Решение по делу № 2а-145/2018 от 12.12.2017

дело № 2а-145/2018

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт 22 января 2018 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шпикер А.Е. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании решения об отказе в предоставлении земельных участков в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить в аренду земельные участки,

установил:

Шпикер А.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», в котором, оспаривая действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами в аренду, просит о возложении обязанности предоставить испрашиваемые земельные участки в аренду сроком на 20 лет. Требования мотивированы тем, что административным ответчиком при наличии постановлений о предварительном согласовании земельных участков в аренду сроком на 20 лет отказано в предоставлении указанных участков в аренду. Ссылаясь на нарушение процедуры предоставления земельных участков в аренду, и указывая о необоснованности доводов административного ответчика, Шпикер А.Е. обратилась с рассматриваемым административным иском.

Определением Сыктывдинского районного суда республики Коми от 15.12.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лицо привлечена администрация муниципального образования сельского поселения «Выльгорт».

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что постановлениями администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» от 02.03.2016 на основании заявлений Шпикер А.Е. утверждены схемы расположения земельных участков площадью 233 кв.м., 313 кв.м., 26 кв.м. в составе земель населенного пункта, расположенного в с. Выльгорт Сыктывдинского района, зона индивидуальных жилых домов с приусадебными участками, для объектов приусадебного хозяйства, образованного путем раздела из кадастрового квартала с номером

Постановлениями администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» от 02.03.2016 на основании заявлений Шпикер А.Е. предварительно согласовано предоставление Шпикер А.Е. земельных участков площадью 233 кв.м., 313 кв.м., 26 кв.м., которые предстоит образовать в соответствии с утвержденной схемой расположения земельных участков. В качестве условия предоставления вышеназванных земельных участков в постановлении указано на необходимость проведения Шпикер А.Е. кадастровых работ в отношении указанных земельных участков и постановки их на кадастровый учет.

На основании обращения административного истца в уполномоченный орган после проведения кадастровых работ спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет и им присвоены следующие кадастровые номера: (земельный участок площадью 313 кв.м), (земельный участок площадью 233 кв.м) и (земельный участок площадью 26 кв.м).

Впоследствии административный истец обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков в аренду сроков на 20 лет, по результатам рассмотрения которых органом местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский» принято решение от 30.10.2017 №№3376,3377,3381/2424 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами , по причине расположения испрашиваемых участков вблизи объекта «Выльгортская научная экспериментальная биологическая станция КНЦ УрО РАН», для которого законом установлена санитарно-защитная зона, размер которой составляет 300 м.

Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, Шпикер А.Е., оспаривая по существу законность решения органа местного самоуправления от 30.10.2017 №№3376,3377,3381/2424 и ссылаясь на нарушение своих прав, указывала на необоснованность доводов администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», положенных в основу отказа в предоставлении земельных участков, в связи с чем, просила об устранении допущенных нарушений путем возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить испрашиваемые земельные участки на праве аренды.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.

Положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Согласно пп. 15 ч. 2 данной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка, в том числе для личного подсобного хозяйства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка, либо принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю (п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).

Из положений п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора аренды и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю.

Из анализа приведенных положений земельного законодательства следует, что после получения предварительного согласования предоставления земельного участка требуется следующий этап процедуры предоставления земельного участка, а именно этап фактического предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, в качестве одного из оснований принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ является невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка на заявленном виде прав.

Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Как указывалось выше, органом местного самоуправления в лице администрации сельского поселения «Выльгорт» 02.03.2016 соответствующими постановлениями предварительно согласовано предоставление Шпикер А.Е. в аренду сроком на 20 лет земельных участков площадью 233 кв.м., 313 кв.м., 26 кв.м. в составе земель населенного пункта, расположенного в территориальных границах сельского поселения «Выльгорт», с. Выльгорт Сыктывдинского района, для объектов приусадебного хозяйства, которые предстоит образовать в соответствии со схемой расположения.

Как следует из оспариваемого решения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», в предоставлении земельного участка Шпикер А.Е. отказано в связи с нахождением испрашиваемых земельных участков вблизи объекта Выльгортской научной экспериментальной биологической станции КНЦ УрО РАН, относящегося к 3 классу опасности и для которого установлен размер санитарно-защитной зоны в 300 м, в границах которой размещение, в том числе жилой застройки не допускается.

Разрешая административный иск и приходя к выводу об удовлетворении требований Шпикер А.Е., суд исходит из того, что решение об отказе в предоставлении земельных участков по изложенным в нем основаниям не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель должен определяться исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами. В частности могут устанавливаться такие ограничения прав на землю как особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, законодатель связывает возможность предоставления земельного участка при условии его нахождения вне зон ограниченного использования в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся санитарно-защитные зоны.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно п. 3 ст. 20 Закона проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 вышеуказанных Санитарных правил установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

Из анализа вышеприведенного законодательства следует, что установление санитарно-защитной зоны происходит в два этапа, на первом из которых разрабатывается расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, на втором этапе устанавливается окончательная санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров, заканчивается установление санитарно-защитной зоны согласованием ее размера с Главным государственным санитарным врачом субъекта.

Кроме того, в силу положений ст. 56 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми ограничения (обременения) прав на землю подлежат государственной регистрации, сведения о санитарно-защитной зоне должны содержаться в государственном кадастре недвижимости.

Как следует из материалов дела, Коми НЦ УрО РАН подготовлен проект расчетной санитарно-защитной зоны для «Выльгортской научной экспериментальной биологической станции КНЦ УрО РАН».

Согласно предоставленному в материалы дела экспертному заключению по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, выполненному ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми», заявленный проект санитарно-защитной зоны для «Выльгортской научной экспериментальной биологической станции КНЦ УрО РАН» не соответствует требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Из экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы следует, что производственная база «Выльгортской научной экспериментальной биологической станции КНЦ УрО РАН» расположена по ул. Еля-Ты с.Выльгорт Сыктывдинского района, из объектов на территории которой действуют зерносушилка, навес, неотапливаемый склад, пожарный водоем, полубашня силосная, силосная траншея, скотный двор, теплица и навозохранилище, из которых источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются зерносушилка, неотапливаемый склад, полубашня силосная, силосная траншея, скотный двор и навозохранилище.

Экспертное заключение также содержит выводы об отнесении в соответствии с санитарной классификацией предприятий и производств базы «Выльгортской научной экспериментальной биологической станции КНЦ УрО РАН» к предприятию III класса опасности, и, исходя из проведенных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух санитарно-защитная зона могла быть установлена от границы производственной базы на расстояние 300 м.

Обстоятельства отсутствия санитарно-защитной зоны у производственной базы «Выльгортской научной экспериментальной биологической станции КНЦ УрО РАН» также подтверждаются ответом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми на судебный запрос, согласно которому санитарно-защитная зона для названного объекта не устанавливалась, документы на установление окончательной санитарно-защитной зоны не в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми не поступали.

Данных о том, что санитарно-защитная зона для объекта «Выльгортской научной экспериментальной биологической станции КНЦ УрО РАН» устанавливалась ранее, при рассмотрении дела судом не установлено, а административным ответчиком не предоставлено.

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм действующего законодательства и предоставленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что санитарно-защитная зона для объекта «Выльгортская научная экспериментальная биологическая станции КНЦ УрО РАН», как того требует законодатель, не установлена.

Согласно ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, достоверно подтверждающие обстоятельства, положенные в основу принятого органом местного самоуправления решения.

Приведенные в оспариваемом решении ссылки о разработке проекта генерального плана сельского поселения «Выльгорт», в котором будет предусмотрена санитарно-защитная зона для обозначенного выше объекта при установленных в судебном заседании обстоятельствах не могут служить основаниями для ограничения права лица на предоставление рассматриваемой муниципальной услуги, поскольку не являются достаточными для утверждения о расположении истребуемых земельных участков в границах санитарной зоны.

По убеждению суда, доводы административного ответчика, положенные в основу обжалуемого решения, носят вероятностный характер, не основаны на заключении об установлении границ санитарно-защитной зоны для производственной базы.

Более того, суд также принимает во внимание, что предварительное заключение, которое, в рассматриваемое случае отсутствует, является одним из документов, на основании которого Главным государственным санитарным врачом субъекта принимается решение об установлении санитарно-защитной зоны. Данный документ будет оцениваться Главным государственным санитарным врачом наряду с другими документами. А потому, само по себе утверждение о возможности установления границ санитарно-защитная зоны для объекта «Выльгортская научная экспериментальная биологическая станция КНЦ УрО РАН» не может влечь нарушение прав и свобод административного истца, не должно создавать препятствий к осуществлению им своих прав.

Каких-либо доказательств, опровергающих доводы административного истца, административным ответчиком не предоставлены, несмотря на то, что в силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган.

С учетом того, что административным ответчиком не предоставлено доказательств наличия оснований, препятствующих предоставлению Шпикер А.Е. спорных земельных участков, перечень которых в соответствии с положениями ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является исчерпывающим, суд, принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, при которых соответствующие акты органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления административному истцу земельных участков в аренду сроком на 20 лет не отменены, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» предоставить Шпикер А.Е. испрашиваемые земельные участки на праве аренды.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Шпикер А.Е. путем совершения действий по предоставлению земельных участков, которым соответствуют кадастровые номера , , расположенные в с.Выльгорт Сыктывдинского района, на праве аренды в соответствии с требованиями ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27 января 2018 года.

Судья Ю.В. Рачковская

2а-145/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шпикер Ангелина Емельяновна
Ответчики
АМО МР "Сыктывдинский"
Другие
Администрация СП "Выльгорт"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Рачковская Юлия Валерьевна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация административного искового заявления
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее