Гражданское дело № 2-184/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 03 июня 2015 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вьюшиной И.И.,
при секретаре судебного заседания Щербак О.О.,
представителя истца ФИО4,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края к ФИО1, ФИО2, об обязании заключить договор социального найма и вселиться в жилое помещение предоставленное взамен утраченного,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края обратилась в Ульчский районный суд Хабаровского края с вышеуказанным заявлением, с требованиями обязать ответчиков заключить договор социального найма на жилое помещение расположенное по адресу <адрес>, и обязать ответчиков вселится в данное жилое помещение, построенное взамен утраченного жилого помещения <адрес>, признанного непригодным для проживания.
В обосновании заявленных требований указав, что в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 г., межведомственной комиссией Администрации Ульчского муниципального района по обращению главы Мариинского сельского поселения проведено обследование жилого помещения расположенного по адресу <адрес>. Актом межведомственной комиссии установлено: Затопление дома свыше 1м, земельного участка 28000 кв.м. Аварийное разрушение паводком основных несущих строительных конструкций здания и оборудования: проседание фундамента полов, стен внутренних перегородок, дверей, окон, печи отопления, веранды, крыльца. Степень разрушения конструкций жилого помещения межведомственной комиссией установлена в пределах 75%. Межведомственной комиссией установлено о нецелесообразности восстановительного ремонта и необходимости предоставления другого жилья. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу <адрес>, признано непригодным для проживания. Ответчиками написано заявление о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления меры социальной поддержки в виде строительства жилья. В замен утраченного ответчиками построено жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоящее из 2-х комнат, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв., расположенное по адресу <адрес>, которое предоставлено ответчикам по договору социального найма. Ответчики отказываются освобождать непригодное для проживания помещение, после ЧС оформили его в собственность и отказываются заключать договор социального найма на жилое помещение построенное им в замен утраченного. На момент ЧС, ответчики соответствовали всем требованиям, по которым граждане признавались пострадавшими, жилые помещения которых признавались непригодными для проживания. На период ЧС жилое помещение в котором проживали ответчики являлось бесхозным.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ г., представитель администрации, ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., изменил заявленные требования. Отказался от заявленных требованиях в части обязать семью ответчиков вселиться в жилое помещение по адресу <адрес>, построенное в замен утраченного. В остальной части требования оставил без изменения, просил удовлетворить. Суду показал, что в настоящее время составлен договор в котором указана общая площадь предоставляемого жилого помещения, в соответствии с общей площадью находящегося в собственности истца жилого дома, однако ответчики отказываются его заключать. Считает, что заявление ФИО1, о желании получить меры социальной поддержки в виде жилого дома в с. Мариинское, является обязательством со стороны заявителя для заключения договора социального найма, в отношении постороженного для неё и её семьи жилого дома. Просил иск удовлетворить
ФИО1, в судебном заседании не признала заявленные требования. Суду пояснила, что является собственником данного жилого помещения пострадавшего от наводнения, в котором проживает ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждено решением суда. Документы для регистрации права собственности поданы для соответствующего оформления права. Однако в настоящее время свидетельство о праве собственности на дом, расположенный по адресу <адрес>, не получено в связи с утратой документа в органах БТИ района. Занимаемое жилое помещение не пригодно для проживания, в доме нет погреба для хранение запасов овощей. Письменно с претензией о недостатках построенного дому не обращалась. Документального подтверждения о том, что построенный жилой дом не пригоден для проживания не имеется.
Свидетель ФИО5, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ г., пояснила, что является председателем совета депутатов Мариинского сельского поселения. В период чрезвычайной ситуации осенью 2013 г., принимала участие в осмотре пострадавших домов. Составлялись Акты осмотров и подписывались членами комиссии. В отношении каждого отдельного дома, пострадавшего от наводнения составлялся единый Акт на основании которого делалось заключение. В период постройки домов в замен утраченных жилых домов неоднократно обращались с жалобами лично к губернатору, в прокуратуру, приезжала комиссия, сказали, что будет все хорошо. Требовали представить проект дома ответа так и не получили. Письменно не обращались по итогам строительства претензии застройщику не направляли.
ФИО6, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ г., суду пояснила, что является дочерью ответчика с которой проживала в доме <адрес>. Данный дом принадлежал родителям, которые оформили на него право собственности. Во время строительства домов взамен утраченного жилья неоднократно указывались строителям претензии о том, что бы при возведении дома заменили расположение комнат. Кроме того было нарушение самого проекта строительства, поскольку на строящемся объекте был установлен один рисунок, а строился другой дом. Считает, что данный дом не пригоден для проживания по тем основаниям, что на кухне не возможно оставить ребенка одного, готовить на печке нет возможности, на крыше нет окна, на неё не возможно попасть.
Выслушав мнение участников студеного процесса, заключение помощника прокурора, рассмотрев материалы данного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных выплат, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68 -ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета, бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г., введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 г. № 923, трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья.
В соответствия с подп. «г» п. 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г, № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации поручено до 30 сентября 2013 г, принять меры по отселению Жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
Согласно Приложение N 15 к постановлению Правительства Хабаровского края от 21 октября 2013 г. N 347-пр «Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» (далее - Приложение) право на лучение мер поддержки в форме предоставления жилых помещений имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации (далее - граждане), в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия:
в результате чрезвычайной ситуации утратили жилые помещения, принадлежавшие им на праве собственности, либо жилые помещения,
находившиеся в краевой государственной собственности, предоставленные по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с актом обследования жилого помещения межведомственной комиссией органа устного самоуправления (краевой межведомственной комиссией) и решением органа местного самоуправления (распоряжением Правительства Хабаровского края) о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным;
постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, находящемся в населенных пунктах на территории которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Меры поддержки, предоставляются однократно в отношении одного жилого помещения, в случае если гражданин не воспользовался правом на получение меры государственной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Под утраченным жилым помещением понимается жилое помещение, находившееся в собственности граждан и признанное непригодными для проживания либо расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утрачено в результате гибели.
Факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию день объявления чрезвычайной ситуации, либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
Мера поддержки не предоставляется гражданам, которые с намерением приобретения права на получение мер поддержки, совершили после даты объявления чрезвычайной ситуации действия по прекращению прав на другое жилье, пригодное для проживания.
Согласно Постановления Правительства Хабаровского края, от 30.12.2009 г., № 406 – пр «О создании и использовании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайны ситуаций на территории Хабаровского края» ( в ред. от 13.08.2013 № 228-пр) утверждены, в том числе Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий на территории Хабаровского края.
В соответствии с нормами ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:
1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;
3) жилое помещение признано непригодным для проживания;
4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления;
5) жилое помещение подлежит передаче религиозной организации в соответствии с Федеральным законом "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с нормами ст. 87 вышеуказанного Кодекса если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 89 данного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу с. Мариинское Ульчского муниципального района Хабаровского края ул. Заозерная д. 15, находилось в зоне затопления в связи с наводнением.
На основании Постановления Мариинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края № 30 от 19.08.2013 г., режим чрезвычайной ситуации на территории поселения введен с 16 августа 2013 г.
Согласно Акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования межведомственной комиссией частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, затопление дома свыше 1м, земельного участка 28000 кв.м. Аварийное разрушение паводком основных несущих строительных конструкций здания и оборудования: проседание фундамента полов, стен внутренних перегородок, дверей, окон, печи отопления, веранды, крыльца. Степень разрушения конструкций жилого помещения межведомственной комиссией установлена в пределах 75%. Дом не соответствует предъявляемым требованиям к жилому помещению ввиду высокой степени аварийного разрушения и повреждения паводком основных несущих конструкций. Межведомственной комиссией установлено о нецелесообразности восстановительного ремонта и необходимости предоставления другого жилья.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу <адрес>, признано непригодным для проживания. На основании заключения жилое помещение признано не подлежащим восстановлению, не соответствующим установленным требованиям, непригодным для проживания. Акт, заключение подписаны членами межведомственной комиссии, заверены надлежащим образом.
