РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2019 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Бектемировой С.Ш.,
при секретаре Шахруевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ваулиной Людмилы Васильевны к администрации г.Астрахани об обязании создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к подъезду многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации МО «<адрес>» об обязании создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к подъезду многоквартирного жилого дома и взыскании компенсации морального вреда, указав, что она (ФИО1) на основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Наймодателем данного жилого помещения является администрация <адрес>, которая также является собственником данного многоквартирного дома. Кроме того, многоквартирный дом, в котором находится ее (ФИО1), квартира находится под управлением организации ООО «Консалтинг». Также указывает, на то, что она является инвали<адрес> группы, проживает на первом этаже данного многоквартирного дома. С учетом заболевания ее опорно- двигательного аппарата, она не может свободно преодолеть бордюр тротуара, который примыкает к крыльцу в подъезд их многоквартирного дома. Пользуясь лестницей в подъезд их многоквартирного дома, которая имеет специальные перила, ФИО1 имеет возможность с учетом ее состояния здоровья (тем не менее, она испытывает значительные физические нагрузки на свой организм), спуститься или подняться на данное крыльцо. Вместе с тем, тротуар, который сооружен вокруг их многоквартирного дома, не имеет ни специальных проемов для инвалидов, ни пандусов, с помощью которых инвалиды, к которым относится ФИО1, могли бы беспрепятственно его миновать. Однако в данном многоквартирном доме и на прилегающей территории отсутствуют какие-либо пандусы, что нарушает права ФИО1, как инвалида, а также ставит ее безопасность передвижения под угрозу. При указанных обстоятельствах истец просит суд обязать Администрацию <адрес> создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к подъезду многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом требований СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" путем сооружения возле входа в данный многоквартирный дом пандуса между тротуаром и прилегающей территорией в течение одного месяца с момента вступления в силу решения по данному делу и взыскать с Администрации <адрес> в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО5 доводы искового заявления поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представители ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признали, просили в иске отказать. Дополнительно пояснив, что ФИО1 действительно обращалась в комиссию по обследованию общего имущества в многоквартирном доме. ДД.ММ.ГГГГ данная комиссия выехала по месту жительства истца, был составлен акт, принято решение, в котором была описана необходимость принятия мер по устройству подъезда истицы, после чего, направлено в управление по капитальному строительству для целесообразности производства данных работ. В настоящее время комиссия до конца свое заключение не дала, поскольку нет необходимой целесообразности проведения данных работ, так как механизм администрации МО «<адрес>» до настоящего времени не урегулирован. Также просили прекратить производство по делу, в связи с тем, что истица по сути оспаривает бездействие органа исполнительной власти в лице комиссии по непринятию данного решения.
Представитель третьего лица ООО «Консалтинг» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
В силу п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид ".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с нормами частей 1, 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Как указано в статье 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
помещения в данном доме не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации несут собственники помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу ч. 1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При этом согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов -система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В силу ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» здания и сооружения должны быть оснащены пандусами и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа лицам с ограниченными физическими возможностями.
В силу п.п. 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО9 51261.
В силу пункта 1.1 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001г. №, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
В соответствии с пунктом 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001г. №, лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости-другими средствами подъема.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является инвалидом II группы.
Не оспаривалось сторонами, что ООО «Консалтинг» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, также не оспаривалось, что истица проживает в <адрес> по договору социального найма в вышеуказанном доме.
Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ для проверки целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части) дома, в котором проживает инвалид, расположенного по адресу: <адрес> целях приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида, а также для расчета равнозначного по общей площади и местоположению помещению, в котором проживает инвалид, принято решение направить указанный акт в управление по капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» и муниципальное казанное учреждение <адрес> «Центр сметной документации».
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ. В судебном заседании не оспаривалось, что управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет управляющая компания ООО «Консалтинг» следовательно, при управлении общим имуществом многоквартирного дома управляющая компания обязана соблюдать в том числе требования законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Из пояснений представителя ответчика установлено, что в настоящее время заключение комиссии о целесообразности установки пандуса и наличие технической возможности для его установки не принято.
Поскольку в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допустимых и достоверных доказательств того, что по адресу: <адрес> имеется техническая возможность для установки пандуса суду не представлено, исковые требования в том числе и о взыскании морального вреда, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ваулиной Людмилы Васильевны к администрации г.Астрахани об обязании создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к подъезду многоквартирного жилого дома –оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Ш.Бектемирова