Решение по делу № 2-2030/2019 от 05.03.2019

Дело №2-2030/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2019 года г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Магомедовой Д.М.

при секретаре Буттаевой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «г. Махачкала», МКУ «Комитет по управлению имуществом» г. Махачкалы, МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству» г. Махачкалы, Каримову Г.Г. о признании не соответствующими закону правовых актов органа местного самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, применении последствий его недействительности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Махачкалы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «г.Махачкала», МКУ «Комитет по управлению имуществом» г.Махачкалы, МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству» г.Махачкалы, Каримову Г.Г. о признании не соответствующими закону правовых актов органа местного самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, применении последствий его недействительности, мотивируя тем, что прокуратурой г.Махачкалы проведена проверка по коллективному обра­щению жителей по <адрес> линия г.Махачкалы о нарушениях зе­мельного законодательства в районе их проживания.

Проверкой установлено, что распоряжением начальника МКУ «Управле­ние по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы» от ДД.ММ.ГГГГ -СРЗУ утверждена схема расположения земельного участка площадью 530 кв.м. между линиями 7 и 8 по пр. Акушинского г.Махачкалы в кадастровом квартале с видом разрешенного использования земельного участка -многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Врио главы г.Махачкалы принято ре­шение об образовании земельного участка по указанному адресу.

Распоряжением председателя МКУ «Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы» от ДД.ММ.ГГГГ .06-РП-25 решено организовать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка по вышеуказанному ад­ресу.

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru Коми­тетом опубликовано извещение о проведении торгов , со­гласно которому земельный участок по пр. Акушинского, между линиями 7 и 8 г.Махачкалы значится как лот с начальной ценой в размере 401 000 руб и с шагом аукциона - 12 100 руб.

Согласно протоколу об итогах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории муниципального образования «город Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ -АЗ победителем аукциона признан Каримов ФИО8.

На основании данного протокола по итогам аукциона МКУ «Комитет по управлению имуществом <адрес>» с Каримовым Г.Г. заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым арен­додатель сроком на 10 лет предоставляет арендатору земельный участок площа­дью 530 кв.метров с кадастровым номером в целях использования под многоэтажную жилую застройку.

Указанный договор зарегистрирован Управлением Росреестра по РД ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации .

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что при обра­зовании указанного земельного участка и при организации проведения аукциона допущены нарушения федерального законодательства.

В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации об­разование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соот­ветствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градо­строительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, нахо­дящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или зе­мельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержден­ного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В пункте 3 данной статьи указано, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хо­зяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

в границах территории, в отношении которой в соответствии с законо­дательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного много­квартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В данном случае, образованный между линиями 7 и 8 по пр. Акушинского г. Махачкалы земельный участок с кадастровым номером 05:40:000038:3145, рас­положен в границах элемента планировочной структуры (зона Ж1-многоквартирная многоэтажная жилая застройка, 9-16 этажей) застроенного многоквартирными домами.

Кроме того, земельный участок по указанному адресу образован органом местного самоуправления с нарушеним Сан-ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитар­ной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» поскольку по территории земельного участка проходят магистральные водоводы Д=1 400, Д=700, Д=500 мм и канализация Д=500 мм.

Изложенное подтверждается информацией ОАО «Махачкалаводоканал» от № и письмом Министерства строительства и ЖКХ РД от .2

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены огра­ничения в оборотоспособности земельных участков, находящихся в государст­венной или муниципальной собственности, расположенных в зоне санитарной охраны водных объектов и используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

На основании Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ разработаны Санитарные пра­вила и нормы (СанПиН) 2.1.4..1110-02 "Зоны санитарной охраны источников во­доснабжения и водопроводов питьевого назначения", введенные в действие по­становлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.п. 1.2., 1.3 и 1.4 СанПиН, данный нормативный акт оп­ределяет санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуа­тации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлеж­ности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная ох­рана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Помимо изложенного, использование земельного участка между линиями 7 и 8 по пр. Акушинского г.Махачкалы площадью 530 кв.м. для строительства многоквартирного жилого дома (9-16 этажей) не представляется возможным, по­скольку в соответствии со ст. 33 Правил землепользования и застройки г.Махачкалы, утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ , минимальный размер земельного участ­ка, отведенного под строительство многоквартирного жилого дома этажностью от 9 до 12 этажей, составляет 2 000 кв.м.

Кроме того, согласно вышеуказанной статье Правил максимальный коэф­фициент застройки земельного участка для размещения многоквартирного жило­го дома составляет 30%. Таким образом, площадь застройки земельного участка площадью 530 кв.м. не должна превышать 159 кв.м., что также делает невозмож­ным использование его под строительство 9-16этажного объекта.

Доводы о нарушениях требований законодательства в случае осуществле­ния на данном земельном участке строительства 9-16этажного жилого дома подтверждаются результатами ранее проведенной прокуратурой города провер­ки соблюдения градостроительного законодательства при выдаче Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации г.Махачкалы ООО «Политех» разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ . Данным разрешительным документом ООО «Политех» разрешалось воз­ведение многоквартирного жилого дома на земельном участке , расположенного между линиями 7 и 8 по пр. Акушинского г. Махачкалы.

По результатам проверки прокуратурой города направлено в суд исковое заявление о признании не соответствующими закону и недействительными гра­достроительного плана и разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ, остав­ленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Респуб­лики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора г.Махачкалы удов­летворены в полном объеме.

Данными судебными решениями сделаны выводы о нарушениях градо­строительного законодательства и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 "Зоны санитарной ох­раны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в слу­чае строительства на вышеуказанном земельном участке многоквартирного жи­лого объекта.

Помимо изложенного, проверкой выявлены факты нарушения законода­тельства при организации и проведении аукциона.

Так, подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ преду­смотрен перечень сведений, которые необходимо указывать в извещении о про­ведении аукциона. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведе­ния:

1) об организаторе аукциона; об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аук­циона; о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона; о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и када­стровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограниче­ниях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) мини­мально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капиталь­ного строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (тех­нологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям ин­женерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свобод­ную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подклю­чения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства); о начальной цене предмета аукциона; о "шаге аукциона"; о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе; о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и воз­ врата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка; о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на
право заключения договора аренды земельного участка;

10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного
участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения до­ говора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

Между тем, извещение о проведении торгов (лот 2), опубликованное Комитетом на сайте коммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru, не содержит вышеперечисленные сведения. В частности в нем не указаны сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную на­грузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инже­нерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования ука­занного извещения.

Кроме того, в нарушение требований ст. 39.12 Земельного кодекса РФ протокол об итогах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ -АЗ не подписан в уста­новленном порядке всеми членами аукционной комиссии.

В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000038:3145 образован между линиями 7 и 8 по <адрес> с нарушением требований земельного законодательства договор аренды указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федера­ции, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого при­знания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом ин­тересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспо­рима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за ис­ключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ус­тановлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интере­сов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Рос­сийской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и госу­дарства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из изложенного следует, что заявление прокурором подается в суд в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае нарушены интересы Российской Федерации, которые за­ключаются в неукоснительном соблюдении на ее территории законов, а также права неопределенного круга лиц, поскольку допущенные органом местного са­моуправления нарушения при образовании земельного участка в зоне санитарной защиты и с нарушением Правил землепользования и застройки г. Махачкалы влекут ущемление прав и интересов граждан на благоприятную среду и условия проживания.

Помощник Прокурора г. Махачкалы Шамаева А.М. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Махачкалы по доверенности Магомедов А.И. в удовлетворении заявленных требований не возражал.

Представитель ответчика МКУ «Комитет по управлению имуществом» г. Махачкалы Нурмагомедов М.К. в судебном заседании исковые требования Прокурора г. Махачкалы не признал, просил отказать в их удовлетворении, так как по договору аренды от 10.03.2017г. земельного участка по пр. Акушинского, между линиями 7 и 8, с кадастровым , арендатор Каримов Г.Г. для получения согласия на передачу в субаренду арендуемого земельного участка не обращался, и Комитетом такое согласие не дано.

Представитель ответчика Каримова Г.Г. - по доверенности Далгатов Р.И. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Махачкалы также не признал и просил отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что довод истца о том, что в нарушение Сан-ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитар­ной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» по территории спорного земельного участка проходят магистральные водоводы Д=1 400, Д=700, Д=500 мм и канализация Д=500 мм не соответствует действительности.

По территории спорного земельного участка проходили магистральные водоводы Д=700 и Д-500, однако в 2017 году был произведен вынос за пределы территории в соответствии с техническими условиями выданными ОАО «Махачкалаводоканал».

В настоящий момент вид разрешенного использования спорного земельного участка изменен на Спорт (спортивные клубы, спортивные залы, бассейны, площадки для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения), в связи с тем, что на размер спорного земельного участка не соответствует требованиям правил землепользования и застройки г. Махачкалы для строительства 9-16 этажных многоквартирных жилых домов.

Истцом пропущен срок для признания торгов и договора недействительными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Согласно пункту 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

По смыслу названной статьи основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11237/12, при рассмотрении исков о признании торгов недействительными, судам следует устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя.

Торги были проведены ДД.ММ.ГГГГ, а договор аренды спорного земельного участка заключен ДД.ММ.ГГГГ

Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку (п. 44 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Поскольку иск предъявлен за пределами срока исковой давности, то в силу п. 2 ст. 199 ГПК РФ это обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении. Обстоятельств, свидетельствующих о перерыве срока исковой давности, материалы дела не содержат.

Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела, усматривается, что Прокуратурой г. Махачкалы проведена проверка по коллективному обра­щению жителей по <адрес> линия г. Махачкалы о нарушениях земельного законодательства в районе их проживания.

Проверкой установлено, что распоряжением начальника МКУ «Управле­ние по земельным ресурсам и землеустройству г.Махачкалы» от ДД.ММ.ГГГГ -СРЗУ утверждена схема расположения земельного участка площадью 530 кв.м. между линиями 7 и 8 по <адрес> в кадастровом квартале с видом разрешенного использования земельного участка -многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Врио главы г. Махачкалы принято ре­шение об образовании земельного участка по указанному адресу.

Распоряжением председателя МКУ «Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы» от ДД.ММ.ГГГГ .06-РП-25 решено организовать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка по вышеуказанному ад­ресу.

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru Коми­тетом опубликовано извещение о проведении торгов , со­гласно которому земельный участок по <адрес>, между линиями 7 и 8 <адрес> значится как лот с начальной ценой в размере 401 000 руб и с шагом аукциона - 12 100 руб.

Согласно протоколу об итогах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории муниципального образования «город Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ - победителем аукциона признан Каримов ФИО8.

На основании данного протокола по итогам аукциона МКУ «Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы» с Каримовым Г.Г. заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым арен­додатель сроком на 10 лет предоставляет арендатору земельный участок площа­дью 530 кв.м. с кадастровым номером в целях использования под многоэтажную жилую застройку.

Указанный договор зарегистрирован Управленим Росреестра по РД ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации .

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что при обра­зовании указанного земельного участка и при организации проведения аукциона допущены нарушения федерального законодательства.

В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации об­разование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соот­ветствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градо­строительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, нахо­дящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или зе­мельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержден­ного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 3 данной статьи указанно, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хо­зяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

в границах территории, в отношении которой в соответствии с законо­дательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного много­квартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В данном случае, образованный между линиями 7 и 8 по <адрес> земельный участок с кадастровым номером рас­положен в границах элемента планировочной структуры (зона Ж1-многоквартирная многоэтажная жилая застройка, 9-16 этажей) застроенного многоквартирными домами.

Кроме того, земельный участок по указанному адресу образован органом местного самоуправления с нарушеним Сан-ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитар­ной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» поскольку по территории земельного участка проходят магистральные водоводы Д=1 400, Д=700, Д=500 мм и канализация Д = 500 мм.

Изложенное подтверждается информацией ОАО «Махачкалаводоканал» от №ПТО-ТУ-264 и письмом Министерства строительства и ЖКХ РД от .

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены огра­ничения в оборотоспособности земельных участков, находящихся в государст­венной или муниципальной собственности, расположенных в зоне санитарной охраны водных объектов и используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

На основании Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ разработаны Санитарные пра­вила и нормы (СанПиН) 2.1.4..1110-02 "Зоны санитарной охраны источников во­доснабжения и водопроводов питьевого назначения", введенные в действие по­становлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.п. 1.2., 1.3 и 1.4 СанПиН, данный нормативный акт оп­ределяет санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуа­тации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлеж­ности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная ох­рана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Помимо изложенного, использование земельного участка между линиями 7 и 8 по пр. Акушинского г.Махачкалы площадью 530 кв.м. для строительства многоквартирного жилого дома (9-16 этажей) не представляется возможным, по­скольку в соответствии со ст. 33 Правил землепользования и застройки г.Махачкалы, утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ , минимальный размер земельного участ­ка, отведенного под строительство многоквартирного жилого дома этажностью от 9 до 12 этажей, составляет 2 000 кв.м.

Кроме того, согласно вышеуказанной статье Правил максимальный коэф­фициент застройки земельного участка для размещения многоквартирного жило­го дома составляет 30%. Таким образом, площадь застройки земельного участка площадью 530 кв.м. не должна превышать 159 кв.м., что также делает невозмож­ным использование его под строительство 9-16этажного объекта.

Доводы о нарушениях требований законодательства в случае осуществле­ния на данном земельном участке строительства 9-16этажного жилого дома подтверждаются результатами ранее проведенной прокуратурой города провер­ки соблюдения градостроительного законодательства при выдаче Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации г.Махачкалы ООО «Политех» разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ . Данным разрешительным документом ООО «Политех» разрешалось воз­ведение многоквартирного жилого дома на земельном участке , расположенного между линиями 7 и 8 по пр. Акушинского г. Махачкалы.

По результатам проверки прокуратурой города направлено в суд исковое заявление о признании не соответствующими закону и недействительными гра­достроительного плана и разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ, остав­ленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Респуб­лики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора г. Махачкалы удов­летворены в полном объеме.

Данными судебными решениями сделаны выводы о нарушениях градо­строительного законодательства и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 "Зоны санитарной ох­раны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в слу­чае строительства на вышеуказанном земельном участке многоквартирного жи­лого объекта.

Помимо изложенного, проверкой выявлены факты нарушения законода­тельства при организации и проведении аукциона.

Так, подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ преду­смотрен перечень сведений, которые необходимо указывать в извещении о про­ведении аукциона. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведе­ния:

1) об организаторе аукциона; об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аук­циона; о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона; о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и када­стровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограниче­ниях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) мини­мально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капиталь­ного строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (тех­нологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям ин­женерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свобод­ную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подклю­чения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства); о начальной цене предмета аукциона; о "шаге аукциона"; о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе; о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и воз­ врата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка; о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения до­ говора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

Между тем, извещение о проведении торгов (лот 2), опубликованное Комитетом на сайте коммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru, не содержит вышеперечисленные сведения. В частности в нем не указаны сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную на­грузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инже­нерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования ука­занного извещения.

Кроме того, в нарушение требований ст. 39.12 Земельного кодекса РФ протокол об итогах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории г.Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ -АЗ не подписан в уста­новленном порядке всеми членами аукционной комиссии.

В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000038:3145 образован между линиями 7 и 8 по пр. Акушинского, г. Махачкалы с нарушением требований земельного законодательства договор аренды указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федера­ции, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого при­знания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом ин­тересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспо­рима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за ис­ключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ус­тановлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интере­сов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Рос­сийской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и госу­дарства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из изложенного следует, что заявление прокурором подается в суд в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае нарушены интересы Российской Федерации, которые за­ключаются в неукоснительном соблюдении на ее территории законов, а также права неопределенного круга лиц, поскольку допущенные органом местного са­моуправления нарушения при образовании земельного участка в зоне санитарной защиты и с нарушением Правил землепользования и застройки г. Махачкалы влекут ущемление прав и интересов граждан на благоприятную среду и условия проживания.

Согласно п.17 ст. 39.8 Земельного Кодекса РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

По данным основаниям суд удовлетворяет требования прокурора г. Махачкалы в интересах РФ о признании не соответствующими закону правовых актов органа местного самоуправления и недействительным аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, применении последствий его недействительности,

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Махачкалы удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству» г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ -СРЗУ «Об ут­верждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане тер­ритории».

Признать не соответствующим закону постановление главы г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельного участка, расположенного по адресу: город Махачкала, пр. А.Акушинского, между линиями 7 и 8».

Признать незаконным распоряжение МКУ «Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы» от ДД.ММ.ГГГГ -РП-25 «Об условиях проведе­ния аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, распо­ложенного по адресу: <адрес>, между линиями 7 и 8».

Признать открытый аукцион от ДД.ММ.ГГГГ по продаже права на заклю­чение договора аренды земельного участка площадью 530 кв.м. с кадастровым номером , расположенного между линиями 7 и 8 по <адрес>­шинского <адрес>, оформленный протоколом об итогах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ -АЗ, недействительным.

Признать договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , за­ключенный МКУ «Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы» с Кари­мовым ФИО8 недействительным и применить последст­вия недействительности ничтожной сделки.

Обязать Управление Росреестра по Республике Дагестан аннулировать записи от ДД.ММ.ГГГГ о государственной ре­гистрации права аренды Каримова ФИО8 на земельный уча­сток площадью 530 кв.м. с кадастровым номером , располо­женный между линиями 7 и 8 по пр. Акушинского г. Махачкалы. Аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельномучастке с кадастровым номером , расположенном между ли­ниями 7 и 8 по пр. Акушинского г.Махачкалы.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий Магомедова Д.М.

2-2030/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Махачкалы
Ответчики
Каримов Г.Г.
МКУ "Комитет по управлению имуществом"
Администрация МО ГО г.Махачкалы
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее