2-22/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2023г. г.Бузулук.
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Санфировой О.П.,
при секретаре Савиной О.Н.
с участием представителя истца-ответчика УГ и КС города Бузулука, третьего лица-администрации МО г.Бузулука – Черняевой А.Н., действующей на основании доверенности от ** ** ****. №, от ** ** ****. №,.
представителя ответчиков – адвоката Шатохиной Н.И., действующей на основании ордеров от ** ** ****.,
третьих лиц-истцов Тихонова В.Г., Тихоновой Г.П., их представителя Наумовой Е.А., действующей на основании письменного заявления,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления градообразования и капитального строительства г.Бузулука к Сабельниковой С.В., Феактистовой Т.Н., Феактистову В.В., с участием третьих лиц: Тихоновой Г.П., Тихонова В.Г., администрации МО города Бузулук, МУП «ВКХ» города Бузулука, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области» об обязании демонтировать выгребные ямы;
гражданское дело по иску Тихонова В.Г., Тихоновой Г.П. к Управления градообразования и капитального строительства г.Бузулука, Сабельниковой С.В., Феоктистовой Т.Н., Феоктистову В.В., с участием третьих лиц: Управления Жилищно-коммунального хозяйства и Транспорта администрации города Бузулук, администрации МО города Бузулук, МУП «ВКХ» города Бузулука, АО «Коммунальные электрические сети Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» о признании недействительным выданного разрешения на размещение объекта(ов) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность от ** ** ****, об обязании демонтировать выгребные ямы и убрать насаждения с территории общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
Управление градообразования и капитального строительства г.Бузулука обратилось в суд с иском к Сабельниковой С.В., Феактистовой Т.Н., Феактистову В.В. о приведении территории общего пользования в надлежащее состояние.
В обоснование заявленных исковых требований указало, что в администрацию г.Бузулука поступила жалоба о наличии выгребных ям, расположенных на землях общего пользования, а так же строительного мусора. В результате обследования специалистами Управления градообразования и капитального строительства г.Бузулука было выявлено, что на прилегающей территории по <адрес> располагаются выгребные ямы, куски бетона, составляющие части ограждения, которые должны быть так же демонтированы по решению суда, вступившему в законную силу ** ** ****. Данные конструкции выполнены в нарушении требований, установленных регламентом подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ, работ по реконструкции и ремонту инженерных коммуникаций г.Бузулука от ** ** ****. № без получения соответствующего разрешения и согласования. Кроме того, обустройство выгребной ямы выполнено на земле, распоряжение которой в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» осуществляется органами местного самоуправления, в нарушение Правил землепользования и застройки г.Бузулука, утвержденных решением городского Совета депутатов от 28.09.2011г. № 177. В соответствии с Правилами благоустройства, озеленения и санитарного содержания территории г.Бузулука от 25.07.2012г. № 291 ст.5, под.5.4 под.5.4.6 Запрещается загромождение и засорение территорий общего пользования, придомовых и дворовых территорий металлическим ломом, разукомплектованным автотранспортным средством, строительным и бытовым мусором, огородной ботвой, сорной растительностью, домашней утварью и другими материалами. В адрес владельцев <адрес> направлено уведомление о необходимости осуществить мероприятия по демонтажу (ликвидации) выгребных ям, а также привести в надлежащее состояние территорию общего пользования в срок до ** ** ****. Указанное требование ответчиками не исполнено. Самовольное размещение выгребных ям, кусков бетона, составляющих части ограждений находятся на земельном участке, относящемся к государственной неразграниченной собственности, распоряжение которым в соответствии со ст.3.3 ФЗ от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» осуществляется органами местного самоуправления. Самовольное размещение выгребных ям находится на земельном участке, который в соответствии с п.12 ст.1 ГрК РФ относится к территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать всякого нарушения его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения. В соответствии с п.2 ч. 1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в частности в случае самовольного занятия данного участка.
После уточнений требований окончательно просят суд обязать ответчиков демонтировать выгребные ямы, расположенные вблизи жилого дома по адресу: <адрес> путем очищения ям до дна и засыпания землей.
Определением суда от ** ** **** к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация МО г.Бузулука Оренбургской области.
Определением суда от ** ** **** к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП «ВКХ» города Бузулука, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области».
** ** **** Тихонов В.Г., Тихонова Г.П. обратились в Бузулукский районный суд с иском к Администрации МО <адрес>, Сабельниковой С.В., Феоктистовой Т.Н., Феоктистову В.В. об отмене выданного разрешения на размещение объекта(ов) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не ограничена от ** ** ****, об обязании демонтировать выгребные ямы и убрать насаждения с территории общего пользования, указывая, что нарушены правила процедуры определения границ. В процедуре определения границ Сабельникова С.В., Феоктистова Т.Н. не согласовали с Тихоновым В.Г. и Тихоновой Г.П. право на использование придомового участка в письменном виде. Тихоновы претендуют на заявленный участок – проезд. <адрес> находится на красной линии, за красной линией сразу начинается проезд.
** ** **** Управление градообразование и капитального строительства г.Бузулука решено отдать на <данные изъяты> лет под благоустройство территории: озеленение (высадку кустарников и цветов) часть ширины проезда на повороте <адрес>, т.е. место общественного пользования. На выезде с производственной (продовольственной) базы по <адрес>, кадастровый №.
Просят суд признать недействительным разрешение на размещение объекта на земельном участке, находящегося в муниципальной или государственной собственности, собственность на которые не разграничена от ** ** ****, выданное Управлением градообразования и капитального строительства г.Бузулука, Сабельниковой С.В., Феоктистовой Т.Н., Феоктистову В.В., на право использования части земли в кадастровом квартале № по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с элементами благоустройства территории: озеленение (высадка кустарников и цветов), сроком на <данные изъяты> лет.
Привести автомобильную дорогу от перекрестка <адрес>, до перекрестка <адрес> в соответствие с ГОСТом 50597-2017, а именно: обустроить обочины, убрать из границ автомобильной дороги элементы благоустройства, озеленения, ограждения и тому подобные элементы, размещение которых запрещено в границах дорожного полотна и элементов автомобильной дороги.
Обязать Сабельникову С.В., Феоктистову Т.Н., Феоктистова В.В. привести территорию общего пользования в надлежащее состояние путем демонтажа выгребных ям, очищения ям до дна и засыпания землей, уборки территории общего пользования от чернозема, деревьев, кустарников, цветов.
Определением суда от ** ** ****г. в качестве соответчика привлечено Управление градообразования и капитального строительства г.Бузулука.
Определением суда от ** ** **** прекращено производство по делу к ответчику администрации МО города Бузулук в части требований о признании незаконным разрешения на размещение объекта на земельном участке, находящегося в муниципальной или государственной собственности, собственность на которые не разграничена от ** ** ****., выданное Управлением градообразования и капитального строительства г.Бузулука, Сабельниковой С.В., Феоктистовой Т.Н., Феоктистову В.В., на право использования части земли в кадастровом квартале № по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с элементами благоустройства территории: озеленение (высадка кустарников и цветов), сроком на <данные изъяты> лет, в связи с отказом от исковых требований к данному ответчику, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО г.Бузулука Оренбургской области.
Определением суда от ** ** ****г. два гражданских дела объединены в одно производство, присвоен гражданскому делу единый номер 2(1)-1315/2022.
Определением суда от ** ** **** к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Бузулук, МУП «ВКХ» города Бузулука.
Определением суда от ** ** **** выделено в отдельное производство требование Тихоновой Г.П., Тихонова В.Г. к Управлению градообразования и капитального строительства администрации г.Бузулука, администрации МО г.Бузулука о приведении автомобильной дороги от перекрестка <адрес> до перекрестка <адрес> в соответствие с ГОСТом 50597-2017, а именно: обустроить обочины, убрать из границ автомобильной дороги элементы благоустройства, озеленения, ограждения, размещение которых запрещено в границах дорожного полотна и элементов автомобильной дороги.
Представитель истца – ответчика УГиКС города Бузулук Черняева А.Н. поддержала исковые требования в полном объеме, исковые требования Тихоновых не признала.
Ответчики Сабельникова С.В., Феактистов В.В., Феактистова Т.Н. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчиков адвокат Шатохина Н.И. исковые требования не признала, пояснив, что УГиКС города Бузулук нарушает права ответчиков на жилище, лишая ответчиков выгребных ям. Выгребная яма первая построена в ** ** ****., вторая в ** ** ****.. Выгребные ямы расположены не на дороге. Права истцов Тихоновых не нарушаются ответчиками.
Третьи лица – истцы Тихонова Г.П., Тихонов В.Г. поддержали исковые требования УГи КС города Бузулука, свои исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что дорога узкая и машины, проезжая к их торговой базе, наезжают на выгребные ямы ответчиков.
Представитель Тихоновых – Наумова Е.А., поддержала исковые требования, пояснив, что выгребные ямы ответчиков расположены на территории общего пользования, в нарушение санитарных и эпидемиологических норм и правил, что создает угрозу жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.
Представители третьих лиц - администрации МО города Бузулук, МУП «ВКХ» города Бузулука, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области», Управления Жилищно-коммунального хозяйства и Транспорта администрации города Бузулук, АО «Коммунальные электрические сети Оренбургской области» «Оренбургкоммунэлектросеть» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд определил - рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителей сторон, свидетелей, исследовав в судебном заседании представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу статьи 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 17 ЗК РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Федеральным законом, наделяющим органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель поселений и как следствие - правом по инициации исков о сносе самовольных построек, находящихся в границах поселений, является Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В подпункте 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности в соответствии с пунктом 1 статьи 3.3 ФЗ от 25.10.2001г. №137–ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно статьям 40, 41 ЗК РФ только лицо, обладающее правами на земельный участок, вправе возводить на земельном участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения.
Пунктом 3 статьи 72 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками; приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Феоктистов В.В. в <данные изъяты> доле в праве, Феоктистова Т.Н. – в <данные изъяты> доле, Сабельникова С.В. – в <данные изъяты> доле являются собственниками жилого дома и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ** ** ****..
Согласно выписки из ЕГРН от ** ** ****. Тихонов В.Г. и Тихонова Г.П. являются собственниками нежилых зданий (оптовая база), расположенных по <адрес>, по <данные изъяты> доли за каждым.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Бузулука проведена паспортизация автомобильной дороги по <адрес>. В соответствии с техническим паспортом автомобильной дороги от ** ** ****. данная дорога протяженностью <данные изъяты> км., относиться к <данные изъяты> категории, ширина земляного полотна меньше <данные изъяты>., ширина проезжей части до <данные изъяты> м.. площадь покрытия-<данные изъяты> м., обочин нет.
Согласно выписки из ЕГРН от ** ** ****. дорога стоит на кадастровом учете с ** ** ****., имеет установленные границы, присвоен кадастровый №, собственником является муниципальное образование <адрес>.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 17.03.2016г. № 178-п утверждено положение « О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитута».
Согласно данного Положения, размещение объектов осуществляется на основании разрешения, выданного органом исполнительной власти или местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, уполномоченных на распоряжение соответствующими земельными участками (п.2). Размещение объектов на территории Оренбургской области без разрешения не допускается.
Постановлением администрации города Бузулука от 22.12.2015г. № 2894-п утвержден административный регламент предоставления муниципальных услуг «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена».
Согласно п.2.2 данного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляет УГ и КС города Бузулука.
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения по форме, согласно Приложения №1, на использование земель и земельного участка, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена (п.2.3).
В п.2.6 указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
** ** ****. Управление градообразования и капитального строительства г.Бузулука Оренбургской области обратилось к собственникам жилого дома расположенного по адресу: <адрес> уведомлением, в котором уведомило о необходимости демонтажа выгребных ям в срок до ** ** ****. Выгребные ямы расположены на земельном участке, который в соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, относится к территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц (площади, улицы, парки) (т.1, л.д.17).
** ** ****. и ** ** ****., ** ** ****. АО «Коммунальные электрические сети Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» согласовывает УГиКС г.Бузулука использование дополнительно запрашиваемой территории в целях жилищного строительства по адресу: <адрес>, № и в целях благоустройства придомовой территории, согласно представленной схемы.
** ** ****. АО «Газпром газораспределение Оренбург» согласовывает УГиКС г.Бузулука использование дополнительно запрашиваемой территории в целях жилищного строительства по адресу: <адрес>, №, согласно представленной схемы.
** ** ****. ПАО «Ростелеком» согласовывает УГиКС г.Бузулука использование запрашиваемого земельного участка в целях благоустройства придомовой территории по адресу: <адрес>, №.
** ** ****. МУП «ЖКХ» г.Бузулука согласовывает УГиКС г.Бузулука использование дополнительно запрашиваемой территории в целях жилищного строительства по адресу: <адрес>, №, согласно представленной схемы.
** ** ****. МУП «ВКХ» г.Бузулука согласовывает УГиКС г.Бузулука использование дополнительно запрашиваемой территории в целях жилищного строительства по адресу: <адрес>, №, согласно представленной схемы.
** ** ****. Сабельникова С.В., Феоктистова Т. Н., Феоктистов В.В. представили в УГ и КС города Бузулука заявление о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> для благоустройства и озеленения, сроком на <данные изъяты> лет.
Согласно письма УЖКХ и Т администрации города Бузулука от ** ** ****. согласовывает УГиКС города Бузулуку использование земель в целях размещения элементов озеленения территории, указанной в приложении. Согласно приложенной схемы выделенная часть земельного участка <данные изъяты> кв.м. расположена возле домовладения по <адрес> и не пересекает проезжую часть дороги
** ** ****. Управлением градообразования и капитального строительства г.Бузулука Оренбургской области Сабельниковой С.В., Феоктистовой Т. Н., Феоктистову В.В. выдано Разрешение на размещение объекта(ов) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно данного Разрешения ответчики имеют право использовать часть земель в кадастровом квартале № (<адрес>), площадью <данные изъяты> кв.м., с указанием координат характерных точек, для размещения элементов благоустройства территории: озеленение (высадка кустарников и цветов). Срок использования <данные изъяты> лет.
К разрешению Приложением приложена Схема расположения земельного участка, с указанием точек координат, площадью <данные изъяты> кв.м.. На схеме отражено, что на выделенном земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., расположены две выгребные ямы.
Согласно ответа третьего лица ГУПКЭС Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» от ** ** ****. на запрос Бузулукского районного суда Оренбургской области от ** ** ****. следует, что вдоль автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> (земельный участок с кад. №) расположена кабельная линия электропередачи - КЛ-6кВ, кабельная вставка от № до опоры №. Охранная зона указанной КЛ-6кВ установлена в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы) в соответствии Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160.
Границы охранной зоны указанного объекта электросетевого хозяйства согласованы решением Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ** ** ****. №. На территории земельного участка возле жилого дома по <адрес> (кад. №, ранее кад. №) объекты электросетевого хозяйства АС «Оренбургкоммунэлектросеть» отсутствуют. Выгребные ямы, расположенные на прилегающей территории по <адрес>, границ охранной зоны КЛ-6бкВ, кабельной вставки от № до опоры №, не нарушают.
В ответ на запросы УГ и КС г. Бузулук от ** ** ****. №, от ** ** ****. № сетевой организацией согласовано благоустройство придомовой территории к жилому дому № по <адрес> в <адрес> при условии вызова представителя филиала (письма № от ** ** ****., № от ** ** ****.). Запросов на согласование размещения выгребной ямы в адрес сетевой организации не поступало.
Дополнительно сообщают, что в соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 20.09.2021 № 2154-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» завершена реорганизация государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (ОГРН 1025601019201; ИНН 5611001494; далее - ГУП «ОКЭС») в форме преобразования в акционерное общество. В результате реорганизации с ** ** ****. ГУП «ОКЭС» прекратило свою деятельность и было создано Акционерное общество «Коммунальные электрические сети Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (сокращенное наименование - АО «Оренбургкоммунэлектросеть»).
Суд приходит к выводу, что выданное ** ** ****. Управлением градообразования и капитального строительства г.Бузулука Оренбургской области Сабельниковой С.В., Феоктистовой Т. Н., Феоктистову В.В. разрешение на размещение объекта(ов) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения элементов благоустройства территории: озеленение (высадка кустарников и цветов), выдано в соответствии с действующим административным регламентом предоставления муниципальных услуг «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена» от 22.12.2015г. № 2894-п.
Данное разрешение не выдавалось для устройства выгребных ям, только для озеленения (высадка кустарников и цветов).
Ответчики не обращались в УГ и КС города Бузулука за разрешением на размещение выгребных ям на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена.
Факт расположения выгребных ям на земельном участке территории общего пользования подтверждается планом - схемой расположения самовольно занятого выгребными ямами земельного участка, фотоматериалами и не оспаривался ответчиками по делу.
Согласно схемы кадастрового инженера Г. В.А. от ** ** ****. расположения автомобильной дороги и расположение двух выгребных ям возле жилого <адрес> – ширина дороги <данные изъяты> метров, обочины до <данные изъяты> метров. Выгребные ямы расположены на обочине.
Согласно схемы кадастрового инженера П. А.А. от ** ** ****. расположения автомобильной дороги и расположение двух выгребных ям возле жилого <адрес> – ширина дороги <данные изъяты> метров, выгребные ямы расположены в зоне благоустройства, а не на дороге.
В судебном заседании опрашивались свидетели.
Свидетель Г. В.А., пояснил, что является кадастровым инженером. Составил ** ** ****. схему расположения автомобильной дороги и расположение двух выгребных ям возле жилого <адрес>. Технические характеристики дороги – <данные изъяты><данные изъяты> метров, обочины до <данные изъяты> метров. Выгребные ямы расположены на обочине.
Свидетель А. Д.И. пояснил, что является ведущим специалистом УЖКХиТ администрации города Бузулука. ** ** ****. автомобильная дорога по <адрес> поставлена на учет в ЕГРН без обочин. Ширина дороги <данные изъяты> метра. Дорога относиться к <данные изъяты> категории.
Определением суда от ** ** ****. по делу назначалась комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, порученная эксперту ООО «Научно-Технический Центр Судебных Экспертиз и Исследований» Т.А.А. и Ч.Е.В..
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:1. Соответствуют ли границы земельного участка, используемого для фактического размещения благоустройства, границам выданного разрешения УАГиКС города Бузулука на размещение объекта(ов) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена от ** ** ****.?
2. Определить фактическое местоположение земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленного Управленим градообразования и капитального строительства г.Бузулука, из земель общего пользования, Сабельниковой С.В., Феактистовой Т.Н., Феактистову В.В. сроком на <данные изъяты> лет для озеленения, на основании разрешения от ** ** ****.
3. Имеется ли возможность размещения выгребных ям на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве собственности Сабельниковой СВ., Феактистовой Т.Н., Феактистову В.В., позволяющая обустроить яму в соответствии со строительными и санитарными нормами и правилами?
4.Соответствует ли фактическое расположение дороги, расположенной по <адрес> и <адрес>, кадастровый № сведениям ЕГРН?
5. Имеется ли у данной дороги, по сведениям ЕГРН, обочина? Если имеется, то соответствует ли обочина требованиям, предъявляемым к данному виду дорог?
6. Соответствует ли дорога, расположенная по <адрес>, кадастровый №, Техническому паспорту автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> от ** ** ****.?
7. Имеется ли фактически у данной дороги обочина? Если имеется, то соответствует ли обочина требованиям, предъявляемым к данному виду дорог?
8. Определить фактическое местоположение двух выгребных ям, расположенных возле жилого дома по<адрес>.Бузулука.
Согласно Заключению эксперта № представлены ответы на вопросы.
Ответ на 1 вопрос – границы земельного участка, используемого для фактического размещения благоустройства, не соответствуют границам выданного разрешения УАГиКС города Бузулука на размещение объекта (ов) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена от ** ** ****. (схема стр.14 экспертизы)
Ответ на 2 вопрос – в процессе проведения исследования экспертом были определены границы фактического местоположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м., предоставленного Управлением градообразования и капитального строительства г. Бузулука, из земель общего пользования, Сабельниковой С.В., Феактистовой Т.Н., Феактистову В.В. сроком на <данные изъяты> лет для озеленения, на основании разрешения от ** ** ****. (схема стр.15 экспертизы).
Ответ на 3 вопрос – согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями на 26 июня 2021 года)
п. 18. В населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
п. 19. Расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров.
Дворовые уборные должны находиться (располагаться, размещаться) на расстоянии не менее 50 метров от нецентрализованных источников питьевого водоснабжения, предназначенных для общественного пользования.
п. 20. Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие выгребы, дворовые уборные и помойницы, должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт.
п. 21. Выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Объем выгребов и помойниц определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО.
п. 22. Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
Согласно схеме исследуемого земельного участка, расстояния между строениями, расположенными на нем, не превышают 11,16 м от гаража до забора, расположенных на участке домовладения №.
Исходя из вышеизложенного, эксперты приходят к мнению, что возможность размещения выгребных ям на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве собственности Сабельниковой СВ., Феактистовой Т.Н., Феактистову В.В., позволяющая обустроить яму в соответствии со строительными и санитарными нормами и правилами отсутствует.
Ответ на 4 вопрос - фактическое расположение дороги, расположенной по ул. <адрес> и <адрес>, кадастровый № не соответствует сведениям ЕГРН.
Ответ на 5 вопрос - сведения о наличии обочины, не указываются в Едином Государственном Реестре Недвижимости.
Ответ на 6 вопрос - дорога, расположенная по <адрес>, кадастровый №, Техническому паспорту автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> от ** ** ****. не соответствует.
Ответ на 7 вопрос- согласно ГОСТ 33475-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования»:
п. 2.3 обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.
При проведении обмерных работ экспертами установлено, что исследуемая автомобильная дорога относится к дорогам местного значения, ширина полосы составляет менее 3,25 м, бортовой камень отсутствует. Обобщая данную информацию, следует, что ширина обочины исследуемой дороги должна быть 0,5 м. По результатам проведенного экспертного обследования объекта экспертизы, эксперты приходят к мнению, что фактически обочина у данной дороги отсутствует.
Ответ на 8 вопрос - в процессе проведения исследования экспертом были определены границы фактического местоположения выгребных ям.
В судебном заседании опрашивался эксперт Т. А.А., который пояснил, что при проведении экспертизы указан кадастровый номер земельного участка №, однако площадь земельного участка была взята из ЕГРН <данные изъяты> кв.м., и расчеты производились из данной площади. Выгребные ямы невозможно установить на территории домовладения площадью <данные изъяты> кв.м..
На данном земельном участке считает возможным размещение выгребной ямы.
В связи с тем, что ответчики увеличили площадь своего земельного участка, земельный участок № преобразован в земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., определением суда от ** ** ****. по делу была назначена дополнительная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза.
Поставлены экспертам вопросы:
1. Имеется ли возможность размещения выгребных ям на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве собственности Сабельниковой С.В., Феактистовой Т.Н., Феактистову В.В., позволяющая обустроить яму в соответствии со строительными и санитарными нормами и правилами? Если не имеется, то возможно ли иным способом установить водоотведение на территории домовладения по <адрес>.Бузулука?
2. Указать схематично фактическое расположение выгребных ям, с указанием на каком расстоянии находятся выгребные ямы от дороги, от забора, от строений на территории домовладения по <адрес>.
3. Соответствуют ли выгребные ямы требованиям строительных норм и правил, требованиям санитарным эпидемиологическим нормам и правилам? Если не соответствует, создает ли данное несоответствие реальную угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан? Имеются ли какие-либо иные способы устранения выявленных несоответствий, кроме демонтирования выгребных ям?
Согласно заключения эксперта № представлены ответы на вопросы.
Ответ на 1 вопрос – На представленной схеме изображены границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., принадлежащего на праве собственности Сабельниковой С. В., Феактистовой Т. Н., Феактистову В. В. (линии красного цвета), а также схема участка, составленная по результатам фактически проведенных замеров (линии черного цвета). При наложении контура схемы, составленной по результатам проведения геодезических работ, на схему земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., полученную по данным ЕГРН, установлена полная идентичность данных схем.
Исходя из вышеизложенного экспертами установлено, что выводы исследования, проведенного в рамках первичной экспертизы в части ответа на вопрос о возможности размещения выгребных ям на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, носят абсолютно достоверный характер. Исследования, проведенные в рамках ответа на текущий вопрос, полностью подтверждают отсутствие возможности размещения выгребных ям на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., принадлежащем на праве собственности Сабельниковой С. В.. Феактистовой Т.Н., Феактистову В. В., позволяющая обустроить яму в соответствии со строительными и санитарными нормами и правилами.
В части определения возможности обустройства водоотведения на территории домовладения по <адрес> иным способом, экспертами рассматривалось несколько вариантов. Ни один из рассматриваемых вариантов не позволяет разместить выгребные ямы на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., принадлежащем на праве собственности Сабельниковой С. В., Феактистовой Т. Н., Феактистову В. В. в соответствии с строительными и санитарными нормами и правилами не нашел подтверждения. Возможность размещения выгребных ям на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м., принадлежащем на праве собственности Сабельниковой С. В., Феактистовой Т. Н., Феактистову В. В., позволяющая обустроить ямы в соответствии со строительными и санитарными нормами и правилами отсутствует. Единственным возможным способом установления водоотведения на территории домовладения по <адрес> является обустройство герметичных выгребных ям на местах их расположения в настоящее время.
Ответ на 2 вопрос- в рамках проведения первичной экспертизы экспертами были проведены обмерные работы. По результатам проведенных обмеров экспертами составлена схема фактического расположения выгребных ям, с указанием расстояний от дороги, от забора, от строений на территории домовладения по <адрес>. Указанная схема приведена ниже по тексту (стр.15).
Ответ на 3 вопрос - по результатам визуального обследования выгребных ям, экспертами установлено, что видимых деформаций несущих конструкций выгребных ям не обнаружено; разрушения и провалов грунта вблизи выгребных ям не выявлено; общее техническое состояние выгребных ям расценивается как работоспособное (удовлетворительное). Исходя из вышеизложенного, эксперты приходят к мнению, что исследуемые выгребные ямы соответствуют требованиям строительных норм и правил.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями на 26 июня 2021 года) - п. 18 - в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
п. 19. Расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров.
Дворовые уборные должны находиться (располагаться, размещаться) на расстоянии не менее 50 метров от нецентрализованных источников питьевого водоснабжения, предназначенных для общественного пользования.
п. 21. Выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Объем выгребов и помойниц определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО.
п. 22. Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев.
Фактические расстояния от выгребных ям до жилого дома, расположенного на территории домовладения по <адрес>, составляют 1,2 м и 5,0 м., до дороги - 5,0 м и 2,2 м соответственно. Исходя из вышеизложенного, эксперты приходят к мнению, что исследуемые выгребные ямы не соответствуют требованиям санитарных и эпидемиологических норм и правил.
Согласно СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
п. 2.3. Сбор жидких отходов
п. 2.3.1. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
В виду того, что исследуемые выгребные ямы имеют не герметичную конструкцию, в процессе их эксплуатации жидкие бытовые отходы проникают в почву. В связи с этим, а также учитывая небольшую удаленность данных ям от капитального строения (жилого дома), в процессе эксплуатации жидкие отходы неизбежно проникают в почву, тем самым переувлажняя грунт в непосредственной близости от фундамента жилого дома. Данный факт оказывает негативное воздействие на фундамент здания и грунт в близи него, создавая возможность подмыва грунта и усадки фундамента. В данном случае возникает угроза снижения несущей способности строительных конструкций здания в целом, а также возникновения трещин в наружных стенах и ослабления узлов соединений отдельных конструкций.
Исходя из вышеизложенного, эксперты приходят к мнению, что выявленные несоответствия создают реальную угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан. Единственным возможным способом устранения выявленных несоответствий является обустройство герметичных выгребных ям на местах их расположения в настоящее время.
В соответствии с положениями ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является важным видом доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. В то же время, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта должен учитывать и иные добытые по делу доказательства и дать им надлежащую оценку. Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Экспертное заключение № и № составленное сомнений в его правильности и объективности не вызывают. Эксперты, проводившие судебную экспертизу, имеют достаточный опыт работы и соответствующую квалификацию. При проведении экспертизы соблюдены требования процессуального законодательства, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Указанные заключения соответствует требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержат подробное описание проведенных исследований, ответы на поставленные судом вопросы. При этом выводы экспертов по поставленным вопросам достаточно мотивированы, сделаны на основании всех имеющихся в материалах дела документах, в связи с чем, суд берет за основу указанные экспертные заключения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, выгребные ямы, построенные ответчиками, расположены фактическими за границами земельного участка по адресу: <адрес>, принадлежащего ответчикам по праву общей долевой собственности и является самовольно возведенными сооружениями, которые расположены на землях относящихся к государственной не разграниченной собственности, землям общего пользования. Выгребные ямы сооружены в нарушение действующего законодательства, без соответствующего разрешения УГ и КС города Бузулука.
Кроме того, согласно заключению экспертов, выгребные ямы построены в нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями на 26 июня 2021 года), СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Фактические расстояния от выгребных ям до жилого дома, расположенного на территории домовладения по <адрес>, составляют <данные изъяты> м и <данные изъяты> м., до дороги - <данные изъяты> м и <данные изъяты> м соответственно.
В силу части 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (статьи 10, 22 указанного Федерального закона).
В виду того, что исследуемые выгребные ямы имеют не герметичную конструкцию, в процессе их эксплуатации жидкие бытовые отходы проникают в почву, данный факт оказывает негативное воздействие на фундамент здания и грунт в близи него, создавая возможность подмыва грунта и усадки фундамента. В данном случае возникает угроза снижения несущей способности строительных конструкций здания в целом, а также возникновения трещин в наружных стенах и ослабления узлов соединений отдельных конструкций. Выявленные несоответствия создают реальную угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан (самих ответчиков) и выгребные ямы выстроены самовольно без разрешения на землях относящихся к государственной не разграниченной собственности, землях общего пользования, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления градообразования и капитального строительства г.Бузулука к Сабельниковой С.В., Феактистовой Т.Н., Феактистову В.В. об обязании демонтировать выгребные ямы, подлежат удовлетворению.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Тихонова В.Г., Тихоновой Г.П. к Управления градообразования и капитального строительства г.Бузулука, Сабельниковой С.В., Феоктистовой Т.Н., Феоктистову В.В. об отмене разрешения на размещение объекта(ов) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность от ** ** ****, об обязании демонтировать выгребные ямы и убрать насаждения с территории общего пользования, по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо в силу ст. 3 ГПК РФ вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статья 12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск об устранении нарушений права подлежит удовлетворению в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В данном случае истцами Тихоновыми должны быть доказаны существенные и реальные нарушение их прав выданным Сабельниковой С.В,, Феактистовой Т.Н., Феактистову В.В. УГиКС г.Бузулука разрешением на размещение объекта(ов) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность от ** ** **** для озеленения.
Выданное ** ** ****. Управлением градообразования и капитального строительства г.Бузулука Оренбургской области Сабельниковой С.В., Феоктистовой Т. Н., Феоктистову В.В. разрешение на размещение объекта(ов) на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения элементов благоустройства территории: озеленение (высадка кустарников и цветов), выдано в соответствии с действующим административным регламентом предоставления муниципальных услуг «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена» от ** ** ****. №-п и не нарушает права и интересы истцов Тихоновых.
Также истцами Тихоновыми должны быть доказаны существенные и реальные нарушение их прав в результате расположения выгребных ям возле <адрес>, а также возможность восстановления нарушенных прав заявленным им способом - исключительно путем демонтажа выгребных ям.
В ходе рассмотрения настоящего дела истцами Тихоновыми не представлено доказательств того, что расположение выгребных ям возле жилого <адрес> привело к ограничениям или невозможности использования принадлежащего им имущества – нежилые здания по <адрес> № <адрес> ( оптовая база) по целевому назначению. Какие конкретно негативные последствия в результате расположения выгребных ям наступили для истца в настоящее время, из материалов дела не следует.
Сам по себе демонтаж выгребных ям не предполагает восстановление каких-либо прав истцов ФИО19. Реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу Тихоновых выгребные ямы не несут.
Доводы истцов Тихоновых, что выгребные ямы расположены на автомобильной дороге с кадастровым номером №, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы выгребные ямы расположены на расстоянии <данные изъяты> и <данные изъяты> м. до дороги.
В связи с отсутствием нарушений прав собственности истцов ответчиками, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Тихоновых к Сабельниковой С.В., Феоктистовой Т.Н., Феоктистову В.В. об обязании демонтировать выгребные ямы и убрать насаждения с территории общего пользования.
Положения ч.1 ст.88 ГПК РФ закрепляют, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку УГ и КС при предъявлении иска было освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 рублей полежит взысканию с ответчиков в равных долях.
Определением суда от т ** ** ****. по делу была назначена дополнительная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза порученная экспертам ООО «Научно-Технический Центр Судебных Экспертиз и Исследований». Согласно счета на оплату от ** ** ****г. стоимость дополнительной экспертизы составляет 20000 рублей. ООО «Научно-Технический Центр Судебных Экспертиз и Исследований» обратилось с заявлением о возмещении расходов по экспертизе в сумме 20 000 руб.. Учитывая, что решение состоялось в пользу истца УГиКС г.Бузулука, расходы по производству экспертизы возлагаются на ответчиков Сабельникову С.В., Феактистову Т.Н., Феактистова В.В. в равных долях, с каждого по 6 667,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ –░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░(░░) ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ** ** ****, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ 6 667,00 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ 100 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░ 2023░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2-22/2023 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.