Решение по делу № 2-4349/2015 от 19.06.2015

Дело № 2-4349/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2015 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Тарасовой Н.В., с участием истца Волкова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова ФИО6 к администрации города Чебоксары, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, КУ «Центр» предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании решения органа местного самоуправления о повышении базовой ставки платы за наем жилого помещения в отношении лиц, пользующихся федеральными льготами, незаконным,

установил:

Волков Н.В. обратился в суд с иском о признании постановления администрации города Чебоксары от дата ----- "Об установлении размера базовой ставки платы за пользование жилым помещением (платы за наем) на дата год" незаконным, указав в нем, что является ветераном труда, инвалидом ------, и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе и на предоставление скидки на оплату жилья и коммунальных услуг не ниже 50%. Законом Чувашской Республики от 19.10.2009 № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» инвалидам установлена ежемесячная денежная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг в размере ------ руб. По мнению истца, повышение размера платы за жилое помещение для нанимателей, предусмотренное оспариваемым постановлением, является незаконным, поскольку существенно влияет на размер предоставляемых льгот. Истец полагает, что при принятии оспариваемого постановления были нарушены правила и порядок ценообразования и завышены размеры платы за наем, тем самым на него в дата году возложена дополнительная обязанность по оплате за наем, что нарушает его конституционные права. Субъект Российской Федерации, полагает истец, установлением мер социальной поддержки для указанной категории граждан в виде ЕДВ не обладает полномочиями по ограничению льгот, установленных федеральным законодательством, а закрепленные в Постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от дата----- размеры ЕДВ не обладают правой определенностью. Закрепленный в Чувашской Республике порядок предоставления льгот не обеспечивает реальную возможность располагать социальными льготами. В связи с чем установление в Чувашской Республике ЕДВ в фиксированном платеже ------ руб. противоречит законодательству Российской Федерации, в результате чего он ежемесячно не дополучает гарантированные ему меры социальной поддержки. При этом Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, КУ «Центр» предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на повышение базовой ставки платы за наем не реагируют.

В судебном заседании истец заявленный иск подержал в полном объеме, по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду.

Администрация города Чебоксары, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

От представителя КУ «Центр» предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики поступило заявление о разрешении данного спора без его участия.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

В соответствии с пунктом 9 разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (ч. 2 ст. 156 ЖК РФ), устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).

Положениями п. 5 ст. 156.1 Жилищного кодекса Российской федерации определено, что Порядок установления, изменения, ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение части 5 статьи 156.1 Жилищного кодекса Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2014 N 1356 "О порядке установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования" утверждены Правилами установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. N 1356 Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предписано утвердить методические рекомендации по установлению максимального размера платы за наем жилых помещений в расчете на 1 кв. метр общей площади жилого помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, изменению и ежегодной индексации такой платы, включающие рекомендации по порядку установления максимального размера указанной платы с учетом дифференциации, изменения и ежегодной индексации такой платы, а также по финансово-экономическому обоснованию установления и изменения максимального размера такой платы, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано до 1 марта 2015 г. утвердить максимальный размер платы за наем жилых помещений в расчете на 1 кв. метр общей площади жилого помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования с учетом дифференциации в соответствии с утвержденным ими порядком установления, изменения и ежегодной индексации максимального размера такой платы (п.4.).

В целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению в соответствии с частью 3 статьи 156.1 Жилищного кодекса максимального размера платы за наем жилых помещений в расчете на 1 кв. метр общей площади жилого помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - максимальный размер платы за наем жилых помещений) с учетом дифференциации, изменению, ежегодной индексации такой платы, а также по финансово-экономическому обоснованию установления и изменения максимального размера такой платы
приказом Минстроя России от 14.01.2015 N 4/пр утверждены «Методические рекомендации по установлению максимального размера платы за наем жилых помещений в расчете на 1 кв. метр общей площади жилого помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, изменению и ежегодной индексации такой платы», согласно которым максимальный размер платы за наем жилого помещения рекомендуется устанавливать исходя из экономически обоснованных расходов, указанных в пункте 2 Правил, средних сроков окупаемости, средней доходности инвестиционных расходов, расходов на обустройство, показателей дифференциации, устанавливаемых порядком.

Максимальный размер платы за наем жилого помещения рекомендуется устанавливать дифференцированно с использованием показателей, указанных в пункте 12 Правил: для муниципальных образований и в зависимости от месторасположения наемных домов социального использования на территории муниципального образования, потребительских свойств, уровня благоустройства, размеров жилых помещений.

В целях установления максимального размера платы за наем жилого помещения органом государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется проводить финансово-экономическое обоснование такого размера в следующем порядке:

а) определяются основные характеристики наемного дома социального использования, являющегося многоквартирным домом, жилые помещения в котором рекомендуется принять соответствующими условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в том числе общая площадь всех жилых и нежилых помещений в типовом наемном доме социального использования и общая площадь жилых помещений в таком доме;

б) рассчитывается среднее по субъекту Российской Федерации значение максимального размера платы за наем жилого помещения в типовом наемном доме социального использования по формуле, содержащейся в подпункте "б" пункта 14 Правил;

в) определяются показатели дифференциации среднего по субъекту Российской Федерации значения максимального размера платы за наем жилого помещения для муниципальных образований с учетом положений пункта 4 настоящих Рекомендаций;

г) определяются значения устанавливаемых по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации показателей дифференциации;

д) определяются значения максимального размера платы за наем жилого помещения дифференцированно для муниципальных образований и в зависимости от месторасположения наемных домов социального использования на территории муниципального образования, потребительских свойств, уровня благоустройства, размеров жилых помещений путем корректировки среднего по субъекту Российской Федерации значения максимального размера платы за наем жилого помещения с использованием устанавливаемых значений показателей дифференциации максимального размера платы за наем жилого помещения.

Максимальный размер платы за наем жилого помещения рекомендуется изменять не чаще чем один раз в три года.

При изменении максимального размера платы за наем жилого помещения рекомендуется исходить из того, что измененный максимальный размер платы за наем жилого помещения не должен быть установлен менее величины, определяемой с учетом положений пункта 8 настоящих Рекомендаций.

Максимальный размер платы за наем жилого помещения рекомендуется индексировать ежегодно не позднее 1 марта текущего года исходя из индекса потребительских цен в субъекте Российской Федерации (в среднем за отчетный календарный год к предыдущему календарному году) по данным Федеральной службы государственной статистики, с учетом пункта 9 Рекомендаций.

В случае принятия в текущем году решения об изменении максимального размера платы за наем жилого помещения рекомендуется не принимать в текущем году решения об индексации максимального размера платы.

Положение о расчете размера платы за пользование жилым помещением (далее - плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в г. Чебоксары утверждено Постановлением администрации города Чебоксары от 25.12.2009 № 304 (в ред. Постановлений администрации г. Чебоксары ЧР от 28.02.2011 N 41, от 10.05.2011 N 146, от 17.01.2014 N 17 от 12.08.2014 N 2807).

Порядок расчета базовой ставки платы за наем жилого помещения предусмотрен разделом 2 данного положения, согласно которому определение базовой ставки за пользование жилым помещением (платы за наем) производится исходя из определения отчислений на полное восстановление муниципального и государственного жилищного фонда.

При расчете базовой ставки платы за наем используется классификация основных средств, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", и удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 N 586 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики".

Средний размер ежемесячных отчислений на полное восстановление 1 кв. метра общей площади муниципального и государственного жилищного фонда определяется по формуле: Аср = Кср x В / 12, где Кср - средний удельный показатель кадастровой стоимости объектов недвижимости (многоквартирных домов) на территории городского округа Чебоксары; В - норматив амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, в %.

Базовая ставка платы за наем жилого помещения рассчитывается как: НБ = ДН x Аср, где ДН - доля оплаты населением в необходимых отчислениях на полное восстановление 1 кв. м жилищного фонда; Аср - средний размер ежемесячных отчислений на полное восстановление 1 кв. м общей площади муниципального и государственного жилищного фонда.

Для жилья, предоставляемого по договору найма, возможным критерием при определении доли оплаты населением в необходимых отчислениях на полное восстановление 1 кв. м жилищного фонда может служить сопоставление базовой ставки платы за наем со средневзвешенной величиной налога на недвижимое имущество собственников жилья.

Доля оплаты населением в необходимых отчислениях на полное восстановление 1 кв. м жилищного фонда принимается:

ДН > Т / (12 x Аср), где Т - средневзвешенная величина налога на недвижимое имущество собственников жилья на 1 кв. м.

Согласно Приложению к оспариваемому постановлению размер базовой ставки платы за ------ кв. метр общей площади жилого помещения в месяц с дата по дата составляет ------ руб., а с дата по дата - ------ руб.

При том, что в соответствии со статьей 249 ГПК Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти возлагается на орган, принявший оспариваемые решения или совершивший оспариваемые действия (бездействие), истец не освобожден от обязанности по представлению доказательств нарушения его прав и свобод оспариваемым постановлением.

Однако из материалов дела не следует и истцом не доказано, что названное постановление противоречит приведенному выше Положению о расчете размера платы за наем, утвержденным постановлением администрации г. Чебоксары от дата N ----- и нарушает его права.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При изложенных обстоятельствах доводы истца о том, что решением администрации города Чебоксары от дата N ----- "Об установлении размера базовой ставки платы за пользование жилым помещением (платы за наем) на дата год", принятым в рамках его компетенции, были нарушены его права, нельзя признать обоснованным.

Кроме того, в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований суд рассматривает пропуск истцом установленного срока.

Так, по правилам ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

При установлении факта пропуска срока без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

Как следует из материалов дела обращение в суд с настоящим заявлением последовало за пределами установленного срока.

Так, оспариваемое постановление было опубликовано на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ----- дата, а также в печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары", дата, N -----, а с заявлением в суд истец обратился дата года, то есть по истечении установленного ст. 256 ГПК РФ срока. При этом ходатайств о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлялось, доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Волкова ФИО7 о признании постановления администрации города Чебоксары от дата N ----- "Об установлении размера базовой ставки платы за пользование жилым помещением (платы за наем) на дата год" незаконным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 14 сентября 2015 года

2-4349/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волков Н.В.
Ответчики
КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республ
Администрация г.Чебоксары
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
19.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2015Передача материалов судье
24.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2015Судебное заседание
14.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2015Дело оформлено
10.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее