Решение по делу № 2а-109/2022 (2а-2408/2021;) от 12.10.2021

    Дело № 2а-109/2022

УИН 75RS0002-01-2021-003320-72

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    13 января 2022 года                                              г. Чита

    Ингодинский районный суд г. Читы в составе

    председательствующего судьи Рахимовой Т.В.,

    при секретаре Куйдиной Н.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимофеева С. В. к Больнице №1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, ФСИН России, ФКУЗ «МСЧ-75 ФСИН России», ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю о признании условий ненадлежащими, взыскании компенсации,

    установил:

Тимофеев С.В. обратился в Ингодинский районный суд г. Читы с административным исковым заявлением, в котором указывает на ненадлежащие условия содержания в Больницы в период с 12 по 25 сентября 2021 года, а именно: - в камере отсутствует горячее водоснабжение, приборы для подогрева воды, телевизор, холодильник, тумба для бачка с питьевой водой, бак для питьевой воды, книги, издания периодической печати, настольные игры, система приточно-вытяжной вентиляции; - нет кнопки вызова медицинского работника, переносная лампа для осмотра пациента с имитацией света, аналогичного дневному, кабинет мед работника для проведения необходимых процедур (уколы, забор анализов, прием врача); - ни разу не проводилась прогулка; - качество пищи плохое; - БПК без ремонта, в камере ремонта не проводилось много лет, отсутствует комната отдыха; - помывка проводилась одновременно для всех осужденных, кабинок для мытья не было; - не обеспечена возможность вести телефонные переговоры. Поэтому просит признать ненадлежащими условия содержания в Больнице , взыскать компенсацию в размере 95 000 руб.

В судебном заседании Тимофеев С.В., участвуя посредством ВКС, доводы и основания административного иска поддержал.

Представитель УФСИН России по Забайкальскому краю и ФСИН России Эпова К.В. против иска возражала.

Представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю Ярославцева А.С. возражала против удовлетворения иска.

Представитель ФКУЗ «МСЧ-75 ФСИН России» Пушков А.В. просил в иске отказать.

    Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

    В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" даны следующие разъяснения.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В пункте 17 указано - при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ).

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 84 КАС РФ).

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований режима содержания.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы не может быть менее пяти квадратных метров.

Согласно части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осуждённым предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учётом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щёткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

В соответствии со статьёй 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях, установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами, порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1); в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3).

Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила), которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений, в том числе, по организации и предоставлению медицинской помощи, обеспечению санитарно-гигиенических мероприятий, условий содержания осуждённых при нахождении на стационарном лечении.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осуждённые имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Вопросы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осуждённых к лишению свободы урегулированы статьями 99 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Статьёй 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осуждённых организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осуждённых, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (часть 2). Администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осуждённых (часть 3).

Согласно пункту 132 Правил лечебно-профилактические учреждения, оказывающие стационарную медицинскую помощь осуждённым, исполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осуждённых.

В силу статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Подпунктом 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утверждённого Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 04.11.2019), задачей ФСИН России является создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Судом установлено, что Тимофеев С.В., отбывающий наказание в <данные изъяты>, в период с 12 по 25 сентября 2021 года находился на стационарном обследовании и лечении в хирургическом отделении филиала «Больница » ФКУЗ МСЧ № 75 ФСИН России, расположенной на территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю по адресу: <адрес>, с основным клиническим диагнозом: <данные изъяты>

Тимофеев С.В., являющийся осуждённым, отбывающим наказание в колонии особого режима и относящийся к категории осуждённых, указанных в пункте 133 ПВР, при прохождении лечения содержался в специально выделенной и оборудованной по тюремному типу палате общей площадью <данные изъяты> кв. м, что подтверждается техническим паспортом на многофункциональное здание по адресу: <адрес> Одновременно с ним с период с 12.09.2021 по 24.09.2021 содержался осужденный К.В.В

Административному истцу в период госпитализации проведены терапия, обследования, консультативные осмотры врачей-специалистов, даны консультации и рекомендации. На факты ненадлежащего оказания медицинской помощи административный истец не ссылается.

От Тимофеева С.В. устных либо письменных жалоб на условия содержания в больнице и (или) оказание медицинской помощи не поступало ни медицинским работникам, ни руководству больницы и учреждения.

По основаниям заявленных требований судом установлено следующее.

ОТСУТСТВИЕ ТЕЛЕВИЗОРА ХОЛОДИЛЬНИКА ТУМБЫ ДЛЯ БОЧКА С ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ, БАКА С ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ, КНОПКА ВЫЗОВА ПЕРСОНАЛА, ПЕРЕНОСНАЯ ЛАМПА.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода медицинских частей учреждений, исполняющих уголовные наказания. В приложении №4 указано, что в палате должны быть кровать металлическая, тумбочка прикроватная, табурет, стол прямоугольный, вешалка настенная, умывальник, ведро педальное, занавески с карнизом.

Указанные предметы мебели в палате имелись, что не оспаривалось административным истцом и подтверждается имеющимися в деле фотографиями палаты.

Бак для питьевой В., тумба под него, телевизор, холодильник приведенным выше перечнем не закреплены, поэтому их отсутствие не нарушает права Тимофеева С.В. на надлежащие условия содержания.

Названным выше приказом ФСИН России от 27.07.2006 кнопка вызова медицинского работника и переносная лампа в качестве обязательного элемента оборудования кабинетов и палат не предусмотрены. Поэтому их отсутствие также прав Тимофеева С.В. не нарушает. Как пояснил Тимофеев С.В. в судебном заседании, необходимости в срочном приглашении в палату медицинского работника в период своего содержания он не испытывал.

Не предусмотрена и отдельная комната отдыха для пациентов.

ОТСУТСТВИЕ КАБИНЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ

Вопреки утверждению административного истца, исходя из технического плана на 2 этаже в хирургическом отделении имеется отдельные смотровой и процедурные кабинеты.

Как пояснил Тимофеев С.В. в судебном заседании, данное основание иска было указано им ошибочно, он подтвердил наличие медицинских кабинетов в Больнице .

ПАЛАТА БЕЗ РЕМОНТА

В обоснование своей позиции административным ответчиком представлены сведения, что косметический ремонт хирургического отделения и палаты проведен в 2020 году, исходя из представленных фотографий (принимая во внимание небольшой промежуток времени между нахождением Тимофеева в Больнице и рассмотрением дела) техническое и санитарное состояние камеры удовлетворительное. Приведенные истцов в судебном заседании доводы о «грязном» потолке и пыли на окнах опровергаются представленными фотографиями, а также журналом учета санитарного состояния и температурного режима отделения, где указано на проведение ежедневной уборки с использованием дезинфицирующих средств.

ВЫДАЧА ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗДАНИЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ, НАСТОЛЬНЫХ ИГР.

В пункте 41 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189) предусмотрено, что для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: - издания периодической печати из библиотеки СИЗО; - настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды.

Согласно п. 90 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) все подследственные заключенные должны иметь возможность приобретать на собственные средства или за счет третьих лиц книги, газеты, письменные принадлежности и другие предметы, позволяющие им проводить время, при условии, что они совместимы с интересами отправления правосудия, требованиями безопасности и нормальным ходом жизни в заведении.

Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, которым обеспечение осужденных, проходящих лечение в стационарных условиях, книгами, изданиями периодической печати и настольными играми не предусмотрено.

Вместе с тем представителями ИК-5 в судебном заседании указано, что в распоряжении пациентов находится библиотечный фонд исправительной колонии, а также в наличии имеются настольные игры (шашки, нарды), которые предоставляются по заявлению. Заявления от Тимофеева С.В. не поступало. Его утверждения, что он 2 раза обращался с такой просьбой к дежурному и санитару ничем не подтверждены.

ВЕНТИЛЯЦИЯ

По сведениям журнала учета санитарного состояния и температурного режима температурный режим в помещении палаты составлял 18-23? С, его вентилирование осуществлялось как за счёт естественной вентиляции (форточка), так и посредством приточно-вытяжной вентиляции.

Наличие приточно-вытяжной вентиляции подтверждается исследованными в судебном заседании фотографиями, на которых видно, что между палатами имеются металлические коробы, обеспечивающие такую вентиляцию во всех помещениях.

Тимофеев в судебном заседании пояснил, что наверное не заметил вентиляцию.

Наличие форточки Тимофеев не отрицал и указал, что она открывалась с помощью специальной веревочки (с учетом наличия решеток), что также прослеживается на фотографиях палаты .

ПРОГУЛКА

Статьей 93 УИК РФ прогулка для пациентов не предусмотрена.

По объяснениям представителей ответчиков, по разрешению лечащего врача такая прогулка может предоставляться, имеется утвержденный график прогулок, представленный суду.

Тимофеев пояснил, что по вопросу прогулки обращался только к дежурному, а к лечащему врачу с такой просьбой не обращался.

Суд признает обоснованным согласование вопроса о предоставлении прогулки с лечащим врачом, поскольку наличие противопоказаний для прогулки с учетом климатических условий Забайкальского края и состояния здоровья конкретного пациента может определить только врач.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295) предусмотрено, что не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Тимофеев С.В. подтвердил, что частота предоставления душа – 2 раза в неделю. Вместе с тем у него имеются замечания относительно того, что помывка производилась осужденных всего отделения одновременно, кабинок для мытья было всего 5, при этом в раздевалке не было крючков для одежды, а двух скамеек недостаточно для возможности присесть и раздеться всем осужденным.

Оценивая эти доводы, суд руководствуется объяснениями представителя ответчика ФКУ ИК-5, журналом помывки осужденных, а также представленными фотографиями душевой и раздевалки (применительно к небольшому временному промежутку между предполагаемым нарушением прав и судебным заседанием).

Действительно, помывка производится по отделениям больницы, в помывочной имеется 5 кранов с холодной и горячей водой, просторные полки для размещения тазов. Дезинфекция производится регулярно. Раздевалка представляет собой достаточно объемное помещение, в которой располагаются 2 длинные скамьи и 2 такие же полки с крючками для одежды и возможностью разместить вещи сверху полок.

При такой ситуации утверждения истца о том, что места для размещения вещей и одежды не было и негде было присесть являются необоснованными.

Кроме того, суд учитывает, что в период содержания Тимофеева С.В палатах ООР содержалось 8 человек. При наличии 5 леек в помывочной указанное исключало скопление большого количества людей, как об этом указывает административный истец, и невозможность их размещения на имеющейся территории.

ПИТАНИЕ

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 определены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время.

Из справки МСЧ-75 следует, что продукты на приготовление закладываются в присутствии дежурного помощника начальника и раздача пищи производится с его же разрешения. Норма питания соответствовала состоянию здоровья Тимофеева. Помимо справки представлены книга учета контроля за качеством приготовления пищи, из которой следует, что каждое блюдо на каждый прием пищи проходит проверку медицинским работником (с указанием «готовность полная, качество удовлетворительное» и проставлением подписи) и дежурным (с указанием, что «приготовленная пища соответствует раскладкам, фактического выхода, разрешена к выдаче» с проставлением подписи). А также имеется раскладка продуктов на указанный в иске период.

Из объяснений Тимофеева следует, что он полагает свои права нарушенными фактом передачи ему напитков (киселя и чая), разбавленного некипяченой водой, о чем по его мнению свидетельствует белая пенка сверху.

Из объяснений представителя ФКУ ИК-5 следует, что выдача напитков производится непосредственно после приготовления из термосов в горячем виде. В книге учета контроля за качеством приготовления пищи напитки не отражаются.

При такой ситуации суд полагает надуманными доводы Тимофеева о разбавлении напитков некипяченой водой. Само по себе наличие белой пенки (как указывает истец) не свидетельствует об этом. Более того никаких проблем с ЖКТ в связи с приемом напитков у истца в период его лечения не наблюдалось.

ТЕЛЕФОННЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

В соответствии с ч.1 ст.92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение. Осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах (ч.3 ст.92 УИК РФ).

Суду представлены договоры, подтверждающие наличие в ИК-5 возможности осуществления осужденными телефонных переговоров (АПК «Своя Связь» и АПК Зонателефон»).

Вместе с тем право на телефонные переговоры предосталвляется по заявлению и при наличии у осужденного средств на счете для обеспечения телефонного звонка. Из справки, представленной истцом в материалы дела при подаче иска следует, что Тимофеев не трудоустроен, пенсию не получает, доходов не имеет, на лицевом счете на 28.09.2021 денежных средств не имеется.

При такой ситуации, а также в отсутствие обращений Тимофеева на телефонный звонок, суд полагает не подтвержденным факт нарушения его прав. Доказательств наличия у истца денежных средств на счете для осуществления телефонного звонка не представлено, что исключало возможность предоставления звонка даже при наличии соответствующего желанию у Тимофеева.

ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ В ПАЛАТЕ

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно подпунктам 19.2.1 и 19.2.5 свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1454/пр от 20.10.2017, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утверждённой приказом Минюста России от 02.06.2003 № 30-дсп, которая была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп, а требования о подводке горячей воды в функциональные подразделения медицинской части Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу, утверждённым приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005, который был признан утратившим силу приказом Минздрава России № 14 н, Минюста России № 4 от 17.01.2018.

Подача холодной и горячей воды осуществляется по объектам ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю из котельной жилой зоны, в том числе и в отделения Больницы . В котельной учреждения стоят накопительные распределительные ёмкости горячей и холодной воды. Нагрев происходит за счёт водогрейных котлов.

Решением Ингодинского районного суда г. Читы от 18.08.2020 (дело № 2а-860/2020) на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю была возложена обязанность устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечить горячим водоснабжением в соответствии с нормативными требованиями Больницу № 1 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, в том числе в палатах терапевтического отделения в течение трёх месяцев по поступлении соответствующего финансирования от ФСИН России для проведения вышеуказанных работ.

Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особо важных производств ИП УФССП России по Забайкальскому краю от 06.12.2021, требования исполнительного документа, выданного на основании вышеуказанного судебного решения, выполнены в полном объёме, исполнительное производство -ИП окончено.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обеспечение осуждённых горячим водоснабжением, в том числе в палате Больницы , являлось и является обязательным.

Наличие в палате горячего водоснабжения в спорный период в ходе судебного разбирательства доказательствами, отвечающими требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства РФ, не подтверждено, доводы административного истца в данной части не опровергнуты.

Согласно справке врио заместителя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю, запуск системы горячего водоснабжения осуществлён в сентябре 2021 года одновременно с запуском системы отопления в учреждении. Из акта выполненных работ на объекте «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России от 03.12.2021, актов о списании материальных запасов от 12.05.2021, локального сметного расчёта (без даты) иное не следует.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что условия содержания Тимофеева С.В. в палате хирургического отделения филиала «Больница » ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России данным обстоятельством (отсутствием горячего водоснабжения) были нарушены, являлись ненадлежащими, что является основанием для удовлетворения требования о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю по необеспечению его горячим водоснабжением в период прохождения им лечения с 12 по 25 сентября 2021 года.

Содержание истца в исправительном учреждении в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечёт нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, является основанием для удовлетворения требования о компенсации.

Достоинство личности, соблюдение которого гарантируется любому гражданину в соответствии со ст. 21 Конституции РФ, относится к числу нематериальных благ. Ненадлежащее содержание Тимофеева С.В. в СИЗО-1 свидетельствует об умалении достоинства личности и, как следствие, не может не причинять нравственные и физические страдания, влекущие компенсацию морального вреда. Факт нахождения истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, сам по себе является достаточным подтверждением причинения страданий или переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего

Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию.

При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела.

Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствие приватности; возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства (применительно к позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 14.11.2017 №84-КГ17-6).

Свои страдания в связи с ненадлежащими условиями содержания Тимофеев С.В. оценивает в 95 000 руб.

Однако указанный административным истцом размер компенсации чрезмерен и не соответствует характеру и объёму причинённых ему нравственных и физических страданий.

С учетом изложенных выше нарушений, характера таких нарушений, их влияния на нормальную жизнедеятельность, длительность нарушений (менее двух недель), исходя из оценки характера допущенных нарушений, степени причинённых ему нравственных страданий, его индивидуальных особенностей, отсутствия последствий, а также иных обстоятельств дела, с учётом принципов разумности и справедливости, принимая во внимание непредоставление административным истцом доказательств значительной глубины и степени его страданий, указанный истцом размер компенсации подлежит снижению до 10 000 рублей.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению условий содержания осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, а также функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.

В соответствии с частью 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Указанное согласуется с требованиями подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ.

С учётом изложенного, компенсация в сумме 10 000 рублей в пользу Тимофеева С.В. подлежит взысканию с ФСИН России, выступающей от имени Российской Федерации, за счёт казны Российской Федерации.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 9 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Поскольку период содержания Тимофеева С.В. в ненадлежащих условиях начался 12.09.2021, а обращение в суд состоялось 04.10.2021, трехмесячный срок на обращение в суд им не пропущен.

Поскольку вопрос обеспечения надлежащих условий содержания в больнице относится к компетенции исправительного учреждения, а замечания по качеству медицинского обслуживания не нашли подтверждения в материалах дела, в иске к ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175, 179, 180, 227.1 (часть 7) Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

    административное исковое заявление Тимофеева С.В. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ «Исправительная колония № 5» УФСИН России по Забайкальскому краю по необеспечению Тимофеева С. В. горячим водоснабжением в период прохождения им лечения в хирургическом отделении Больницы ФКУЗ МСЧ № 75 ФСИН России с 12 по 25 сентября 2021 года.

Признать ненадлежащими условия содержания Тимофеева С. В. в ФКУ «Исправительная колония № 5» УФСИН России по Забайкальскому краю по необеспечению его горячим водоснабжением в период прохождения им лечения в хирургическом отделении Больницы ФКУЗ МСЧ № 75 ФСИН России с 12 по 25 сентября 2021 года.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Тимофеева С. В. компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей, перечислив их на счёт Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Забайкальскому краю (УФК по Забайкальскому краю, отдел № 11, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, л/с <данные изъяты> для последующего вручения Тимофееву С. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части исковых требований к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России отказать.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

В иске к ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России отказать.

    Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной виде.

Судья                                                                                                                 Т.В. Рахимова

    Решение в окончательной форме изготовлено 27.01.2022.

2а-109/2022 (2а-2408/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимофеев Сергей Владимирович
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России
ФКУ ИК-5 УФСИН России по ЗК
ФСИН России
УФСИН России по ЗК
ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России -Больница
Суд
Ингодинский районный суд г. Чита
Судья
Рахимова Татьяна Вадимовна
Дело на странице суда
ingoda.cht.sudrf.ru
12.10.2021Регистрация административного искового заявления
12.10.2021Передача материалов судье
14.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.11.2021Предварительное судебное заседание
01.12.2021Предварительное судебное заседание
15.12.2021Предварительное судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее