Город Старица 28 декабря 2017 года
Старицкий районный суд Тверской области
РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Беляковой Р.Рђ.,
при секретаре судебного заседания Егоркиной А.А.,
СЃ участием представителей административного истца РїРѕ доверенности Галака Р .Р. Рё адвоката Ермолиной Р’.Р., представителя административного ответчика РїРѕ доверенности РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р®.РЎ., заинтересованного лица Абдулалиева Рњ.Рњ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронина А.Б. к администрации Старицкого района Тверской области о признании незаконным постановления администрации Старицкого района Тверской области № 452 от 06.09.2017,
установил:
Воронин А.Б. обратился в суд с административным иском к администрации Старицкого района Тверской области о признании незаконным постановления администрации Старицкого района Тверской области № 452 от 06.09.2017 о заключении договора аренды с Абдулалиевым М.М. на срок 5 лет на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (далее также – Земельный участок).
Административные исковые требования обоснованы тем, что 19.09.2017 истец обратился к главе администрации Старицкого района с заявлением о предоставлении в аренду Земельного участка. Согласно ответу администрации № 2136 от 03.10.2017 в удовлетворении заявления ему было отказано, поскольку в соответствии с п.п.12 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, п.8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Земельный участок был предоставлен в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству, участвующему в программах государственной поддержки.
Просматривая сайт администрации Старицкого района, истец обнаружил, что постановлением в„– 452 РѕС‚ 06.09.2017 РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды РІ отношении Земельного участка РЅР° СЃСЂРѕРє 5 лет заключен СЃ Абдулалиевым Рњ.Рњ. Полагает, что это постановление вынесено СЃ нарушением РїРї.1 Рї.1 СЃС‚. 39.18 Земельного кодекса Р Р¤, поскольку РЅРё РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· средств информации Старицкого района, предусмотренных для официального опубликования (обнародования) извещения Рѕ предоставлении земельного участка, такое извещение размещено РЅРµ было. Рто, РїРѕ мнению истца, нарушило его право своевременно обратиться СЃ заявлением Рѕ предоставлении ему Земельного участка СЃ последующим участием РІ аукционе, который проводится СЃ соблюдением Рї.7 СЃС‚. 39.18 Земельного кодекса Р Р¤.
Определениями СЃСѓРґР° РѕС‚ 07 Рё РѕС‚ 20 декабря 2017 РіРѕРґР° Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованных лиц РЅР° стороне ответчика привлечены Абдулалиев Рњ.Рњ. Рё комитет РїРѕ управлению имуществом администрации Старицкого района Тверской области (РРќРќ 6942001120).
В письменных отзывах административный ответчик администрация Старицкого района Тверской области и заинтересованное лицо комитет по управлению имуществом администрации Старицкого района Тверской области выразили несогласие с заявленным требованием, указав, что предоставление Земельного участка главе крестьянского фермерского хозяйства Абдулалиеву М.М. произведено на основании пп.12 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса, представляющей исключение, когда не требуется опубликование и проведение аукциона (л.д.23-24, 119-120).
В судебное заседание административный истец Воронин А.Б., представитель заинтересованного лица – комитета по управлению имуществом администрации Старицкого района Тверской области не явились при надлежащем извещении. Явка указанных лиц в судебное заседание по данному административному делу не является обязательной в силу закона и не признана обязательной судом. Предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отложения разбирательства дела не имеется, поэтому суд в соответствии с ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав представителей административного истца Галаку Р .Р. Рё Ермолину Р’.Р., поддержавших административные исковые требования, представителя административного ответчика РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ Р®.РЎ. Рё заинтересованное лицо Абдулалиева Рњ.Рњ., возражавших против РёС… удовлетворения, исследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
РР· материалов дела следует Рё установлено СЃСѓРґРѕРј, что 19.09.2017 истец Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅ Рђ.Р‘. через представителя Сидоренко Р”.Р. обратился Рє главе администрации Старицкого района СЃ заявлением Рѕ предоставлении РІ аренду земельного участка площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> для ведения сельскохозяйственной деятельности (Р».Рґ.84).
Письмом администрации Старицкого района за подписью главы администрации от 03.10.2017 № 2136 Воронину А.Б. сообщено о рассмотрении его заявления и разъяснено, что указанный им земельный участок 06.09.2017 был предоставлен в аренду на срок 5 лет крестьянскому (фермерскому хозяйству), участвующему в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. В случае поступления нескольких заявлений по таким основаниям, участок предоставляется в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, заявление Воронина А.Б. поступило 19.09.2017 без подтверждения наличия указанных выше оснований.
Действительно, постановлением администрации Старицкого района Тверской области от 06.09.2017 № 452 (далее также Постановление) на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абулалиева М.М., в соответствии с п.1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2011 года № 137-ФЗ, пп.12, п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, п.8 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» было принято решение о заключении с главой крестьянского (фермерского) хозяйства Абулалиевым М.М. договора аренды на срок 5 лет на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> (л.д.88).
Оспаривая данное постановление, административный истец Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅ Рђ.Р‘. ссылается РЅР° нарушение процедуры его принятия, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, согласно которому РІ случае поступления заявления гражданина Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка или Рѕ предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного РїРѕРґСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ хозяйства РІ границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства Рѕ предварительном согласовании предоставления земельного участка или Рѕ предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган РІ СЃСЂРѕРє, РЅРµ превышающий тридцати дней СЃ даты поступления любого РёР· этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения Рѕ предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, РїРѕ месту нахождения земельного участка Рё размещает извещение РЅР° официальном сайте, Р° также РЅР° официальном сайте уполномоченного органа РІ информационно-телекоммуникационной сети "Рнтернет".
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания гражданами решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 227 названого Кодекса признание оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, возможно, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Однако, по данному делу такие обстоятельства, влекущие признание Постановления незаконным, не установлены.
Так, в соответствии с пунктами 1,2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 52 Устава муниципального образования "Старицкий район Тверской области", принятого решением Собрания депутатов Старицкого района от 26.12.2005 N 90 предусматривает, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями в пределах муниципального района, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 2).
Органы местного самоуправления управляют и распоряжаются землями в пределах Старицкого района в соответствии с разграничением компетенции, предусмотренным действующим законодательством и настоящим Уставом.
Администрация Старицкого района предоставляет земельные участки юридическим и физическим лицам в собственность, в аренду или в пользование в соответствии с Земельным кодексом. В ведении органов местного самоуправления муниципального района находятся межселенные земли при соблюдении прав на землю иных законных пользователей земельных участков (пункт 3).
РР· пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что РїРѕ общему правилу, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды земельного участка, находящегося РІ государственной или муниципальной собственности, заключается РЅР° торгах, проводимых РІ форме аукциона.
Рсключения РёР· этого правила предусмотрены пунктом 2 настоящей статьи, РїРѕРґРїСѓРЅРєС‚ 12 которого предусматривает, что РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды земельного участка, находящегося РІ государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов РІ случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации РІ случаях, установленных Федеральным законом "РћР± обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Анализ названных норм свидетельствует о наличии у крестьянских (фермерских) хозяйств, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, права на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулирует глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в порядке их поступления (пункт 4).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5).
Подпунктами 7 и 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды; если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Абдулалиев Рњ.Рњ. СЃ 26.04.2002 РіРѕРґР° зарегистрирован РІ качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства ОГРНРРџ 304691418300036, что подтверждается выпиской РёР· Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, свидетельством Рѕ внесении РІ указанный реестр соответствующей записи.
17.05.2017 Абдулалиев М.М. как глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в администрацию Старицкого района с заявлением о предоставлении в аренду до 5 лет без проведения торгов земельного участка с условным номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м вблизи <адрес>, предоставив схему расположения земельного участка.
РџРѕ информации, представленной Министерством сельского хозяйства Тверской области РРџ глава крестьянского фермерского хозяйства Абдулалиев Рњ.Рњ. принимает участие РІ программах государственной поддержки РІ сфере развития сельского хозяйства Тверской области более 10 лет. РџРѕ состоянию РЅР° 15.06.2017 РіРѕРґСѓ государственная поддержка ему предоставлена РІ рамках государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» РЅР° 2017-2022 РіРѕРґС‹, утвержденной постановлением Правительства Тверской области РѕС‚ 30.12.2016 в„– 460-РїРї, РїРѕ направлению «Оказание несвязанной поддержки РІ области растениеводства», Р° РїРѕ состоянию РЅР° 01.12.2017 также РїРѕ направлениям «Повышение продуктивности РІ молочном скотоводстве», «Возмещение части затрат Р·Р° приобретенную машиностроительную продукцию» (Р».Рґ.64, 126).
Рных заявлений Рѕ предоставлении земельных участков РІ аренду РЅР° основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона РѕС‚ 24.07.2002 N 101-ФЗ "РћР± обороте земель сельскохозяйственного назначения" РІ администрацию Старицкого района РЅРµ поступало, что следует РёР· отзыва РЅР° РёСЃРє административного ответчика Рё ничем РЅРµ опровергнуто.
Постановлением администрации Старицкого района от 25.07.2017 № 376 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности до разграничения, с условным кадастровым номером земельного участка <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, адрес (описание местоположения): <адрес> (л.д.51).
06.09.2017 администрацией Старицкого района вынесено оспариваемое постановление № 452 (л.д.88).
В этот же день - 06.09.2017, между администрацией Старицкого района и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Абдулалиевым М.М. (далее также - глава КФХ Абдулалиев М.М.) был заключен договор аренды на Земельный участок, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области 29.09.2017.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.08.2017, Земельный участок был образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на распоряжение им уполномочена администрация Старицкого района (л.д.52-62).
Такой порядок предоставления главе КФХ Абдулалиеву М.М. земельного участка в аренду без проведения торгов соответствует требованиям статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает опубликования извещения о предоставлении земельного участка в связи с поступившим заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Право главы КФХ Абдулалиева М.М. на получение спорного земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, в аренду без проведения торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" подтверждается имеющимся в материалах дела допустимыми и достоверными доказательствами, сторонами не оспаривается.
Напротив, доказательств тому, что истец Воронин А.Б. является лицом, которое вправе приобрести Земельный участок без проведения торгов по указанным выше основаниям, не имеется.
Поэтому обратиться с заявлением о предоставлении Земельного участка в аренду, которое могло бы послужить основанием, для применения уполномоченным органом - администрацией Старицкого района абзаца второго пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", он не мог.
Наличие Сѓ административного истца Р’РѕСЂРѕРЅРёРЅР° Рђ.Р‘. РІ собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения, приобретение РёРј семенного материала, техники Рё оборудования, равно как Рё ссылка представителя истца Ермолиной Р’.Р. РЅР° то, что Земельный участок покрыт лесом, Рѕ незаконности Постановления РЅРµ свидетельствует.
Согласно сообщению Министерства лесного хозяйства Тверской области от 16.06.2017 Земельный участок не относится к землям лесного фонда (л.д.50).
По данным Единого государственного реестра недвижимости, представленным в виде выписок из Реестра от 23.08.2017 и от 21.12.2017 (л.д.57, 116), Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, предназначен для сельскохозяйственного использования.
Таким образом, он может быть предметом аренды в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При таких обстоятельствах, оснований для признания постановления администрации Старицкого района Тверской области незаконным у суда не имеется. Оно принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленного порядка. Доводы административного иска Воронина А.Б. о нарушении его прав, своего подтверждения не нашли.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Воронина А.Б. к администрации Старицкого района Тверской области о признании незаконным постановления администрации Старицкого района Тверской области № 452 от 06.09.2017 о заключении договора аренды с Абдулалиевым М.М. на срок 5 лет на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2017 года.
Председательствующий: