К делу №5-1141/2021
УИД 23RS0001-01-2021-003354-62
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Абинск 04 октября 2021 года
Судья Абинского районного суда Краснодарского края Михин С.Б.,
с участием:
начальника отдела Контрольно-счётной палаты Краснодарского края Женной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении начальника управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Абинский район Краснодарского края, Перепелкиной Л.А.,
УСТАНОВИЛ:
Из контрольно-счетной палаты муниципального образования Абинский район в Абинский районный суд поступил административный материал, из которого следует, что должностным лицом - начальником управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Абинский район, Перепелкиной Л.А., <данные изъяты>, совершено административное правонарушение по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ - нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2.4 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2021 год и на основании распоряжения заместителя председателя Контрольно-счетной палаты от 31.03.2021 № 33-р «О проведении экспертно-аналитического мероприятия» в период с 12.04.2021 по 30.04.2021 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» за 2020 год».
Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 № 964 (далее - Госпрограмма).
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В целях обеспечения определенных Федеральным законом № 159-ФЗ дополнительных гарантий прав детей-сирот на имущество и жилое помещение принят Закон Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - Закон № 1748-КЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» (далее - Закон № 805-КЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Согласно п. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ, между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Порядок предоставления субвенций утвержден Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.11.2010 №970 «Об утверждении Положения о порядке расходования субвенций из краевого бюджета местными бюджетами на исполнение отдельных государственных полномочий в области социальной сферы» (далее - Порядок № 970).
В соответствии с п. 3 Порядка № 970 субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края на основании соглашений, заключенных между исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и администрациями муниципальных образований.
Во исполнение вышеуказанных требований законодательства в 2020 году между министерством труда и социального развития Краснодарского края в и администрацией муниципального образования Абинский район (далее - Администрация, муниципальное образование) было заключено соглашение от 30.01.2020 № 338 «О предоставлении в 2020, 2021 и 2022 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Абинский район субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (дополнительные соглашения от 06.04.2020 №1, от 21.05.2020 №2, от 12.11.2020 №3 (далее - Соглашение от 30.01.2020 № 338), согласно п. 1.1 которого муниципальному образованию предоставлена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
В соответствии с п. 1.1 Соглашения в 2020 году в бюджет муниципального образования поступили средства краевого бюджета в объеме 63 396,6 тыс. рублей, общий объем бюджетных ассигнований по Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 12.11.2020 №3) - 63 265,9 тыс. рублей).
Согласно п. 2.2.2 Соглашения от 30.01.2020 № 338 муниципальное образование обязано обеспечить достижение значения показателя результативности предоставления субвенции - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями согласно приложению № 1 к Соглашению от 30.01.2020 № 338, а именно в 2020 году (то есть до 31.12.2020) количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями, составляет 41 человек.
В силу положения п. 3.1 Соглашения от 30.01.2020 № 338 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе мероприятия установлено, что в 2020 году администрация муниципального образования Абинский район за счет субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, предоставленной министерством труда и социального развития Краснодарского края, приобрела 41 жилое помещение (квартир) общей стоимостью 63 265,9 тыс. рублей (подтверждается заключенными муниципальными контрактами и актами приема-передачи, которые размещены на сайте zakupki.gov.ru) с целью передачи их детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
В 2020 году 38 жилых помещений, приобретенных в 2020 году (из 41), переданы в пользование детям-сиротам на основании постановлений администрации муниципального образования Абинский район о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда от 10.09.2020 № 868-870, от 16.09.2020 № 885, от 18.09.2020 № 891-893, от 23.12.2020 № 1299-1307, от 28.12.2020 № 1338-1356, от 29.12.2020 № 1387, 1388, от 30.12.2020 № 1401, а также заключенных договоров найма специализированного жилого помещения для детей-сирот (далее - договор найма) от 10.09.2020 № 1/20-3/20, от 16.09.2020 №4/20, от 18.09.2020 № 5/20-7/20, от 23.12.2020 № 8/20-16/20, от 28.12.2020 № 17/20-35/20, от 29.12.2020 № 36/20, 37/20, от 30.12.2020 № 38/20.
