аккумулировать средства в течение пяти лет, чтобы минимизировать ежемесячные траты собственников.

Не стоит забывать, что управляющая организация обязана действовать в интересах собственников, она не ограничена в возможности проведения общих собраний, в разъяснении законодательства собственникам о необходимости включения в тариф обязательных затрат. Кроме того, выступая на рынке в качестве объекта предпринимательской деятельности, управляющая организации обязана рассчитывать предполагаемые риски от ведения такой деятельности и своевременно предпринимать меры для их нивелирования. В частности, управляющая организация обязана в целях исключения срывов в выполнении своих обязательств с контрагентами предусмотреть наличие свободных средств для непредвиденных трат. Например, в связи с непоступлением средств от собственников в счет оплаты оказанных услуг (должников) должны быть предусмотрены средства для расчета с ресурсоснабжающими организациями. Такие средства должны быть предусмотрены для устранения каких-либо чрезвычайных ситуаций и т.д.

Суд соглашается с доводами стороны истца о том, что в случае непринятия собственниками соответствующих решений, управляющая организация могла руководствоваться частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (см. в т.ч. постановления администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2019 № 60 и ранее действовавшее постановление от 27.01.2015 № 443).

Кроме того, суд учитывает, что в данном деле сторона ответчика не представила ни одного доказательства, на что тратились уже собранные денежные средства на содержание имущества, все ли собранные средства были потрачены в период оказания услуг, были ли аккумулированы какие-либо свободные средства (не потраченные на текущие расходы), из которых возможно было оплатить проведение обязательной диагностики (в том числе в порядке части 12 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Суд также учитывает, что управляющая организация без законных на то оснований с весны 2018 года удерживала собранные собственниками двух домов (дома № 18 и 22 по ул. Гоголя) денежные средства на проведение диагностики, не проводя её и не перечисляя денежные средства контрагенту – третьему лицу. Подобные действия можно отнести с учетом положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Постановления № 25 к недобросовестным, нарушающим права потребителей услуг, оказываемых ответчиком.

Судом принимается во внимание не только общественная значимость данного спора, но и наличие потенциальной угрозы безопасности граждан, проживающих в домах с газовым оборудованием.

Доказательств тому, что ответчиком проведены указанные работы, на момент принятия судом решения не представлены. В этой связи требования прокурора подлежат удовлетворению как обоснованные и законные.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить решение суда в течение трех месяцев с момента вступления решения, считая указанный срок исполнения разумными и соизмеримыми с необходимыми действиями.

Расходы по государственной пошлине по иску подлежат взысканию с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в соответствии со статьями 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в сумме 6000 руб. 00 коп. (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

Исковые требования прокурора города Петрозаводска удовлетворить полностью.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Новые технологии управления» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение работ по диагностированию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, расположенных по адресам:

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 6;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 9;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Антикайнена, дом 27;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Володарского, дом 44;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Гоголя, дом 14;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Гоголя, дом 18;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Гоголя, дом 22;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Калинина, дом 55-А;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Кирова, дом 7;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Красная, дом 28;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Куйбышева, дом 13;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Куйбышева, дом 17;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 5;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 11;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 13;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 16;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица М. Горького, дом 15;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица М. Горького, дом 21;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Ригачина, дом 44-А;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Свердлова, дом 17;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Свердлова, дом 23;

-         Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Титова, дом 12.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Новые технологии управления» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 6000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.

2-1634/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор городск в интересах неопредеелнного круга лиц
Прокурор г. Петрозаводска
Ответчики
ООО "Новые технологии управления"
Другие
АО "Карелгаз"
ООО "Карельский ресурс"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин П.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
31.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2019Передача материалов судье
31.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.02.2019Предварительное судебное заседание
04.03.2019Судебное заседание
06.03.2019Судебное заседание
11.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.03.2020Предварительное судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Дело оформлено
24.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее