Решение от 07.12.2023 по делу № 33-3211/2023 от 20.11.2023

УИД 19RS0001-02-2023-003906-40

Председательствующий: Стрельцова Е.Г.

Дело № 33-3211/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Морозовой В.Н.,

судей Музалевского В.А., Прониной А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 7 декабря 2023 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации города Абакана Миненкова НВ на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 5 сентября 2023 года по иску прокурора города Абакана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Абакана «Детский сад «Тополек», Администрации города Абакана об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.

    Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Абакана, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Абакана «Детский сад «Тополек» (далее – МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек»), Администрации города Абакана об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму. Требования мотивировал тем, что прокуратурой города Абакана проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, выявившая в деятельности МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек» нарушения. Выявленные нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности приводят к угрозе жизни или здоровья людей. Просил возложить на Администрацию города Абакана обязанность в течение 30 дней после вступления в законную силу судебного решения профинансировать расходы МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек» на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности; возложить на МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек» обязанность в течение трех месяцев с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, произвести оснащение объекта охранной сигнализацией.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Городское управление образования Администрации города Абакана.

В судебном заседании помощник прокурора города Абакана                      Нестеренко ЕА исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек», третьего лица Городского управления образования Администрации города Абакана - Дмитриева МА наличие нарушений и необходимость их устранения не оспаривала, просила увеличить срок для исполнения Администрацией города Абакана обязанности предоставить финансирование.

Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены, на Администрацию города Абакана возложена обязанность в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить бюджетное финансирование для осуществления МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек» расходов на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности

На МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента выделения финансирования устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: оснастить объект охранной сигнализацией.

С решением суда не согласна представитель ответчика Администрации города Абакана Миненкова НВ

В апелляционной жалобе она просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению апеллянта, суд не определил обстоятельства, имеющие значение для дела в отношении Администрации города Абакана, не привел нормы материального права, на основании которых Администрации города Абакана обязана выделить бюджетное финансирование. Указывает, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении детского сада является Городское управление образования Администрации города Абакана. Считает, что формулировка о выделении бюджетного финансирования, указанная в оспариваемом решении, противоречит формулировкам, используемым бюджетным законодательством. Кроме того, полагает, что выбранный прокурором способ защиты нарушенного права не соответствует закону и характеру нарушенного права.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012          № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Положениями ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003            № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников, недопустимость политических уступок террористам, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

При этом под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);                            б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

В соответствии п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены обязательные для исполнения Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования), подп. «а» п. 25 которых в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности предусмотрено: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.

Судом установлено, что МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек» отнесен к объектам третьей категории опасности. Прокуратурой города Абакана проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму, выявившая, что в нарушение подп. «а» п. 25 Требований от 02.08.2019 № 1006, МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек» не оснащено охранной сигнализацией.

По результатам проверки прокурором города Абакана                                         ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в том числе, в адрес                   МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек».

Судом установлено, что выявленное нарушение законодательства о противодействии терроризму МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек» не устранено. Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.

Установив, что МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек» нарушены требования антитеррористического законодательства, выявленные нарушения приводят к угрозе жизни или здоровью людей, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований и наличии оснований для их удовлетворения. Придя к такому выводу, суд исходил из того, что вопросы по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в образовательных учреждениях относятся к полномочиям ответчиков.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильно примененных нормах материального права.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что МБДОУ г. Абакана «Детский сад «Тополек» является юридическим лицом, муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, находится в муниципальной собственности города Абакана Республики Хакасия.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа (п.п. 3, 7.1 ч. 1 ст. 16).

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов                   Российской Федерации.

Из содержания п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 40 Устава города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 № 222, усматривается, что Администрация города Абакана, включающая органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Абакан. В структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят Администрация города Абакана и отраслевые органы местной администрации - департаменты, комитеты, управления. Структура администрации утверждается Советом депутатов города Абакана по представлению Главы города Абакана.

Согласно п. 1, 6 ст. 41, п. 1, 3, 8 ст. 42 Устава города Абакана Администрация города Абакана разрабатывает и вносит на утверждение Совета депутатов города Абакана проекты бюджета города Абакана, стратегии социально-экономического развития города Абакана, реализует их выполнение; утверждает долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет бюджета города Абакана; управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды, мены, пользования объектов муниципальной собственности; ведет учет и реестр объектов муниципальной собственности; контролирует организационно-финансовый механизм муниципальных предприятий, учреждений, организаций; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

В области образования, здравоохранения и социально-культурного обслуживания Администрация города Абакана: обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством (п. 4, 19 ст. 46 Устава города Абакана).

В соответствии с п. 1.1, 1.10, 2.1 Положения о Городском управлении образования Администрации города Абакана, утвержденного решением Совета депутатов города Абакана от 27.03.2018 № 521, Городское управление образования Администрации города Абакана в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом города Абакана является отраслевым органом Администрации города Абакана, реализующим полномочия по управлению в сфере образования. Городское управление образования Администрации города Абакана от имени муниципального образования город Абакан осуществляет деятельность в сфере образования в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, Уставом города Абакана, правовыми актами Совета депутатов города Абакана, Администрации города Абакана и Главы города Абакана, а также настоящим Положением.

Городское управление образования Администрации города Абакана осуществляет функции учредителя в отношении подведомственных ему учреждений в сфере образования, в том числе финансирует учреждения в пределах средств, выделенных на эти цели из бюджета города Абакана, утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений, согласует планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, находящихся ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░. 1, 2 ░ 4 ░░░░░░ 2.1 ░░░░░░░░░ ░                                                  ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14.02.2023                      № 456, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░); ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░                                                  ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. 1.1, 1.12, 2.2, 3.1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.12.2006 № 333.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ –    ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░                           5 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                        ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░                                                                                      ░.░. ░░░░░░░░░░░

                                                                                                      ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.12.2023

33-3211/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Абакана Республики Хакасия
Ответчики
администрация г. Абакана республики Хакасия
МБДОУ "ЦРР - Д/с "Тополек"
Другие
ГУО Администрации г. Абакана
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
20.11.2023Передача дела судье
07.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023Передано в экспедицию
07.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее