Судья И.В. Мохнаткина Дело № 33-7208/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой
судей А.П. Семенова, Н.А. Бургановой
с участием прокурора Н.А. Михалевой
при секретаре О.В. Нечаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании 05.08.2014 года в г. Кудымкар Пермского края апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 03.06.2014 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Кузнецовой Н.В. в границах Верещагинского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верещагинского района Пермского края, в интересах Н.В. Носковой, обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г.Верещагино, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории г.Верещагино.
В судебном заседании прокурор И.В. Тетенова исковые требования уточнила, просила возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Н.В. Носковой по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории Пермского края, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Истец Н.В. Носкова изменила фамилию на Кузнецова в связи с вступлением в брак, что подтверждается свидетельством о браке от 04.04.2014 года.
Истец Н.В. Кузнецова уточненные требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика МТУ № 2 Министерства социального развития Пермского края Т.В. Тиунова исковые требования не признала, указав о том, что МТУ Минсоцразвития не уполномочено функциями по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, функция Управления ограничивается формированием списков детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указал о том, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком в виду того, что управление специализированным жилищным фондом осуществляет КГБУ «Дирекция по капитальному строительству».
Представитель соответчика КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в части предоставления Н.В. Кузнецовой жилого помещения на территории Верещагинского района Пермского края, не согласился в апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края, просит в оспариваемой части решение суда отменить, определив место предоставления жилого помещения - на территории Пермского края. Указал, что суд не учел, что федеральным законодательством предоставление жилья лицам из числа детей-сирот предусмотрено на территории субъекта РФ, где проживают лица указанной категории; ограничение по предоставлению жилого помещения территорией Верещагинского районе не основано на законе.
В возражениях прокурор считает доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежащими, просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав мнение прокурора Н.А. Михалевой, находит решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (ред. от 08.12.2013) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет -в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Разрешая заявленные исковые требования, суд обоснованно руководствовался вышеприведенными требованиями действующего законодательства, и установив, что Н.В. Кузнецова является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения и не обеспеченным жильем, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанные выводы суда правомерны, основаны на верном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела, и в доводах апелляционной жалобы не оспариваются.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах отдельного муниципального района.
Как следует из п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 года № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Анализ приведенных положений свидетельствует о том, что жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства. Местом жительства Н.В. Кузнецовой (Носковой), в силу ст. 20 Гражданского кодекса РФ, является Верещагинский муниципальный район, где истица проживает в настоящее время. При таких обстоятельствах, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить Н.В. Кузнецовой жилое помещение на территории Верещагинского муниципального района Пермского края.
Иных доводов, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность принятого судом решения в апелляционной жалобе не приводится.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 03.06.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи