Дело № 2-940/2023 23RS0027-01-2023-001627-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лабинск 28 августа 2023 г.
Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Модина А.П.,
при секретаре судебного заседания Чунихиной Ю.А.,
с участием: представителя истца- адвоката Орлова А.С. действующего на основании ордера,
представителя ответчика- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю Назаровой Е.А. действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Нины Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения отдела установления пенсий №12 ОПФР по Краснодарскому краю об отказе в установлении пенсии,
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Федоровой Нины Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения отдела установления пенсий №12 ОПФР по Краснодарскому краю об отказе в установлении пенсии- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Лабинский городской суд.
Лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда 28 августа 2023 года.
Судья Лабинского
городского суда А.П. Модин
Дело № 2-940/2023 23RS0027-01-2023-001627-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лабинск 28 августа 2023 г.
Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Модина А.П.,
при секретаре судебного заседания Чунихиной Ю.А.,
с участием: представителя истца- адвоката Орлова А.С. действующего на основании ордера,
представителя ответчика- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю Назаровой Е.А. действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Нины Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения отдела установления пенсий №12 ОПФР по Краснодарскому краю об отказе в установлении пенсии,
установил:
Федорова Н.В. обратилась в Лабинский городской суд Краснодарского края с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения отдела установления пенсий №12 ОПФР по Краснодарскому краю об отказе в установлении пенсии.
В обоснование своих требований, истец указывает, что ею в адрес Отдела установления пенсий №12 ОПФР по Краснодарскому краю было подано заявление об установлении страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» в связи с выработкой Федоровой Н.В. специального стажа как лицом, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. 22 октября 2021 года ответчиком было принятом решение, в соответствии с которым ей было отказано в установлении страховой пенсии по старости на указанных основаниях, ввиду незачета в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода ее трудовой деятельности в СОШ № 11 г. Лабинска в качестве старшей пионервожатой с 01.09.1988 г. по 27.08.1989 г. (11 месяцев 28 дней) и период обучения с 01.09.1989 года по 25.08.1991 года в Пятигорском государственном пединституте иностранных языков (Пятигорский государственный лингвистический университет), по следующим основаниям: «По трудовой книжке от 15.09.1988 года Федорова Н.В. работала с 01.09.1988г. по 27.08.1989 г. в должности старшей пионервожатой». В данном случае за период как до 01.01.1992, так и с 01.10.1993г. отсутствует работа в должности и учреждении, предусмотренных в перечне №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г. Соответственно, отсутствуют основание для зачета в стаж периода работ в должности пионервожатой. При рассмотрении вопроса о зачете времени обучения в педагогических заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, учитывается период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, то есть весь период обучения в учебном заведении, а не отдельная его часть. Согласно представленного диплома Федорова Н.В. обучалась в Пятигорском государственном пединституте иностранных языков с 01.09.1989г. по 27.06.1995 года.»
С данным решением ответчика, в указанной части Федорова Н.В. не согласна, так как согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу и. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".
С учетом этого обстоятельства и исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Работая в должности старшей пионервожатой в периоды с 01.09.1988г. по 27.08.1989г. Федорова Н.В. имеет право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж. Изменение законодательства на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию поставило меня в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Однако данное обстоятельство не должно нарушать ее законно возникшее право на льготное пенсионное обеспечение.
Истец также указывает, что утверждение отдела установления пенсий №12 ОПФР по Краснодарскому краю о том, что «в данном случае за период как до 01.01.1992, так и с 01.10.1993г. отсутствует работа в должности и учреждении, предусмотренных в перечне №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 11 января 1992 года, соответственно, отсутствуют основание для зачета в стаж периода работ в должности пионервожатой» не соответствует требованиям закона.
Федорова Н.В. обучалась в Пятигорском государственном пединституте иностранных языков на очном отделении с 01.09.1989г. по 25.08.1991г. Весь период обучения на очном отделении подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Так как до обучения Федорова Н.В. работала с 01.09.1988г. по 27.08.1989г. в должности старшей пионервожатой, а после обучения с 26.08.1991г. по 27.06.1995 года учителем английского языка в МОУ СОШ №2 имени Н.Я. Василенко города Лабинска.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца 3 п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по Правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п.2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению СМ СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
С учетом изложенного, Федорова Н.В. полагает, что обжалуемое решение было принято ответчиком незаконно и необоснованно.
На основании изложенного, истец просит суд: признать решение Отдела установления пенсий №12 ОПФР по Краснодарскому краю от 22.10.2021г. № 210000141693/787819/21 об отказе в установлении мне страховой пенсии по старости - незаконным. Обязать Отдел Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю включить в мой специальный стаж в связи с педагогической деятельностью - период моей трудовой деятельности в СОШ № 11г. Лабинска в качестве старшей пионервожатой с 01.09.1988г. по 27.08.1989г. (11 месяцев 28 дней). Обязать Отдел Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю включить в мой специальный стаж в связи с педагогической деятельностью – период моего обучения в Пятигорском государственном пединституте иностранных языков на очном отделении с 01.09.1989г. по 25.08.1991г. (1 год 11 месяцев 25 дней). Обязать Отдел Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю установить мне страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» в связи с выработкой мною специального стажа как лицом, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей с момента возникновения права
В судебном заседании представитель истца – адвокат Орлов А.С. действующий на основании ордера, поддержал заявленные требования истца, пояснил суду по существу дела об обстоятельствах аналогичных изложенному в исковом заявлении и просил суд удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель от ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю - Назарова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца, просила суд отказать в удовлетворении иска Федоровой Н.В. в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым в удовлетворении исковых требований Федоровой Н.В. отказать, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон от 28.12.2013г.) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции РФ) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (часть 1 статьи 39 Конституции РФ).
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона от 28.12.2013г. периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы являются правоприменительными органами и в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 июля 2021 года Федорова Н.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю (далее - ОСФР по Краснодарскому краю) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года, в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
ОСФР по Краснодарскому краю из специального стажа Федоровой Н.В. исключены следующие периоды: период работы с 01.09.1988 года по 27.08.1989 года в СОШ № 11 г. Лабинска в качестве старшей пионервожатой.
Утверждение (доводы) Федоровой Н.В. о том, что спорный период работы с 01.09.1988 года по 27.08.1989 года в должности штатной пионервожатой в школе была предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее - Постановление № 1397) и засчитывалась только при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, в которых данная работа дает право на эту пенсию, является необоснованными о основанными на ошибочном толковании норм права, поскольку при определении стажа на соответствующих видах работ по данному основанию при применении Постановления № 1397 работникам, имеющим периоды соответствующей работы как до 1 января 1992 года, так и до 1 октября 1993 года, Постановление № 1397 может применяться к периодам работы: до 1 января 1992 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 (пункт 1, подпункт «м», абзац пятый и пункт 3, подпункт «в», абзац второй); до 1 октября 1993 года на основании части 4 статьи 30 Закона от 28.12.2013г., а также пункта 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, который признан утратившим силу с 1 октября 1993 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением № 1397, предусмотрено, что учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются иные периоды работы (деятельности), например, военная служба, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (пункт 1, абзац первый пункта 4).
Кроме работы, указанной в пункте 1 Положения № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитываются периоды работы (деятельности), предусмотренные пунктом 2 Положения № 1397, в том числе работа в качестве штатных пионервожатых при наличии не менее 2/3 требуемого стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию (пункт 2, абзац первый пункта 4).
То есть, согласно нормативных актов предусмотрен порядок включения в педагогический стаж работы в должности пионервожатой при соблюдении двух условий: наличие работы в периоды до 1 октября 1993 года по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет; наличие не менее 2/3 требуемого стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работ в которых дает право на пенсию.
У Федоровой Н.В. в период до 01.10.1993г. отсутствует работа в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне № 1397, поэтому правового основания для зачета периода работы в должности старшей пионерской вожатой с 01.09.1988 года по 27.08.1989 года в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии не имеется.
Истцом также заявлено требование о включении в специальный стаж периода учебы в Пятигорском государственном лингвистическом университете с 01.09.1989 года по 25.08.1991 года.
В соответствии с пунктом 2 Положения № 1397 в выслугу лет работникам просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему (т. е. периоду обучения) предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку, у истца до периода обучения в Пятигорском государственном лингвистическом университете отсутствует период педагогической деятельности, правовых оснований для включения вышеуказанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии у территориального органа Фонда по Краснодарскому краю не имелось.
Таким образом, решением от 22.10.2021 года № 210000141693/787818/21 в удовлетворении заявления от 19.07.2021 года о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет.
Специальный стаж Федоровой Н.В. в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года составил 22 года 5 месяцев 3 дня (при требуемом 25 лет).
Суд считает, что вышеназванное решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости вынесено ОСФР по Краснодарскому краю законно, обосновано, с учетом всех нормативных актов.
Более того, с 01.01.2019 года вступил в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", который предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленных на повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, социальную пенсию по старости, пенсию по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан.
Для лиц, которым право на досрочную пенсию в соответствии с п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013г. предоставляется независимо от возраста, срок реализации права на досрочное назначение увеличен на 60 месяцев (5 лет) в зависимости от года возникновения права на такую пенсию.
Право на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1 п.19 ст. 30 Закона от 28.12.2013г., истец приобретет при условии выработанного требуемого специального стажа 25 лет с учетом отложенного выхода на пенсию согласно приложения № 7 к указанному закону.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и учитывая, что приведенные истцом доводы, не соответствовали фактическим обстоятельствам, то у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
Учитывая вышеизложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Федоровой Нины Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения отдела установления пенсий №12 ОПФР по Краснодарскому краю об отказе в установлении пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Федоровой Нины Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения отдела установления пенсий №12 ОПФР по Краснодарскому краю об отказе в установлении пенсии- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Лабинский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 августа 2023 года.
Судья Лабинского
городского суда А.П. Модин