Дело № 2-253/2019 02 сентября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мой А.И., при секретаре Алекберовой В.В., с участием истца Зеляниной Е.В., представителя истца Зелянина С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Березник гражданское дело по иску Зеляниной Е.В. и Зелянина И.С. действующего за себя и как законный представитель З.Я.И. и З.Д.И., к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» об установлении границ земельного участка,
установил:
истцы обратились в суд с указанным иском, обосновав требование тем, что они являются правообладателями земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> проведены кадастровым инженером К.Л.В.. В результате проведения натуральной геодезической съемки границ данного участка установлено, что с точки н 13 до точки н 1 смежным землепользователем является Министерство обороны Российской Федерации. В марте 2019 года кадастровый инженер К.Л.В. направил в адрес ФГКУ «СЗ-ТУИО» МО РФ для согласования границ данного земельного участка, направил схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, акт согласования границ земельного участка (исх. № от 04.03.2019г), указав, что границы установлены по фактическому землепользованию, огорожены забором и существуют более 15 лет. Каких либо спорных вопросов не выявлено. В апреле 2019 года в адрес кадастрового инженера К.Л.В. поступил ответ от ФГКУ «СЗ-ТУИО» МО РФ, в котором было указано, что смежным с уточняемым земельным участком является земельный участок с местоположением: <адрес>, (в/ч №), состоящим на учете Учреждения. Границы данного земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, согласование границы земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> не представляется возможным. Просит суд обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» согласовать установленную границу земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства с межевым планом, составленным кадастровым инженером К.Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ в координатах н 13- н 1 согласно чертежу земельного участка. Установить границу земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства с межевым планом, составленным кадастровым инженером К.Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ в координатах н 13- н 1 согласно чертежу земельного участка.
Истец Зелянина Е.В. и её представитель Зелянин С.Л. в судебном заседании исковые требования поддержали по основания, изложенным в нем.
Истец Зелянин И.С., действующего за себя и как законный представитель З.Я.И. и З.Д.И., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» в судебное заседание не явился. В представленных возражениях указано, что с требованием истцов ответчик не согласен. Признает, что земельный участок истцов и земельный участок, на котором расположена войсковая часть, являются смежными. Право собственности на земельный участок, на котором размещена войсковая часть, является ранее возникшим. Рассмотрение вопроса о согласовании границы земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> возможно после проведения кадастровых работ по межеванию земельного участка Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время срок действия государственного контракта «На оказание услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации» истек, в связи с чем проведение кадастровых работ по уточнению границ земельных участков, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации возможно лишь в случае заключения нового государственного контракта.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, заслушав истца Зелянину Е.В. и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, установление границ является не только средством индивидуализации земельного участка, но и способом создания самого объекта права.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект по адресу: <адрес>, расположен земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., которому присвоен кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства с межевым планом. Правообладателями являются Зелянина Е.В., Зелянин И.С., З.Д.И., З.Я.И. (л.д.15,16).
Согласно пунктам 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.
Согласно части 2 статьи 39 Закона о кадастре предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка, принадлежащего указанному заинтересованному лицу.
В части 4 статьи 39 указанного Федерального закона предусмотрены последствия ситуации, когда заинтересованным лицом или его представителем местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано, и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем. В этом случае в акт согласования местоположения границ подлежат внесению записи о содержании указанных возражений; сами представленные в письменной форме возражения должны быть приложены к межевому плану и признаются неотъемлемой частью межевого плана.
Часть 5 данной статьи предусматривает, что после того, как оформлен акт согласования границ, споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, подлежат разрешению в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Истцы и ответчик являются смежными землепользователями.
По заказу Зеляниной Е.В. в период с февраля по май 2019 года кадастровым инженером К.Л.В. проводились кадастровые работы и подготовлен межевой план с уточнением местаположения границ земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №.
В адрес ФГКУ «СЗ-ТУИО» МО РФ кадастровый инженер направил схему расположения земельного участка на кадастровом плане и акты согласования границ спорного земельного участка.
Указанные выше документы ответчик возвратил ИП К.Л.В. без согласования границ, пояснив, что рассмотрение вопроса о согласовании границы земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> возможно после проведения кадастровых работ по межеванию земельного участка Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время срок действия государственного контракта «На оказание услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации» истек, в связи с чем проведение кадастровых работ по уточнению границ земельных участков, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации возможно лишь в случае заключения нового государственного контракта.
Схема расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> представлена суду (д.л. 27).
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Так, согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Исходя из приведенных выше законоположений, земельные участки, кадастровый учет которых был произведен до вступления в силу названного Федерального закона, и земельные участки, кадастровый учет которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы считаются определенными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства.
В силу пункта 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Суд соглашается с позицией истца, что установление границ спорных смежных земельных участков определялось по границам, существующим на местности более 15 лет.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в документе, подтверждающем право на земельный участок, отсутствуют, документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, не имеется, в связи с чем спорную смежную границу по точкам с н 13 до точки н 1 смежным с земельным участком Министерства обороны Российской Федерации следует установить из фактически сложившегося на местности ее местоположения.
Представить истца в судебном заседании пояснил, что земельный участок сформирован более 15 лет. Конфигурация земельного участка за период с 1999 года по настоящее время не изменялась.
Постановлением главы администрации Виноградовского района от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден акт выбора земельного участка под строительство трех индивидуальных домов для военнослужащих, в том числе Зелянину С.В., размером каждого участка 25 х 25 метров.
Постановлением главы администрации Березниковского поселкового совета Зелянину С.Л. был предоставлен в собственность земельный участок размером 25 х 25 метров для строительства жилого дома.
Постановлением главы МО «Виноградовский район» от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию индивидуального жилого дома Зелянина С.А., построенного в <адрес> А.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы МО «Виноградовский район» была утверждена регистрация домовладения по <адрес>.
10 ноября 1999 года указанное домовладение было зарегистрировано Виноградовским филиалом ГУ «Бюро технической инвентаризации Архангельской области.
07 июня 2002 года был заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в ведении МО «Виноградовский район», согласно которому Зелянину С.Л. был продан земельный участок площадью <данные изъяты> га по адресу: в <адрес> А.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, судом не добыто. Возражений относительно места расположения границы смежных земельный участков в точках н13 и н1, ответчиком и третьим лицом не представлено, как и не представлено доказательств, что такая граница земельного участка должна проходить в ином месте.
Согласно межевому плану длина смежной границы земельного участка от точки н1 до н 12 составляет <данные изъяты> метра.
Согласно плану земельного участка, приложенного к договору купли-продажи земельного участка от 07.06.2002, его площадь составляла <данные изъяты> метра, что подтверждает доводы истцов, что границы земельных участков не менялись.
Таким образом, суд находит доказанным тот факт, что ограждение земельного участка семьи Зеляниных существует с 1999, то есть более 15 лет, претензий по границам земельного участка, по которым установлен забор никто не предъявлял. Семья Зеляниных пользуется более 15 лет земельным участком именно в тех границах, которые просят установить истцы.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 42.8 Федерального закона «О кадастровой деятельности» при уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть: больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом, для земель соответствующих целевому назначению и разрешенного использования.
Участок истцов имеет статус ранее учтенного, границы участка являются декларативными, что свидетельствует о том, что в настоящее время происходит не процедура получения права на земельный участок вновь, а идет лишь закрепление границ земельного участка в соответствие с положениями законодательства.
Таким образом, поскольку истец является собственником земельного участка, на котором расположен жилой дом, конфигурация и границы земельного участка более чем 15 лет не изменялись, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в согласовании границ спорного земельного участка и отказа в удовлетворении исковых требований.
Довод ответчика о том, что кадастровые работы не могут быть проведены по причине отсутствия заключенного соответствующего государственного контракта, не может быть признан судом состоятельным, поскольку несогласование границ земельного участка умаляет права собственности истцов.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов об установлении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежат удовлетворению.
Учитывая то обстоятельство, что при проведении кадастровых работ ИП К.Л.В. не были допущены нарушения действующего законодательства, суд считает возможным установить границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Зеляниной Е.В., Зелянину И.С., З.Д.И., З.Я.И., в соответствии со схемой расположения земельного участка, подготовленной ИП К.Л.В., по точкам с н 13 до точки н 1 смежным с земельным участком Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ Зеляниной Е.В. была уплачена государственная пошлина при подаче искового заявления в размере 300 рублей, которая подлежит возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Зеляниной Е.В., Зелянина И.С., З.Я.И., З.Д.И. удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» согласовать установленную границу земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства с межевым планом, составленным кадастровым инженером К.Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ в координатах н 13-н 1 согласно чертежу земельного участка.
Установить границу земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства с межевым планом, составленным кадастровым инженером К.Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ в координатах н 13- н 1 согласно чертежу земельного участка.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» в пользу Зеляниной Е.В. возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента вынесения решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2019 года.
Судья А.И. Мой