Дело № 2а-2201/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2017 года город Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Шалагиновой Е.В.,
при секретаре Соколенко Т.И.,
с участием административного истца Маргина А.А., представителя административного истца .... по ордеру, судебного пристава-исполнителя ОСП по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ... заинтересованного лица ...
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маргина А. В. к начальнику отдела, старшему судебному приставу ОСП по Дзержинскому району г.Перми УФССП России по Пермскому краю Шрубченко О. И. о признании незаконным постановления от Дата
установил:
Маргин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника отдела, старшего судебного пристава ... от Дата об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству №
Требования обоснованы тем, что Дата Маргин А.В. постановлением суда условно-досрочно освобожден от дальнейшего отбывания наказания в виде ... ... ... Дата Маргин А.В. был освобожден из ... При освобождении была выдана справка № о том, что исковые требования перед ... полностью погашены. Дата административный истец предъявил судебному приставу-исполнителю ОСП по Дзержинскому району г. Перми, в производстве которого находилось исполнительное производство №, справку № а также обратился с заявлением об окончании исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель ... окончила данное исполнительное производство Дата, о чем вынесла соответствующее постановление, которое было направлено Маргину А.В. и взыскателю. Начальник отдела, старший судебный пристав ОСП по Дзержинскому району г. Перми Дата незаконно возобновила исполнительное производство и указала приставу принять меры, направленные на исполнение исполнительного документа, не выяснив фактических обстоятельств дела.
Административный истец в судебном заседании на доводах административного иска настаивал, просил удовлетворить его в полном объеме. Пояснил, что в период отбывания наказания из его заработной платы и пенсии производились удержания в пользу взыскателя ... Взысканная по решения суда сумма истцом полностью была погашена до освобождения.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Указала, что требования исполнительного листа полностью исполнены административным истцом, о чем получены справки, проводилась прокурорская проверка, а также имеются вступившие в законную силу решения суда по оспариванию Маргиным А.В. взысканного исполнительского сбора, которыми установлен остаток задолженности по исполнительному производству, до освобождения истца из мест лишения свободы. Также указала на отсутствие исполнительного листа у судебных приставов на день вынесения оспариваемого постановления.
Представитель административного ответчика, судебный пристав-исполнитель .... пояснила, что с административным иском не согласна, просит отказать в его удовлетворении. В службу судебных приставов обратился взыскатель .... с ходатайством о возобновлении исполнительного производства по причине неполного исполнения судебного решения по взысканию с Маргина А.В. денежной суммы. По результатам рассмотрения данного ходатайства старшим судебным приставом было вынесено оспариваемое постановление. Из представленных взыскателем документов и материалов исполнительного производства следует, что взыскание произведено не в полном объеме, а именно имеется задолженность в размере ... В настоящее время исполнительные действия отложены, в ... судебным приставом-исполнителем запрошены сведения о подтверждении денежных перечислений от Маргина А.В. В материалах исполнительного производства исполнительный лист отсутствует, судебными приставами ведется его поиск в архиве и в том случае, если его не найдут судебный пристав обратится в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа.
Представитель заинтересованного лица УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ... в судебном заседании представил письменные пояснения, возражал против удовлетворения иска, поскольку имеющиеся в материалах исполнительного производства документы противоречивы, доказательств того, что Маргиным А.В. обязательства исполнены в полном объеме, не приставлено. Для устранения расхождения в данных о выплаченных суммах, старшим судебным приставом вынесено постановление о возобновлении исполнительного производства, что является законным. Также пояснил, что по имеющимся у него квитанциям по перечислению денежных средств он получил всего ...
Суд, заслушав административного истца, представителя административного истца, судебного пристава-исполнителя, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства административного дела, материалы исполнительного производства № пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Согласно ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - ФЗ «О судебных приставах») судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта. Старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного основанием для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Дзержинскому району г. Перми от Дата возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № в отношении должника Маргина А.В. в пользу взыскателя .... с предметом исполнения: взыскание денежных средств в сумме ...
Постановлением от Дата судебного пристав-исполнителя ОСП по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю окончено исполнительное производство № возбужденное на основании исполнительного листа № в отношении должника Маргина А.В. в пользу взыскателя .... в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Дзержинскому району г. Перми Шрубченко О.И. отменено постановление об окончании исполнительного производства № возобновлено исполнительное производство № исполнительное производство зарегистрировано с №. Основанием для принятия данного постановления явилось письменное обращение взыскателя ... о предоставлении информации по исполнительному производству, что сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Срок обращения с административным исковым заявлением административным истцом соблюден, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
В ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: 1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес; 2) дата вынесения постановления; 3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; 4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; 5) вопрос, по которому выносится постановление; 6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; 8) порядок обжалования постановления.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу части 9 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, если исполнительное производство было окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (в том числе требований периодического характера), однако впоследствии в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению должник перестал совершать действия, исполнять требования периодического характера или нарушил запрет на совершение действий, в отношении которых был выдан исполнительный лист, старший судебный пристав или его заместитель (по собственной инициативе или по заявлению взыскателя) вправе в силу части 9 статьи 47 названного Закона отменить постановление об окончании исполнительного производства с указанием на необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Исходя из текста оспариваемого постановления начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю от Дата усматривается, что оно не мотивировано, не соответствует требованиям закона, а именно положениям ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поскольку в нем не приведены основания для отмены постановления судебного пристава-исполнителя от Дата, необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Кроме того, на основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа, к которым относится исполнительный лист, выданный на основании решения суда.
Как следует из материалов исполнительного производства № (зарегистрировано в настоящее время с номером № при вынесении начальником отдела-старшим судебным приставом ОСП по Дзержинскому району г.Перми ... постановления от Дата о возобновлении исполнительного производства, исполнительный документ, равно как и его дубликат, у судебного пристава отсутствовали и отсутствуют на момент принятия настоящего решения, что влечет невозможность производства судебными приставами-исполнителями каких-либо исполнительных действий. Доказательств свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято старшим судебным приставом с нарушением установленного ФЗ «Об исполнительном производстве» порядком и нарушает права, законные интересы административного истца, в связи с чем не может быть признанно законным и обоснованным.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства о нарушении порядка вынесения оспариваемого постановления, доводы административного истца в части фактического исполнения требований исполнительного листа подлежат проверке в рамках исполнительного производства, возбужденного в соответствии с требованиями федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в т.ч. решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Маргина А.В. о признании незаконным постановление начальника отдела, старшего судебного пристава ОСП по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ... от Дата об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству № и отмене его.
Руководствуясь ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Маргина А. В. удовлетворить.
Признать незаконным постановление начальника отдела, старшего судебного пристава ОСП по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю Шрубченко О. И. от Дата об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству № и отменить его.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья
Е.В. Шалагинова