Согласно заявления ФИО1, обратилась в КГКУ-центр социальной поддержки населения, администрацию Ульчского района, с просьбой включить её и членов её семьи в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения. Место нахождения жилого помещения указала в с. Мариинское.
В качестве основания реализации своего права на получение мер поддержки указала Акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1, дал свое согласие на получение меры поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Согласно списка граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, в него включены семья ответчиков. В соответствии с Постановлением администрации Мариинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ г., жилому дому, расположенному на земельном участке под номером №, присвоен адрес <адрес>, нанимателем указана ФИО8.
Согласно Заключений от ДД.ММ.ГГГГ г., группа жилых домов, расположенных по адресу с<адрес> построены в соответствии с согласованной и утвержденной проектной документацией соответствуют требованиям технических регламентов, готовы к вводу в эксплуатацию.
В соответствии с кадастровым паспортом объект недвижимости, расположенный по адресу Хабаровский края Ульчский район, <адрес>, является каркасно-засыпным одноэтажным жилым домом.
Согласно свидетельства о государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ., на основании решения на ввод в эксплуатацию, муниципального контракта на выполнение работ по строительству жилых помещений, Акта приемки законченного строительством объекта, права собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес>, зарегистрировано за Ульчским муниципальным районом Хабаровского края. О чем в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ г., сделана запись № №.
Постановлением администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края № № от ДД.ММ.ГГГГ г., вышеуказанное жилое помещение принято в муниципальную собственность.
Согласно Постановления администрации Ульчского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержден список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в районе. Согласно которого значиться семья ответчиков, которой установлено предоставление жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно Акта от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия обследовала частный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу. Результатами обследования межведомственной комиссией было установлена степень разрушения конструкций жилого помещения в пределах 75%. На основании заключения жилое помещение признано не подлежащим восстановлению, не соответствующим установленным требованиям, непригодным для проживания. Акт, заключение подписаны членами межведомственной комиссии, заверены надлежащим образом.
В соответствии с договором социального найма № (без даты) собственник жилого помещения (наймодатель) обязуется передать нанимателю и членам его семь жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м. Согласно данного договора социального найма жилого помещения, и Акта передачи жилого помещения, подпись нанимателя отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского – процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации объяснения сторон и третьи лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Согласно установленных обстоятельств по данному делу, суд приходит к выводу о том, что основания заявленных требований об обязании семьи ответчиков заключить договор социального найма, указанные в исковом заявлении, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 60 вышеназванного Кодекса, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Однако в судебном заседании установлено, что в замен утраченного жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., и жилой <данные изъяты> кв.м., истец просит обязать ответчиков заключить договор социального найма на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м., в то время как право собственности на данное помещение имеет на общую площадь <данные изъяты> кв.м. Что подтверждается материалами данного дела, иных доказательств сторонами не представлено. Кроме того истец отказался от требований вселить ответчиков в построенный для них дом, требований о выселении из занимаемого жилого помещения не заявлял.
Согласно ст.ст. 420, 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Доводы представителя истца о том, что заявление ФИО1, о получении мер социальной поддержки следует рассматривать как обязательства в последующем заключить договора социального найма, не могут быть приняты судом во внимание и положены в основу решения. Поскольку с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения ФИО1, обратилась для включения её и членов её семьи в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания. Сведений о том, что ответчиками были взяты обязательства об освобождении занимаемого жилого дама, пострадавшего от наводнения и обязательства вселиться в построенный дом, взамен утраченного материалы дела не содержат, в судебное заседание не представлены, данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела судом не установлены.
Проведя анализ юридически значимых обстоятельств по данному делу, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к достоверному выводу, что ответчики правомерно уклоняются от заключения договора социального найма, и отказываются вселяться в построенное для них жилое помещение расположенное по адресу с. Мариинское, ул. Партизанская, д. 26а.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд-
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края к ФИО1, ФИО2, об обязании заключить договор социального найма – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивировочная часть решения изготовлена 09.06.2015 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Оригинал решения находится в материалах дела № 2-184/2015 в Ульчском районном суде Хабаровского края.
Судья: И.И. Вьюшина