Решение по делу № 2-1403/2016 от 16.03.2016

Дело № 2- 1403/16

Решение

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 19 апреля 2016г.

Ленинский районный суд г. Махачкала РД в составе:

председательствующего - судьи Магомедрасулова Б.М.,

при секретаре Алибековой Г.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску Галимовой ФИО8 к Главному управлению отделения пенсионного фонда России по РД о признании неправомерным действий обязании ОПФР по РД сделать перерасчет за период с 27.06.2004 по 31.08.2015 и произвести выплату причитающейся суммы 1273000руб, как нетрудоспособному члену семьи инвалида 2-й группы, участника ликвидации аварии на ЧАЭС, погибшего вследствие полученных увечий,

установил;

ГалимоваЗ.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению отделения пенсионного фонда России по РД /далее ГУ ОПФР по РД/ о признании неправомерными его действий и обязании ОПФР по РД сделать перерасчет пенсии по потере кормильца за период с 27.06.2004 по 31.08.2015 и произвести выплату неполученной ею суммы 1 273 000 руб, как нетрудоспособному члену семьи инвалида 2-й группы, участника ликвидации аварии на ЧАЭС, погибшего вследствие полученных увечий.

В обоснование иска указала, что она после смерти мужа обратилась в ОПФР по РД с просьбой назначить мне пенсию по потере кормильца, так как имела четверых несовершеннолетних детей.

В 2003 году ее по состоянию здоровья на ВТЭК признали инвалидом.

Соответственно, ей, как вдове чернобыльца, офсрмили две пенсии по СПК и по инвалидности. По исполнении младшей дочери Яхьяевой Умукусум 14 лет, выдачу пенсии по потере кормильца прекратили, объяснив это тем, что вторая пенсия положена только до 14-летия детей. Она по незнанию закона, поверив на слово работникам ПФР, не стала предпринимать каких-либо действий. Но на днях выяснила, что есть закон по которому нетрудоспособные члены семьи, участника ликвидации аварии на ЧАЭС, погибшего вследствие увечий, полученных при исполнении воинских(иных)служебных обязанностей могут и должны получать две пенсии :по СПК и по инвалидности.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на получение пенсии по случаю потери кормильца имеют члены семьи только трех категорий пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС:

Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначение пенсии по случаю потери кормильца производится в том числе супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем – 55 -летнего возраста или до наступления инвалидности.

В связи с этим вдова инвалида - чернобыльца приобретет право на пенсию по случаю потери кормильца при наступлении возраста 50 лет либо в случае установления ей группы инвалидности.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” она имеет право на одновременное получение двух пенсий: по потере кормильца и по инвалидности.

Узнав об этом, она обратилась в ОПФР по РД с заявлением о восстановлении выплат двух пенсий. В ОПФР по РД приняли заявление, но сказали, что будут начислять вторую пенсию по СПК со дня обращения, то есть с августа 2015 года.

С этим она не согласна, потому что ей незаконно прекратили выплаты и на протяжении 11 лет, имея на руках все документы, по вине работников ОПФР по РД не начисляли вторую пенсию с 26.06.2004 г.

В судебном заседании Галимова З.А. иск поддержала, просила удовлетворить по указанным в заявлении основаниям. Также показала, что после прекращения выплаты в 2004г. обращалась неоднократно к работникам ответчика о возобновлении выплаты прекращенных выплат пособия, но они сказали, что до достижения ребенком 14 лет полагается ей данная выплата. Она не может представить в суд доказательства обращения, письменного ответа не получала, но ее заявление о выплате, должно быть в ее пенсионном деле. Ответчик пенсионное дело не представляет, ссылаясь на то что, по независящим от них причинам, часть архива утрачен. Кроме того ответчик знал, что она супруга чернобыльца, воспитывает четырех детей, не должен был прекращать выплаты по достижении 14 лет ребенком, так как в течение месяца после достижения ребенком указанного возраста - 28 июня 2004г. 15 июля ей установили инвалидность и с 28 июля по ее заявлению назначили пенсию по инвалидности. При этом не объяснили право на две пенсии.

Пускай ответчик представить первое ее пенсионное дело, которое они умышленно не представляют, иначе как объяснить, все дела на ее семью сохранились, на нее пропал.

Представитель ответчика на основании доверенности Касумов З. иск не признал, представил письменные возражения, указав, что ГУ-ОПФР по РД считает неправомерными исковые требования Галимовой З.А. по обстоятельствам, что она с 02.11.2001г. по 28.06.2004г. являлась получателем пенсии по потери кормильца в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

28.06.2004г. в соответствии с пп.2 п.2 ст.9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Галимовой З.А. была прекращена выплата пенсии по потери кормильца в связи с достижением ребенком, за которым осуществляла уход, возраста 14 лет. (Копия электронной выписки прилагается).

28.07.2004г. Галимовой З.А. в связи с наступлением инвалидности (выписка из акта освидетельствования МСЭ 25.07.2004г.) была назначена трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 8 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (Копия выписки и заявления о назначении от 29.07.2004г. прилагается).

16.09.2015г. Галимовой З.А. по обращении с заявлением и предоставлением всех необходимых документов была назначена вторая пенсия- пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с пп.5 п.З ст. 3 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»

Право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи, граждан принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

К нетрудоспособным членам семьи указанных граждан в соответствии пунктом 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относятся супруг (жена, муж) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50 - летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Таким образом, Галимова З.А. при наступлении инвалидности имела право на обращение за назначением второй пенсии с соответствующим заявлением и приложением необходимых документов.Однако истица с указанным заявлением и подтверждением того, что ее муж являлся гражданином, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, обратилась только 16.09.2015г.

При таких обстоятельствах ГУ-ОПФР по РД, в отсутствие обращения истицы до 16.09.2015г., не имело законных оснований для назначения второй пенсии, поскольку в соответствии со ст. 23 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Доводы истицы о том, что ей незаконно прекратили выплаты и на протяжении 11 лет, имея на руках все документы, работники ОПФР по РД не начисляли вторую пенсию, не состоятельны.

Выплата пенсии по потере кормильца в связи с достижением ребенком, за которым осуществлялся уход, возраста 14 лет - была прекращена в соответствии с пп.2 п.2 ст,9 ФЗ №173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Заявление о назначении пенсии по потере кормильца в связи с наступлением у Галимовой З.А. инвалидности и документы, подтверждающие, что супруг Галимовой З.А. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения были переданы в ОПФР по РД 16.09.2015г. С указанного времени ей выплачивается и пенсия.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд считает в удовлетворении иска необходимым отказать, по следующим основаниям.

Согласно с пп.5 п.З ст. 3 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи, граждан принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

    В соответствии п.3 ст.29 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте) производится:

супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

Как установлено в суде и не оспаривалось сторонами, после смерти в 2001г. Яхияева К.Я., участника ликвидации аварии на ЧАЭС, его супруге истице – Галимовой З.А. назначена пенсия по потере кормильца до достижения ребенком 14 лет и 28 июня 2014г. по достижении 14 лет ребенком, выплата прекращена.    

    Соответственно по достижении ребенком Галимовой У. 14 лет 28.06.2004г. истица потеряла право на получение пенсии по потере кормильца.

В соответствии с п.3 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", под обращением за пенсией следует понимать подачу гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Из смысла данного положения следует, что назначение, перерасчет переход с одной пенсии на другую производиться лишь при наличии заявления гражданина.

Согласно выписке из акта освидетельствования МСЭ 15 июля 2004г. истице- Галимовой З.А. установлена инвалидность и на основании заявления от 28 июля 2004г. назначена пенсия по инвалидности /выплатное дело №010851 Галимовой З.А.

    Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

    Истицей, несмотря на неоднократные предложения, кроме голословных утверждений, что имело место ее обращение в 2004г. с заявлением в ОПФР по РД о назначении, наряду с пенсией по инвалидности, также пенсии по потере кормильца, в суд доказательства в подтверждение обращения не представлены.

    При указанных обстоятельствах суд считает, что у ответчика основания для назначения и выплаты пенсии по потере кормильца в соответствии с пп.5 п.З ст. 3 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» истице в оспариваемые 2004-2015г.г. не имелись.

Как следует из исследованного в судебном заседании выплатного дела истицы, с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, после возникновения такого права, она обратилась 16.09.2015г. и ответчиком решением от 28.10.2015 ей назначена пенсия по потере кормильца бессрочно с 01.09.2015.

Довод истицы, что работники пенсионного фонда ей не разъясняли право на получение второй пенсии – по потере кормильца не может быть обстоятельством, позволяющим суду удовлетворить ее исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Галимовой ФИО9 о признании неправомерными действий Главного управления отделения пенсионного фонда России по РД /ГУ ОПФР по РД/ в невыплате ей пенсии по потере кормильца и обязании его сделать перерасчет за период с 27.06.2004 по 31.08.2015 и произвести выплату причитающейся суммы 1 273 000 руб., как нетрудоспособному члену семьи инвалида 2-й группы, участника ликвидации аварии на ЧАЭС, погибшего вследствие полученных увечий, отказать

Резолютивная часть решения суда вынесена и объявлена 19 апреля 2016г.

С мотивированным решением в окончательной форме могут ознакомиться 25 апреля 2016г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

    Председательствующий     Магомедрасулов Б.М.

2-1403/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Галимова З.А.
Ответчики
ГУ-ОПФР по РД
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
16.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2016Передача материалов судье
18.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2016Подготовка дела (собеседование)
25.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2016Судебное заседание
12.04.2016Судебное заседание
19.04.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее