Решение по делу № 2-1548/2024 от 29.05.2024

2-1548/2024

24RS0033-01-2024-001650-09

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2024 г.                                             г.Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пудовкиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Юсуповой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей к ООО «Лес Ком» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю обратилось в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей с настоящим иском к ООО «Лес Ком» о возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что в Управление от Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края поступила информация об объектах и объемах заготовки древесины в 2023 году.

В соответствии с представленной информацией ООО «Лес Ком» заготавливает хвойную древесину на землях лесного фонда КГБУ «Северо-Енисейское лесничество», на территории которой установлена карантинная фитосанитарная зона по карантинным вредителям леса: черному сосновому усачу (Monochamus galloprovincialis (Olivier)), большому черному еловому усачу (Monochamus urussovi (Fischer)).

По информации системы ЛесЕГАИС Федерального агентства лесного хозяйства в 2023 году зарегистрированы сделки ООО «Лес Ком» с древесиной по факту ее вывоза автомобильным транспортом за границы/пределы карантинной фитосанитарной зоны - КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» Северо-Енисейского района Красноярского края к местам хранения и (или) переработки лесопродукции, расположенных в г. Лесосибирске Красноярского края.

Для оформления карантинных сертификатов на вывозимую подкарантинную продукцию (лесоматериалы) ООО «Лес Ком» в Управление не обращалось, карантинные сертификаты не выдавались.

Истец просит обязать ООО «Лес Ком» оформлять карантинные сертификаты на вывозимую подкарантинную продукцию из карантинных фитосанитарных зон, установленных приказами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 № 101-0 «О карантинных фитосанитарных зонах», от 27.01.2023 № 11-0 «О внесении изменений в приказ Управления от 05.05.2017 № 101-0».

Представитель Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю – Фролов А.А., действующий на основании доверенности № 37 от 16.04.2024г., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что вывоз подкарантинной продукции (древесины) из установленных карантинных фитосанитарных зон (за ее границы и пределы) должен осуществляться исключительно при наличии карантинного сертификата, оформление которого является обязанностью хозяйствующего субъекта.

Государственный карантинный фитосанитарный контроль на территории Российской Федерации возложен на Управление, осуществляемый, в том числе и через автоматизированную систему - ФГИС «Аргус-Фито».

Для оформления карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны, ООО «Лес Ком» необходимо обратиться в Управление и предоставить перечень документов, предусмотренный статьей 21 Федерального закона № 206-ФЗ, приказом Минсельхоза России от 12.01.2022 № 7 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата».

Представитель ответчика ООО «Лес Ком» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

С учетом изложенного, ввиду отсутствия ходатайства ответчика об отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, полагая, что ответчик, не приняв мер к явке в судебное заседание, определил для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ООО «Лес Ком», надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 5.1.4, 5.2 (1)28 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции и уполномочена на установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмену карантинного фитосанитарного режима, организацию осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.

Из пунктов 8.1.3, 8.1.23 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Минсельхоза России от 04.03.2022 № 128 следует, что территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции и отвечает за установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмену карантинного фитосанитарного режима, организацию осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.

Основные карантинные фитосанитарные требования закреплены в Федеральном закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений».

На основании положения частей 2, 4, 5 статьи 18 Федерального закона № 206-ФЗ, карантинный фитосанитарный режим вводится в карантинной фитосанитарной зоне (включая буферную зону очага карантинного объекта, в которой находятся здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинным объектом), а также в отношении оборудования, транспортного средства, помещения, в котором находится такая подкарантинная продукция. При введении карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться в отношении граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, дополнительные обязанности по проведению карантинного фитосанитарного обеззараживания этих подкарантинных объектов, расположенных в карантинной фитосанитарной зоне, в том числе в буферной зоне очага карантинного объекта, и под карантинной продукции, производство (в том числе переработка), хранение, реализация, уничтожение которой осуществляются с использованием этих подкарантинных объектов. На период действия карантинного фитосанитарного режима предусматривается реализация программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта, предусмотренной статьей 20 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 206-ФЗ, в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В соответствии с частью 6 указанной статьи перевозка подкарантинной продукции, указанной в части 1 настоящей статьи, допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 206-ФЗ процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.

В части 1 статьи 31 Федерального закона № 206-ФЗ указано, что граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования.

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона № 206-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 7 статьи 29 Федерального закона № 206-ФЗ указано, что карантинный сертификат выдается на подкарантинную продукцию, перечень которой утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона № 206-ФЗ для получения карантинного сертификата гражданином, юридическим лицом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области каращина растений, или его территориальный орган представляются: заявление о выдаче карантинного сертификата; сведения о наименовании и месте нахождения получателя или грузополучателя, отправителя или грузоотправителя подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в соответствии с транспортными документами и иными документами; сведения о наименовании указанной подкарантинной продукции и ее объеме; сведения о транспортных средствах; заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.

В части 3 статьи 21 указанного закона закреплено, что карантинный сертификат оформляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в течение трех дней со дня представления гражданином, юридическим лицом документов и сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, путем внесения соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер.

ФГИС «Аргус-Фито» - федеральная государственная информационная система предназначена для автоматизации процессов оформления и учета документов фитосанитарного надзора. Карантинные сертификаты оформляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Запись о выданном КС вносится в федеральную государственную информационную систему выдачи и учета фитосанитарной документации ФГИС «Аргус-Фито».

Технически процедура выдачи карантинного сертификата подробно урегулирована приказом Минсельхоза России от 12.01.2022 № 7 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата».

Древесина, изделия и отходы из нее включены в Перечень подкарантинной продукции, на которую выдается карантинный сертификат, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.07.2020 № 432 (пункт 14).

    В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 17.04.2024 основным видом деятельности ООО «Лес Ком» является лесозаготовки, дополнительным - торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами.

В соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 № 101-0 «О карантинных фитосанитарных зонах», п. 1.42 приказа Управления от 27.01.2023 № 11-0 «О внесении изменений в приказ Управления от 05.05.2017 № 101-0» на территории КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» Северо-Енисейского района Красноярского края установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по Monochamus urussovi (Fischer) - большому черному еловому усачу и Monochamus galloprovincialis (Olivier) - черному сосновому усачу на лесные насаждения и утверждена Программа локализации очагов карантинных объектов и ликвидации популяции карантинных объектов.

В соответствии с пунктами 1, 2 указанной Программы установлен запрет на вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, зараженной усачами рода Monochamus, а также на вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерно заражение усачами рода Monochamus (лесопродукция, лесоматериалы, пиломатериалы хвойных пород, посадочный материал, ветви, лесная подстилка и т.п.)

В соответствии с пунктом 7 Программы прием к перевозке лесоматериалов, пиломатериалов, произведенных в карантинной фитосанитарной зоне, допускается только при условии наличия карантинного или фитосанитарного сертификата, удостоверяющего карантинное фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.

В Управление от Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края поступила информация об объектах и объемах заготовки древесины в 2023 году.

В соответствии с представленной информацией ООО «Лес Ком» заготавливает хвойную древесину на землях лесного фонда КГБУ «Северо-Енисейское лесничество», на территории которой установлена карантинная фитосанитарная зона по карантинным вредителям леса: черному сосновому усачу (Monochamus galloprovincialis (Olivier)), большому черному еловому усачу (Monochamus urussovi (Fischer)).

По информации системы ЛесЕГАИС Федерального агентства лесного хозяйства (федеральная информационная система, предназначенная для прослеживания и учёта заготовки и поставок древесины) в 2023 году зарегистрированы сделки ООО «Лес Ком» с древесиной по факту ее вывоза автомобильным транспортом за границы/пределы карантинной фитосанитарной зоны - КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» Северо-Енисейского района Красноярского края к местам хранения и (или) переработки лесопродукции, расположенных в г. Лесосибирске Красноярского края.

Для оформления карантинных сертификатов на вывозимую подкарантинную продукцию (лесоматериалы) ООО «Лес Ком» в Управление не обращалось, карантинные сертификаты не выдавались.

Управлением ООО «Лес Ком» объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 22.12.2023 № 05-060 (получено 09.01.2024), от 27.02.2024 № 369-060 (получено 14.03.2024), предложено принять меры по оформлению карантинных сертификатов на каждую партию подкарантинной продукции при ее вывозе из карантинных фитосанитарных зон.

Возражения на объявленные предостережения в установленный законом срок (не позднее 15 календарных дней с момента получения предостережения) от ответчика не поступали.

При мониторинге ФГИС «Аргус - Фито» установлено, что после получения предостережений и до настоящего времени в Управление заявлений на выдачу карантинных сертификатов на вывозимую из установленной карантинной фитосанитарной зоны подкарантинную продукцию от ООО «Лес Ком» не поступало, карантинные сертификаты Обществу не выдавались.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принципа равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Доказательств невозможности соблюдения ответчиком карантинных фитосанитарных требований Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, ответчиком не представлено.

    Суд признает обоснованными доводы истца о том, что ООО «Лес Ком» своим бездействием, связанным с не оформлением карантинных сертификатов на продукцию, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны, создает угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям - карантинной фитосанитарной безопасности территории Красноярского края.

Установленные в части 1 статьи 31 Федерального закона № 206-ФЗ правила предусматривают обязанность граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, выполнять карантинные фитосанитарные требования.

Исследовав материалы дела и оценив доводы стороны истца, суд полагает установленным факт нарушения Обществом запрета на вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, в связи с чем приходит к выводу о наличии оснований для понуждения ответчика к выполнению соответствующих карантинных фитосанитарных требований в рамках исполнения своих обязанностей, предусмотренных действующим федеральным законодательством, в связи с чем не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю.

Часть 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

     В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для юридических лиц составляет 6 000 руб.

    Таким образом, с учетом изложенных норм права, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей к ООО «Лес Ком» о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Лес Ком» (ИНН 2434500602, ОГРН 1022401504718) оформлять карантинные сертификаты на вывозимую подкарантинную продукцию из карантинных фитосанитарных зон, установленных приказами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 № 101-0 «О карантинных фитосанитарных зонах», от 27.01.2023 № 11-0 «О внесении изменений в приказ Управления от 05.05.2017 № 101-0».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вега» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Апелляционная жалоба подается в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд Красноярского края.

Судья                                                                          Е.А. Пудовкина

     Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1548/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю
Ответчики
ООО "Лес ком"
Другие
Алькова Юлия Сергеевна
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Пудовкина Е.А.
Дело на странице суда
lesosib.krk.sudrf.ru
29.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее