Решение по делу № 2-1798/2018 от 04.09.2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 октября 2018 года г. Воркута

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего Старовойтовой Н.Г.

при секретаре Шелыгиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1798/2018 по иску прокурора города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 53 «Радость» города Воркуты, о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничение по зрению,

установил:

прокурор г.Воркуты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на несоблюдение МБДОУ «Детский сад № 53 «Радость» г.Воркуты требований законодательства о защите прав инвалидов и об образовании. С учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ просит обязать МБДОУ «Детский сад №53 «Радость» г.Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: ..., установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора Булышевой Е.В. исковые требования поддержал с учетом их уточнения.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 53 «Радость» г.Воркуты про доверенности Демин В.С., третьего лица- Управления образования администрации МО ГО «Воркута» по доверенности Хроль В.А. против удовлетворения исковых требований возражали, полагая их необоснованными.

Третье лицо администрация МО ГО «Воркута» участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, представив письменные возражения на иск.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии со статьей 17 Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.

Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).

Как следует из положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации (ст.14). Организации, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в частности, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст.15).

Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, ст.12 названного Федерального закона № 384-ФЗ.

Как следует из подп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр. Так, раздел 6.2 "Пути движения в зданиях" содержит описание и требования к местоположению тактильно-контрастных предупреждающих указателей. Пункт 8.1.6 предусматривает наличие при входах в здания, в том числе, социального назначения наличие информационной тактильной мнемосхемы и наличие тактильно-контрастных указателей

на основных путях движения.

Приведенные нормативные акты вопреки доводам ответчика и третьего лица, распространяются и на МБДОУ «Детский сад № 53 «Радость» ..., являющееся согласно уставу, утвержденному 18.12.2014, самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений, присмотр и уход за детьми, а также имеющим право осуществлять иные виды деятельности, в том числе оказывать платные услуги населению.

В ходе проведенной проверки прокуратурой г.Воркуты выявлены нарушения требований названного законодательства: у входа в здание детского сада отсутствуют информационная вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствуют обозначения путей движения и предупреждения об опасностях.

Нарушения такого рода ведут к ограничению прав слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам.

Доводы ответчика и третьего лица в возражениях на иск основаны на неправильном толковании норм права, о наличии оснований к отказу в иске не свидетельствуют, отсутствие в образовательном учреждении воспитанников-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований.

Здание детского сада является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов в целях соблюдения принципа полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество, предусмотренного Конвенцией ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация.

Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.

Поскольку выявленные в деятельности ответчика нарушения до настоящего времени не устранены, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Указанный истцом срок для исполнения ответчиком заявленных обязанностей, суд, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает разумным и достаточным.

Удовлетворение иска в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания с ответчика в доход бюджета госпошлины в размере 300 руб. (подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Радость» города Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, по адресу: ...; установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании; установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53 «Радость» города Воркуты государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме-10.10.2018.

Председательствующий Н.Г. Старовойтова

2-1798/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Воркуты
Ответчики
Администрация МО ГО "Воркута"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Радость» города Воркуты
Другие
Управление образования Администрации МО ГО «Воркута»
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее