УИД 29RS0018-01-2022-000476-95
Дело № 2а-1155/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Кирьяновой И.С.,
при секретаре Кравец Т.О.,
с участием заместителя прокурора г. Архангельска Михайлова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области об установлении административного надзора в отношении Иванова А. А.,
установил:
Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Иванова А.А. с административным ограничением в виде обязательной явки два раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов по 06.00 часов; запрета выезда за пределы города Архангельска.
Административный истец, извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Иванов А.А. в судебном заседании с требованиями не согласился. Указал на неприязненное отношение к нему со стороны администрации ФКУ СИЗО-1, искажение информации в выданной администрацией ФКУ СИЗО-1 характеристике. Указал, что с установлением административного надзора он согласен, как и с ограничениями в виде запрета выезда за пределы г.Архангельска и обязательной явки в орган внутренних дел. Однако не согласился со сроком установления административного надзора (8 лет), полагая, что срок должен быть меньше (3-4 года), а также не согласился с ограничением в виде запрета пребывания дома в ночные часы.
Участвующий в деле прокурор Михайлов А.И. дал заключение об обоснованности заявленных требований.
По определению суда с учетом надлежащего извещения административного истца дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон) административный надзор устанавливается судом на основании заявления органа внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании положений п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона административный надзор прекращается при осуждении поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона).
На основании ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Согласно п.2 ч.1 ст.5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При этом в силу указания п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Иванов А.А. осужден приговором Октябрьского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ года за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228, ч. 2 ст. 228, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 4 году 2 месяцам лишения свободы. Установлен особо опасный рецидив преступлений.
Ранее Иванов А.А. был осужден приговором Соломбальского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, назначено наказание 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.
ДД.ММ.ГГГГ осужден приговором Ломоносовского районного суда г.Архангельска за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, назначено наказание 3 года 1 месяцу лишения свободы. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию наказания.
ДД.ММ.ГГГГ осужден приговором Соломбальского районного суда г.Архангельска за совершение преступления, предусмотренного «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, назначено наказание 1 году 8 месяцам лишения свободы.
ДД.ММ.ГГГГ осужден приговором Соломбальского районного суда г.Архангельска за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158, ч. 5 ст. 69 УК РФ, (с учетом апелляционного определения Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ) назначено наказание 5 лет лишения свободы.
Постановлением Котласского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ назначенное приговором от ДД.ММ.ГГГГ наказание заменено на 1 год 8 мес. 6 дней ограничения свободы. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ.
Приговором Соломбальского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. в ч. 2 ст. 158, ст. 70 УК РФ назначено наказание 1 году 8 месяцам 10 дням лишения свободы в ИК строгого режима. Начало срока – ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время его судимость не снята и не погашена в установленном законом порядке.
Таким образом, Иванов А.А. является совершеннолетним лицом, осужденным за совершение преступления при рецидиве преступлений, имеющим непогашенную и неснятую судимость.
В целях предупреждения совершения Ивановым А.А. новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении него административного надзора.
По месту содержания в учреждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области Иванов А.А. характеризуется неудовлетворительно, допускал нарушения режима содержания.
По сведениям, представленным ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, Иванов А.А. за время содержания под стражей допустил пять нарушений режима содержания, за что к нему применялись взыскания в виде двух выговоров, одной профилактической беседы и два водворения в карцер. Имеет 1 поощрение в виде благодарности.
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» установлен срок административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В рассматриваемом случае судимость за совершение тяжкого преступления погашается в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения преступления) по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Суд принимает во внимание судимость по приговору Октябрьского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Иванов А.А. признан виновным, в том числе в совершении преступления, относящегося в соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса РФ к категории тяжких преступлений при особо опасном рецидиве преступлений. Поэтому его судимость погашается по истечении 8 лет со дня отбытия срока наказания.
Срок погашения судимости по приговору от ДД.ММ.ГГГГ истекает ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время судимость Иванова А.А. не снята и не погашена в установленном законом порядке.
Таким образом, Иванов А.А. является совершеннолетним лицом, осужденным за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В таком случае административный надзор в отношении Иванова А.А. должен быть установлен исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
В целях предупреждения совершения Ивановым А.А. новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении него административного надзора.
По месту отбывания наказания Иванов А.А. характеризуется неудовлетворительно.
Принимая во внимание, что лицам, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, суд приходит к выводу об установлении в отношении Иванову А.А. административного надзора.
С учетом конкретных обстоятельств дела, тяжести и обстоятельств совершенного преступления, характеризующих материалов, суд полагает необходимым установить административный надзор в отношении Иванова А.А. на срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Срок административного надзора не может быть снижен, поскольку он императивно установлен законом и определяется сроком погашения судимости.
Установление в отношении Иванова А.А. административного надзора сроком на 8 лет является необходимой и соразмерной мерой, обусловленной интересами общественной безопасности, соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Срок административного надзора в отношении Иванова А.А. следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Часть 1 ст. 4 Закона об административном надзоре содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является административным ограничением, устанавливаемым при административном надзоре.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным (ч. 2 ст. 4).
При этом, по смыслу п. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
Также суд учитывает, что преступления, за которые Иванов А.А. осужден, совершены им в ночное время.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ одним из административных ограничений, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица является запрещение выезда за установленные судом пределы территории. При этом в силу пункта 3 части 2 статьи 4 установление судом такого вида административного ограничения является обязательным в случае, если поднадзорное лицо не имеет места жительства или пребывания.
Установление в отношении Иванова А.А. административного надзора с указанными ограничениями не ухудшает его положение, не отягчает ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания по месту его нахождения.
С учетом указанных выше обстоятельств суд полагает необходимым установить на период административного надзора административное ограничение в виде обязательной явки для регистрации 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов по 06.00 часов; запрета выезда за пределы города Архангельска.
Административные ограничения, установленные Иванова А.А. на весь срок административного надзора, соответствуют требованиям закона, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия.
По смыслу статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административные ограничения устанавливаются дифференцированно, в целях достижения исправления поднадзорного лица. Такие ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, они установлены Федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов. В случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, Иванов А.А. не лишен возможности ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области об установлении административного надзора в отношении Иванова А. А. удовлетворить.
Установить в отношении Иванова А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, административный надзор на срок по 13.03.2030 включительно.
Срок административного надзора в отношении Иванова А. А. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На период административного надзора установить в отношении Иванова А. А. административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов по 06.00 часов;
- запрета выезда за пределы города Архангельска.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2022 года.
Председательствующий И.С. Кирьянова