Дело № 2-679/2024
УИД 16RS0045-01-2023-005930-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2024 года город Казань
Авиастроительный районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Ч.Р. Сабитовой,
при секретаре судебного заседания А.А. Валиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хисматуллина Г.С. к Исполнительному комитету муниципальному образования <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Хисматуллина Г.С. обратилась в суд с иском к ИКМО <адрес> в вышеприведенной формулировке, в обоснование доводов указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ООО «УК ЖКХ <адрес>» заключен договор социального найма № б/н, в соответствии с которым истцу предоставлена часть жилого помещения площадью 7,33 кв.м., по адресу: <адрес> за плату, поступающую собственнику жилого помещения – Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>. До 2006 года данный жилой дом являлся общежитием, куда истица как студентка заселилась в 1996 году. В 2003 году истица вместе с соседками по комнате Рахимова Р.М. и Кадырова Г.Г. осуществила самовольную перепланировку в виде перегородки в комнате № общежития. Согласно распоряжению Главы администрации <адрес> Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № нумерация комнат была изменена. В результате Хисматуллина Н.Г. стала нанимателем <адрес> (койко-место 1а) жилой площадью 7,33 кв.м. (старый номер комнаты №). Рахимова Р.М. и Кадырова Г.Г. съехали с данной комнаты, договор социального найма с ними расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ составлен технический паспорт на часть жилого помещения <адрес> и получен кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором местоположение квартиры ошибочно изменилось. Адрес квартиры истца, расположенного на третьем этаже, общей площадью 11 кв.м. по кадастровому паспорту: <адрес>. ИКМО <адрес> отказал Хисматуллина Г.С. в заключении договора социального найма ввиду проведения несогласованной перепланировки жилого помещения. Согласно экспликации <адрес>, 113а выданной РГУП БТИ ДД.ММ.ГГГГ по данным инвентаризации за 1974 г., до перепланировки жилое помещение (<адрес>, 113а), расположенное на 3 этаже являлось единым объектом, включающим в себя комнату (назначение: красный уголок) площадью 22,1 кв.м. и лоджию 3,6 кв.м. Техническим паспортом жилого помещения №, 113а зафиксировано устранение самовольной перепланировки, в особых отметках БТИ отмечается, что выявлено объединение <адрес>, 113а, а также установлено, что <адрес> по данным базы ЕГРН является квартирой №. Вследствие отказа ответчика в заключении договора социального найма у истца отсутствует возможность реализовать право на приобретение в собственность квартиры в порядке приватизации.
На основании изложенного истец просит суд признать за ней право собственности на единое жилое помещение <адрес> (по выписке ЕГРН <адрес>) общей площадью 11 кв.м., с кадастровым номером 16:50:210301:1936, а также <адрес> общей площадью 11 кв.м., с кадастровым номером 16:50:210301:1935, включая лоджию 3,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Истец Хисматуллина Г.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ИКМО <адрес>, действующий в интересах и третьего лица МКУ "Администрация Авиастроительного и <адрес>ов ИКМО <адрес>", в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что у истца отсутствуют доказательства предоставления спорного жилого помещения на законных основаниях.
Представитель третьего лица МКУ "Комитет ЖКХ ИКМО <адрес>" оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица АО "БТИ РТ" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские установлено, что в качестве способов защиты нарушенного права предусмотрены признание права, прекращение правоотношения.
В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений, данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьёй 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Положениями статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городках, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Указанный перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений, носит исчерпывающий характер.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в сохраняющем свою силу постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Указанное право приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Хисматуллина Г.С. и ООО «УК ЖКХ <адрес>» заключен договор социального найма № б/н, в соответствии с которым истцу предоставлена часть жилого помещения площадью 7,33 кв.м., по адресу: <адрес>.
Из пояснений сторон следует, что до 2006 года данный жилой дом являлся общежитием, куда истица как студентка заселилась в 1996 году. В 2003 году истица вместе с соседями по комнате Рахимова Р.М. и Кадырова Г.Г. осуществила самовольную перепланировку в виде перегородки в комнате № общежития.
Согласно распоряжению Главы администрации <адрес> Исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № нумерация комнат была изменена. В результате Хисматуллина Н.Г. стала нанимателем <адрес> (койко-место 1а) жилой площадью 7,33 кв.м. (старый номер комнаты №).
Рахимова Р.М. и Кадырова Г.Г. съехали с данной комнаты, договор социального найма с ними расторгнут. Данное обстоятельство не оспаривалось и ответчиком, пояснившим, что правопритязаний на спорное жилое помещение иными лицами не заявлялось.
ДД.ММ.ГГГГ составлен технический паспорт на часть жилого помещения <адрес> и получен кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором местоположение квартиры изменилось. Адрес квартиры истца, расположенного на третьем этаже, общей площадью 11 кв.м. по кадастровому паспорту: <адрес>.
Согласно экспликации <адрес>, 113а выданной РГУП БТИ ДД.ММ.ГГГГ по данным инвентаризации за 1974 г. до перепланировки жилое помещение (<адрес>, 113а), расположенное на 3 этаже, являлось единым объектом, включающим в себя комнату (назначение: красный уголок) площадью 22,1 кв.м. и лоджию 3,6 кв.м.
Техническим паспортом жилого помещения №, 113а, составленным АО «БТИ РТ» ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировано устранение самовольной перепланировки, в особых отметках отмечается, что выявлено объединение <адрес>, 113а, а также установлено, что <адрес> по данным базы ЕГРН является квартирой №.
Вследствие отказа ответчик в заключении договора социального найма Хисматуллина Г.С. не смогла в досудебном порядке реализовать право на приобретение в собственность квартиры в порядке приватизации. В соответствии со справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление ФГИС ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Г.С. не имеет в собственности недвижимое имущество, ранее не участвовала в приватизации.
Жилому помещению, <адрес> общей площадью 11 кв.м., находящемуся по адресу: <адрес> присвоен кадастровый №, <адрес> присвоен кадастровый №.
Согласно счетам-фактуры коммунальные платежи истцу начисляются на общую площадь 30.87 кв.м. Из выписки по домовой книги следует, что истец состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, общая площадь – 30,87 квм., жилая – 21,99 кв.м.
То есть, ответчиком как собственником муниципального жилищного фонда не оспаривается право истца на спорную квартиру.
Таким образом, учитывая нереализиванное право истца на приватизацию, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Хисматуллина Г.С. удовлетворить.
Признать за Хисматуллина Г.С. в порядке приватизации право собственности на единое жилое помещение - <адрес> (по выписке ЕГРН <адрес>), с кадастровым номером 16:50:210301:1936, а также <адрес>, с кадастровым номером 16:50:210301:1935, включая лоджию, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья (подпись) Ч.Р. Сабитова
Копия верна. Судья:
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2024 года.