Согласно отчету о достижении значения показателя результативности предоставления субвенции муниципальным образованием Абинский район в 2020 году количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями, составило -38 человек.
Таким образом, значение установленного показателя результативности в 2020 году администрацией муниципального образования Абинский район не достигнуто, то есть условие расходования межбюджетных трансфертов не выполнено: количество детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями составило 38 человек (вместо 41 человека).
Муниципальным образованием не были приняты все необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, а также не реализованы должным образом полномочия как получателя бюджетных средств по обеспечению результативности использования предусмотренных им бюджетных ассигнований, что нарушает требования подп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ, п. 2.2.2 Соглашения от 30.01.2020 № 338.
Таким образом, администрацией муниципального образования Абинский район были нарушены условия расходования межбюджетных трансфертов. Постановлением администрации муниципального образования Абинский район от 29.06.2020 № 599 «Об утверждении перечня мероприятий (функций), проводимых муниципальным образованием Абинский район при выполнении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в 2020 году» (далее - Перечень) управление строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации муниципального образования Абинский район является ответственным за проведение мероприятий, связанных с предоставлением жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии должностной инструкцией начальника управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Абинский район от 27.03.2020, начальник управления руководит деятельностью управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Абинский район и обеспечивает выполнение возложенных на управление задач и функций. Кроме того, начальник управления обязан контролировать и нести ответственность за достижение показателей результативности, а также иных обязательств по реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3.1 должностной инструкции).
С должностными обязанностями и Соглашением от 30.01.2020 №338 начальник управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Абинский район Перепелкина Л.А. ознакомлена, о чем свидетельствует его подпись.
На основании распоряжения администрации муниципального образования Абинский район от 26.03.2020 № 118-рк «О назначении Перепелкиной Л.А.», трудового договора от 26.03.2020 №5 и должностной инструкции от 27.03.2020, обязанности начальника управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Абинский район с 27.03.2020 года по настоящее время осуществляет Перепелкина Л.А..
Согласно объяснению Перепелкиной Л.А. от 25.08.2021 причиной невыполнения условий Соглашения явилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в ослабленном контроле за деятельностью должностных лиц, ответственных за мероприятия (функции), проводимые муниципальным образованием, при выполнении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот в 2020 году в соответствии с Перечнем.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих должностных обязанностей. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ за совершение административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций работники несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, по состоянию на 00 часов 00 минут 01.01.2021 по адресу: <адрес> должностным лицом - начальником управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Абинский район, Перепелкиной Л.А., в нарушение требований подп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ, п. 2.2.2 Соглашения от 30.01.2020 № 338 не обеспечено достижение значения показателя результативности предоставления субвенции «количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями» в 2020 году. Обстоятельств, исключающих административную ответственность Перепелкиной Л.А., на стадии возбуждения дела об административном правонарушении не установлено.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет два года со дня совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
На основании изложенного в действиях должностного лица - начальника управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Абинский район Перепелкиной Л.А. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов.
Состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ относится к формальным составам и не предполагает наступление негативных последствий. В формальных составах административных правонарушений вина заключается в осознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия, т.е. их незаконности.
С учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Аналогичную позицию высказал и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В результате совершенного Перепелкиной Л.А. деяния были существенно нарушены охраняемые общественные отношения, в связи с чем оно не может быть признано малозначительным.
В частности, существенность нарушения Перепелкиной Л.А. охраняемых общественных отношений проявляется в характере общественной опасности совершенного административного правонарушения, который обусловлен характером охраняемых государством общественных отношений. Так, данное правонарушение посягает на установленный законом порядок межбюджетных отношений, подрывает основы бюджетной системы РФ, нарушает нормальное функционирование государственных институтов в сфере межбюджетных отношений.
Существенность нарушения охраняемых общественных отношений вменяемым правонарушением также подтверждается тем, что в результате его совершения были нарушены права детей-сирот, гарантированные ст. 40 Конституции РФ. При этом следует отметить, что нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, признается существенным даже при совершении наиболее опасного вида правонарушений - преступлений, а именно при совершении должностных преступлений (см. абз. 2 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»). Тем более, это должно признаваться существенным нарушением прав граждан при совершении рассматриваемого административного правонарушения.
Кроме того, субвенция, израсходованная с нарушением, имеет значительный объем. Так, объем субвенции, израсходованной муниципальным образованием с нарушением бюджетного законодательства на приобретение 3 жилых помещений, которые не были предоставлены детям-сиротам в 2020 году, составил 4 634,3 тыс. рублей (значение показателя результативности предоставления субвенции не было достигнуто на 7,3 %).
Вместе с тем совершенное деяние не может быть признано малозначительным в силу его высокой социальной опасности. Так, в результате несвоевременного предоставления муниципальным образованием жилья были нарушены права одной из наиболее социально незащищенной группы населения - детей-сирот. При этом очень высока социальная значимость для детей-сирот нарушенного права - права на жилье, которое является жизненно необходимым для существования любого человека, а детей-сирот в особенности, поскольку они лишены родительской заботы, собственного жилья, и в связи с этим нуждаются в особой защите со стороны государства (в соответствии с федеральным и краевым законодательством указанное право дается детям- сиротам, не имеющим собственного жилья, либо если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным).
Перепелкина Л.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без её участия.
Представитель контрольно-счетной палаты Краснодарского края подтвердила обстоятельства, изложенные в административном материале.
Исследовав материал об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что в действиях Перепелкиной Л.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Данный вывод подтверждается следующими доказательствами:
- копией уведомления (извещения) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;
-копией заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия от 30.04.2021;
- копией соглашения от 30.01.2020 № 338, дополнительные соглашения от 04.06.2020 № 1, от 01.09.2020 №2, от 12.11.2020 № 3;
- копией отчета о достижении значения показателя результативности предоставления субвенции муниципальным образованием Абинский район в 2020 году;
- копиями постановлений администрации муниципального образования Абинский район о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда от 10.09.2020 № 868- 870, от 16.09.2020 № 885, от 18.09.2020 № 891-893, от 23.12.2020 № 1299-1307, от 28.12.2020 № 1338-1356, от 29.12.2020 № 1387, 1388, от 30.12.2020 № 1401;
- копиями заключенных договоров найма специализированного жилого помещения для детей-сирот (далее - договор найма) от 10.09.2020 № 1/20-3/20, от 16.09.2020 № 4/20, от 18.09.2020 № 5/20-7/20, от 23.12.2020 № 8/20-16/20, от 28.12.2020 № 17/20-35/20, от 29.12.2020 № 36/20, 37/20, от 30.12.2020 № 38/20. копией постановления администрации муниципального образования Абинский район от 29.06.2020 № 599 «Об утверждении перечня мероприятий (функций), проводимых муниципальным образованием Абинский район при выполнении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в 2020 году»;
- копией должностной инструкции Перепелкиной Л.А. от 27.03.2020; копией распоряжения администрации муниципального образования Абинский район от 26.03.2020 № 118-рк «О назначении Перепелкиной Л.А.»; копией трудового договора Перепелкиной Л.А. от 26.03.2020 № 5; копией объяснения Перепелкиной Л.А. от 25.08.2021 иными материалами по делу.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о виновности Перепелкиной Л.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, то есть нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Решая вопрос о виде и мере наказания лица, привлекаемого к административной ответственности, принимаю во внимание данные о личности виновного, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, отсутствие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, и с учётом изложенного, считаю справедливым и соответствующим обстоятельствам и тяжести совершенного административного правонарушения, назначить административное наказание Перепелкиной Л.А. в виде администртивного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.17.7, 29.7, 29.9 – 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Начальника управления строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Абинский район Краснодарского края Перепелкину Л.А. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: Южное ГУ Банка России, К/С 40102810945370000010, БИК 010349101, Получатель: УФК по Краснодарскому краю (Контрольно-счётная палата Краснодарского края л/с 04182000100), ИНН 2309061852, КПП 230901001, КБК 81011601156010000140, ОКТМО 03701000.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его получения в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд.
Судья: