Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2015 года г.Новомосковск Тульской области
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
судьи Золотухиной С.П.,
при секретаре Шастиной В.С.,
с участием истца Васильевой В.А., представителя ответчика Поручиковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-866 по иску Васильевой В.А. к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании недействительным отказа в согласовании переустройства жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Васильева В.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Новомосковск, в котором просила признать незаконным отказ в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, путем установления индивидуального источника отопления; обязать согласовать переустройство.
В судебном заседании Васильева В.А. свои требования поддержала, считала, что отказ в согласовании переустройства является незаконным, поскольку она представила в администрацию муниципального образования город Новомосковск весь перечень документов, необходимых для получения согласования. Считала, что согласия всех собственников на установку в ее квартире индивидуального источника отопления не требуется, поскольку батареи центрального отопления, находящиеся в ее квартире, к общему имуществу не относятся.
Просила признать незаконным отказ в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, путем установления индивидуального источника отопления; обязать согласовать переустройство.
Представитель администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Поручикова Т.А. считала, что отказ в согласовании переустройства основан на законе. Для согласования переустройства заявителем не было получено согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Просила в иске отказать.
Изучив мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
То обстоятельство, что заявленные требования Васильевой В.А. оформлены в форме искового заявления, не является препятствием для рассмотрения их в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку, как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Вышеуказанное положение закона не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, который должен быть определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
В настоящее время Правила подключения к системам теплоснабжения и перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии Правительством РФ не утверждены, что не исключает возможности установки индивидуального квартирного источника тепловой энергии при наличии необходимых технических условий в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения относятся к переустройству жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и необходимые документы, перечень которых определен законом ( часть 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ).
Полученный заявителем документ, подтверждающий принятие уполномоченным органом решения о согласовании, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (части 5 и 6 Жилищного кодекса РФ).
На основании статьи 27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
По делу установлено, что Васильевой В.А. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> квартира, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная на <данные изъяты> этаже <данные изъяты> панельного жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается договором передачи и свидетельством о регистрации права собственности, извлечением из технического паспорта (л.д.11-15).
Указанная квартира оборудована централизованным отоплением.
ДД.ММ.ГГГГ Васильевой В.А. получены технические условия № на установку индивидуального источника отопления (л.д.17).
По обращению Васильевой В.А. <данные изъяты> разработан рабочий проект на переустройство принадлежащей ей квартиры (л.д.19-27).
С целью проведения переустройства Васильева В.А. обратилась в администрацию муниципального образования город Новомосковск для получения разрешения на установку индивидуального отопления (л.д.35).
Решением администрации муниципального образования город Новомосковск от ДД.ММ.ГГГГ № Васильевой В.А. было отказано в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ в связи с несоответствием проекта переустройства требованиям законодательства (л.д.34).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (пункт 1.7.2).
В соответствии с пунктом 7.1 СП 62.13330.2011. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, возможность размещения газоиспользующего оборудования в помещениях зданий различного назначения и требования к этим помещениям устанавливаются соответствующими строительными нормами и правилами по проектированию и строительству зданий с учетом требований стандартов и других документов на поставку указанного выше оборудования, а также заводских паспортов и инструкций, определяющих область и условия его применения.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового котла предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
В соответствии с заключением эксперта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № рабочий проект переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства; нарушения строительных, противопожарных и санитарных норм и правил при проектировании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на установку газового отопительного аппарата не имеются (л.д.64-73).
Между тем, рабочий проект <данные изъяты>, выполненный <данные изъяты> и представленный истцом для согласования переустройства жилого помещения, не содержит проектных решений, связанных с переводом жилого помещения на отопление от индивидуального газового источника отопления с прекращением отопления этого помещения от внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома. При переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания. Однако материалами дела не подтверждается, что в результате данного переоборудования не нарушаются права третьих лиц – жильцов многоквартирного дома.
В связи с этим заключение эксперта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано допустимым доказательством и положено в основу решения суда, поскольку оно не соответствует принципу, изложенному в статье 8 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» об объективности, всесторонности и полноте исследований.
Как установлено пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктов 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ общее имущество в многоквартирном доме, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений этого дома, которые владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку система центрального отопления дома, исходя из вышеуказанных норм закона и подзаконных актов, относится к общему имуществу, то реконструкция этого имущества путем его уменьшения, изменения назначения или присоединение к имуществу одного из собственников возможны только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, на действия по установке индивидуального газового отопления Васильевой В.А. необходимо было получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Между тем, согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на проведение такого переустройства квартиры на момент обращения заявителя в администрацию и рассмотрения дела получено не было.
При таких обстоятельствах отказ администрации муниципального образования город Новомосковск в согласовании переустройства жилого помещения основан на законе.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
По правилам статьи 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
По делу судом была назначена судебная строительная экспертиза. Определением суда обязанность по оплате экспертизы была возложена на администрацию муниципального образования город Новомосковск.
Согласно части 2 статьи 85 ГПК РФ, эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
Согласно выставленного <данные изъяты> счета на оплату сумма, подлежащая выплате эксперту, составляет <данные изъяты> рублей, оплачена не была (л.д.75).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.
В связи с этим судебные расходы по оплате экспертизы подлежат взысканию с заявителя.
Руководствуясь статьями 194-197, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░