Решение по делу № 2-4686/2015 от 13.05.2015

Г.Тюмень ДЕЛО № 2-4686/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 июля 2015 года         

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Серебряковой А.В.,

при секретаре Тикуновой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подсосовой И.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплате незаконным, обязании установить ежемесячную денежную выплату, произвести перерасчет,

у с т а н о в и л:

Истица Подсосова И.А. обратилась в суд с иском к ответчику с требованиями о признании отказа ответчика в назначении истице ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны незаконным, обязании ответчика установить и выплачивать истице такую ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет недоплаченных денежных сумму и выплатить недоплаченные денежные суммы ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ. Так же, истица просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлине, по оплате услуг представителя <данные изъяты>, по оформлению нотариальной доверенности представителю <данные изъяты>

Исковые требования мотивированы тем, что истица является матерью военнослужащего ФИО1, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы в <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ истица пользовалась льготами, предусмотренными Законом РФ «О ветеранах», «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств <адрес> а так же выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». С момента вступления в законную силу Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года истица была лишена прежнего статуса, при этом ветеранам ВОВ была назначена единовременная денежная выплата <данные изъяты>, а истице <данные изъяты>. Истица считает, что ее права нарушены, действия ответчика противоречат действующему законодательству.

В судебное заседание истица Подсосова И.А. не явилась, ее представитель Филипчик С.А. на удовлетворении иска настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( Государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области Манева А.Н. с исковыми требованиями истца не согласна.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения города Тюмени Элбакян Д.Р. просил принять решение на усмотрение суда.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, и это не оспаривается сторонами спора, сын истицы – ФИО1, погиб ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы по призыву, при выполнении обязанностей военной службы в <адрес>

Подсосовой И.А. в ДД.ММ.ГГГГ было выдано удостоверение, согласно которому она имела право на льготы, установленные ст. 21, 11 Закона РФ «О ветеранах».

Статьей 21 Закона РФ «О ветеранах» установлены меры социальной защиты членов семей погибших участников ВОВ и ветеранов боевых действий, соответственно законодатель установил изначально равное положение данных категорий лиц.

С 2005 года ст. 23.1. Закона РФ «О ветеранах» установлен новый вид социальной поддержки семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы – ежемесячная денежная выплата. Такой статьей установлен круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения.

При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

С учетом предписаний Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и Федерального закона "О ветеранах" истица до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1 500 рублей (в 2005 году, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - 1 050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 600 рублей (в 2005 году - 150 рублей).

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за заявительницей право на получение с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты>

Возлагая на Российскую Федерацию как социальное государство обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты населения (статья 7), Конституция Российской Федерации вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы ее предоставления тем или иным категориям граждан.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной. Однако, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Закон СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона "О ветеранах", не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Признание данной нормы абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратившей силу не означает, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации.

В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

По смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).

Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.

При таких обстоятельствах, требования истицы законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.

Поскольку иск Подсосовой И.А. удовлетворен в полном объеме, с ответчика в пользу истицы должны быть взысканы ее судебные расходы по оплате государственной пошлины <данные изъяты>, по оплате услуг представителя <данные изъяты>, по оформлению нотариальной доверенности представителю <данные изъяты>

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Подсосовой И.А. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области в назначении Подсосовой И.А. ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области установить и выплачивать Подсосовой И.А. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области произвести Подсосовой И.А. перерасчет и выплатить денежные суммы ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Тюмени Тюменской области в пользу Подсосовой И.А. судебные расходы в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через суд Центральный районный суд Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2015 года на компьютере в совещательной комнате.

    

судья А.В.Серебрякова

2-4686/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Подсосова И.А.
Ответчики
УПФ в г. Тюмени
Другие
Управление социальной защиты населения г. Тюмени
Военный комиссариат ЛАО г. Тюмени
Филипчик С.А.
Суд
Центральный районный суд г. Тюмень
Дело на сайте суда
centralny.tum.sudrf.ru
13.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2015Передача материалов судье
15.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2015Подготовка дела (собеседование)
18.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2015Судебное заседание
14.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее