Решение по делу № 2а-1393/2020 от 17.08.2020

Дело а-1393/2020

УИД: 26RS0012-01-2020-002687-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2020 года г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зацепиной А.Н.,

при секретаре судебного заседания Шутенко А.В.

с участием представителей административного истца - Шевченко В.Н. действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ; Толочкин Д.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ТИК г. Ессентуки Щербакова В.В. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица Дзугаева А.А.,

представителя заинтересованного лица - Круглова В.И., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица - Саркисова А.Г., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

старшего помощника прокурора г. Ессентуки Дмитриевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Думы города Ессентуки шестого созыва по одномандатному избирательному округу Чабакаури А.А. к Территориальной избирательной комиссии города Ессентуки о признании незаконным и отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии города Ессентуки о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в суд с иском к Территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным и отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии <адрес> о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

В обосновании заявленных требований указано, что Дзугаев А.А. уведомил ТИК <адрес> о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутым избирательным объединением «Региональное отделение в <адрес> Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ», путем подачи заявления.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Территориальной избирательной комиссии <адрес> Дзугаев А.А. был зарегистрирован кандидатом и депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу , выдвинутым избирательным объединением «Региональное отделение в <адрес> Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ»

Чабакаури А.А., являюсь зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, постановление о моей регистрации прилагаю.

Член ТИК <адрес> с правом совещательного голоса Н.М.А., ознакомилась с документами Дзугаев А.А. предоставленными им для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу , и в соответствии с п.п. г) п.23 ст.29 ФЗ получила копии документов.

Считает решение ТИК <адрес> о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу , не основанным на законе и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Во-первых, в соответствии с п.2 ст. 33 ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Дзугаев А.А. вообще не является кандидатом, т.к. в нарушение п.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ ) он не принял на себя обязательство в случае избрания прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата. Так как статус указанный им в заявлении «депутат Думы <адрес> шестого созыва» не существует.

Таким образом, в комиссию не поступил документ, предусмотренный п.2 ст.33 ФЗ , что должно было стать основанием для отказа в регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в цитаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу „ на основании п.п. в), в.1) п.24 ст.38 ФЗ .

При этом ответственность за правильность документов, поданных для уведомления и регистрации несет исключительно кандидат.

Таким образом, заявление Дзугаева А.А. не соответствует требованиям ФЗ № 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а наличие на день предшествующий регистрации кандидата документов, оформленных с нарушением требований закона, является самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата на основании п. п. в.1) п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Во-вторых, в соответствии с п.1 ст. 38 ФЗ Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2. 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижении кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных па муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), па которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Дзугаев А.А. в ТИК <адрес> сданы подписные листы в количестве 27 подписей на 27 листах, па одном листе содержатся данные одного избирателя. При принятии подписных листов ТИК <адрес> подписей избирателей, а также оформления подписных листов, комиссия осуществляет отсчет подписей с первой строки подписного листа и каждую последующую строку, таким образом, последней строкой подписною листа представленного в ТИК <адрес> кандидатом является 2 строка, находящаяся на 6 листе, далее - другие строки подписных листов комиссией не должны учитываться.

Пустые строки, оформленные в соответствии с формой подписного листа (в количестве на листе) не содержат сведений об избирателей, но при этом не исключены в протоколе об итогах сбора подписей.

Однако данные требования комиссией по процедуре проверки и подсчету подписных листов не были учтены, о чем свидетельствует указание комиссии в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу Дзугаев А.А. количество подписных листов - 27.

Таким образом, в 6 представленных подписных листах подлежащих учету, даже без анализа недостатков в заполненных строках, имеются только 6 заполненных строк, что очевидно не хватает для регистрации кандидата.

Несмотря на нарушения закона, со стороны кандидата, территориальная избирательная комиссия <адрес> зарегистрировала Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы Ессентуки шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

В соответствии си. 11 ст. 37 ФЗ , избиратель, участник референдума подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума, ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

Согласно подп. «г» п. 6.4 ст. 38 ФЗ , недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в исполнительный лист.

Так, на представленных Дзугаевым А.А. в ТИК города Ессентуки подписных листах, а именно на листах 1, с 3 по 20 и с 23 по 27, в разделе: Адрес места жительства, не указано ни наименование субъекта Российской Федерации, ни населенного пункта. Таким образом, невозможно точно идентифицировать и однозначно иметь понимание о месте и наименовании, в котором находится улица места жительства избирателя. Комиссия не может (как и другие субъекты избирательного процесса) предполагать, что указанные улицы находятся в <адрес>, т.к. такие <адрес> края, других субъектов РФ, а правом установления относимости места жительства избирателя к избирательному округу по паспорту ТИК не наделена.

Таким образом, Дзугаевым А.А., в ТИК г. Ессентуки представлено 3 действительные подписи из 27, что является не достаточным количеством для регистрации кандидата.

Следовательно, несоблюдение нормы п. 11 ст. 37 ФЗ № 67 в новой редакции является недопустимым толкованием нормы закона и, считаем, в данном случае злоупотреблением правом Дзугаевым А.А.

Каждое из нарушений в отдельности является основанием для отказа в регистрации Дзугаева А.А.

Это нарушает мои избирательные права, т.к. в соответствии со ст. 39. ФЗ «Об Основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ст.5 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане РФ участвуют в выборах на равных основаниях.

В связи с изложенным, очевидно, что регистрация кандидатов должна производиться только в том случае, когда документы, представленные кандидатом для выдвижения и регистрации, соответствуют требованиям закона. Иное применение принципа равенства кандидатов невозможно.

Просит суд признать незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу . Отменить Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

В судебном заседании представители административного истца - Шевченко В.Н. и Толочкин Д.В. административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ТИК <адрес> Щербаков В.В. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении административного иска признании незаконным и отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 06.08.2020г. «О регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу » по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Дзугаев А.А. в судебном заседании поддержал свои письменные возражения, в которых указал, что ДД.ММ.ГГГГ кандидат в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу Чабакаури А.А. обратилась в Ессентукский городской суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии <адрес> (далее ТИК <адрес>) и просила суд: признать незаконным постановление ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу ; отменить постановление ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

Считает заявленные требования Чабакаури А.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено зарегистрировать Дзугаев А.А., кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

Ему было выдано соответствующее удостоверение о регистрации установленного образца. Представленные им документы явились достаточным основанием для регистрации.

Считает, что принятое ТИКом <адрес> постановление от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

Довод административного истца о том, что Дзугаев А.А. вообще не является кандидатом, т.к. не принял на себя обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении Дзугаев А.А. имеется следующий абзац 2: "Обязуюсь в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Думы <адрес>".

Довод административного истца о том, что комиссия была обязана осуществить отсчет подписей с первой строки подписного листа и каждую последующую строку до достижения количества подписей, заявленного кандидатом для сдачи к проверке.

Представленный административным истцом вариант отсчета подписей не предусмотрен законом.

Пунктом 11 ст. 37 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - федерального закона) установлены сведения, которые входят в состав подписи избирателя в подписном листе, и именно такие подписи подлежат учёту ТИК <адрес> при проверке.

Пустые строки не являются подписями избирателей и соответственно учёту подвержены не были.

Нарушений закона при подсчете подписей допущено не было.

Довод административного истца об отсутствии в сведениях об избирателях в подписных листах наименования субъекта и города.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - федерального закона), комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 25 окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

В соответствии с постановлением Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , были возложены полномочия окружных избирательных комиссий <адрес> на территориальную избирательную комиссии <адрес> (далее - ТИК <адрес>), место нахождения: <адрес>.

Основанием для принятия данного постановления в преамбуле к нему указано решение Совета <адрес> четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета <адрес> - представительного органа городского округа город-курорт Ессентуки".

Таким образом, из текста указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ напрямую не следует, но подразумевается, что полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы <адрес> шестого созыва по избирательному округу были переданы ТИК <адрес>.

В соответствии с утверждённой схемой одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета <адрес> - представительного органа городского округа город-курорт Ессентуки ТИК. <адрес>, наделённая полномочиями окружной избирательной комиссии по избирательному округу , имеет полномочия для проведения выборов в границах и на территории округа с учётом данной схемы.

Согласно схемы одномандатных избирательных округов установлено описание границ округа с поименованными адресами, номерами домов с центром - МБОУ ДОД "Детская школа искусств" по <адрес>, .

Изложенное выше даёт основание полагать, что ТИК <адрес>, осуществляя полномочия окружной избирательной комиссии только на территории внутри <адрес> ограничена в своей деятельностью только территорией в границе округа, утверждённого решением Совета <адрес>.

Согласно п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 50-кз "О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>", сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов осуществляется только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.

Следовательно ТИК <адрес> однозначно понимает тот факт, что сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата на выборах в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу осуществляется только среди избирателей имеющих место жительства не просто в городе Ессентуки, а именно только в границах округа .

В других избирательных округах, в других муниципальных образованиях, в других субъектах РФ процесс сбора подписей и их представление в ТИК <адрес> противоречит требованиям закона.

Действительно, в соответствии с пп. 5 ст. 2 Федерального закона, адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Однако, для указания места жительства избирателя в поддержку выдвижения кандидата в подписном листе имеется специальная правовая регламентация.

В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального Закона избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лег на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Постановлением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утверждён образец заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах депутатов Думы <адрес> шестого созыва, в том числе и по избирательному округу (приложение к указанному постановлению).

В указанном приложении также воспроизводится специальная норма в графе подписного листа "Адрес места жительства" ссылка 2.

Согласно форме подписного листа установлено, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.

Рассмотрев во взаимосвязи указанные нормативные правовые акты можно сделать вывод о том, что избиратель, проживающий на территории избирательного округа , указывая в подписном листе соответственно улицу, номер дома и квартиру (при наличии) однозначно воспринимал факт своего проживания в пределах избирательного округа и вносил подпись в подписной лист в поддержку выдвижения кандидата.

Кандидат также однозначно воспринимал факт внесения подписи избирателя в подписном листе как форму поддержки его выдвижения именно как избирателя, обладающего активным избирательным правом и проживающего именно в границах избирательного округа в <адрес> края.

ТИК <адрес>, с учётом осуществления полномочий окружной избирательной комиссии в границах избирательного округа однозначно воспринимала факт внесения подписи избирателя в подписном листе как форму поддержки выдвижения кандидата именно в границах избирательного округа .

В случае же, если у ТИК <адрес> имелись сомнения в однозначном восприятии с учётом фактических особенностей места жительства избирателя, внесшего свою подпись в подписной лист, то законом предусмотрена процедура для устранения таких сомнений.

Так, для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального округа используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.

При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в регистре избирателей, участников референдума, либо при отсутствии в регистре избирателей, участников референдума таких сведений, соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться с запросом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для подтверждения действительности (недействительности) данных граждан, содержащихся в подписном листе. При этом не допускается направление такого запроса без предварительной проверки персональных данных граждан, содержащихся в подписном листе, через регистр избирателей, участников референдума.

С учётом изложенного, учитывая достаточное количество действительных и достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, ТИК <адрес> приняла законное и обоснованное решение о регистрации кандидата с учетом требований закона.

Кандидат в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу Чабакаури А.А. допустила нарушение требований закона в части соблюдения срока обращения с административным исковым заявлением.

В соответствии с п. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

В соответствии с п. 11 ст.75 Федерального закона суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.

В этой связи указывается на необходимость организации графика работы судов и прокуратуры таким образом, чтобы обеспечить возможность своевременного направления жалобы в данный орган, а также ее рассмотрения. В этой связи график работы судов и прокуратуры изменяется и адаптируется к режиму работы избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе и в выходные дни. Указанный режим работы подлежит применению лишь в период избирательной кампании, кампании референдума, с последующим восстановлением общего порядка осуществления деятельности указанными субъектами.

Согласно ч. 2 ст. 92 КАС РФ, процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24,28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.

С учётом изложенного, можно сделать вывод о том, что оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Со дня принятия ДД.ММ.ГГГГ законом предоставлено 10 дней на обжалование в том числе выходные и праздничные дни, т.е. ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Указанный срок пропущен - заявитель датировал административное исковое заявление ДД.ММ.ГГГГ.

Заявления о восстановлении пропущенного срока не имеется, уважительность причин пропуска не обоснована.

Согласно ч. 2 ст. 244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Просил отказать в удовлетворении заявленного административного искового заявления кандидата в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу Чабакаури А.А. о признании незаконным постановления ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу ; об отмене постановления ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

Представитель заинтересованного лица Круглов В.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях Дзугаев А.А.

Представитель заинтересованного лица Саркисов А.Г. в судебном заседании поддержал возражения Дзугаев А.А.

Старший помощник прокурора <адрес> Дмитриева О.С. полагала, что заявленные требования Чабакаури А.А. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу и его отмене подлежат удовлетворению.

Административный истец Чабакаури А.А., в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства дела извещена, надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В силу ч.3 ст. 243 КАС РФ о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

Таким образом, суд, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, заверенные копии документов по регистрации кандидата, судприходит к следующему.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Рассматривая доводы истца о том, что Дзугаев А.А. вообще не является кандидатом, т.к. в нарушение п.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ ) он не принял на себя обязательство в случае избрания прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата. Статус указанный им в заявлении «депутат Думы <адрес> шестого созыва» не существует, в комиссию не поступил документ, предусмотренный п.2 ст.33 ФЗ , что должно было стать основанием для отказа в регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в цитаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу на основании п.п. в), в.1) п.24 ст.38 ФЗ , суд считает необоснованными, поскольку в документах представленных административным ответчиком по регистрации кандидата Дзугаев А.А. имеется заявление от ДД.ММ.ГГГГ о том, что кандидат в депутаты Думы <адрес> шестого созыва Дзугаев А.А. обязуется прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Думы <адрес> шестого созыва, поданное заявление соответствует форме, утвержденной Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденными Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ N 235/1486-6 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), довод о том, что Дзугаев А.А. указан статус «депутат Думы <адрес> шестого созыва» не нашел своего подтверждения.

Из материалов дела усматривается, что для регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N8 Дзугаев А.А., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в <адрес> Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ», ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию <адрес> подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения. Количество заявленных подписей - 27 (двадцать семь), количество представленных подписей - 27 (двадцать семь).

Довод административного истца о том, что комиссия была обязана осуществить отсчет подписей с первой строки подписного листа и каждую последующую строку до достижения количества подписей, заявленного кандидатом для сдачи к проверке не предусмотрен законом. Пунктом 11 ст. 37 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены сведения, которые входят в состав подписи избирателя в подписном листе, и именно такие подписи подлежат учёту ТИК <адрес> при проверке. Соответственно пустые строки не являются подписями избирателей и соответственно учёту подвержены не были.

В соответствии с постановлением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении уточнений в постановление территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов на выборах депутатов Думы <адрес> шестого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» для регистрации кандидата в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу необходимо 23 подписи избирателей.

Между тем при разрешении судом вопроса о законности данного постановления территориальной избирательной комиссии N 105/627 <адрес> достоверно установлено и не оспаривается Дзугаев А.А., что в 24 из 27 подписных листах, содержащих подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва, в графе "адрес места жительства" избирателей отсутствует наименование <адрес>, как населенного пункта, а также название субъекта Российской Федерации, что не согласуется с требованиями пункта 11 статьи 37 Федерального закона , по смыслу которого избиратели ставят в подписном листе не только свою подпись и дату ее внесения, но и указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, что предполагает указание наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Поскольку в силу подпункта "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным федеральным законом, суд расценивает 24 подписи избирателей недействительными и, как следствие, приходит к выводу о незаконности решения территориальной избирательной комиссии N 105/627 о регистрации Дзугаев А.А. в качестве кандидата в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу N8 и его отмене.

Суд отмечает, что требования законодателя применительно к изложению в подписных листах сведений об избирателях обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных.

Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Таким образом, необходимость указания в представленных кандидатом подписных листах фамилии, имени, отчества, года рождения, серии, номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адреса места жительства избирателя, с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, улицы, номера дома и квартиры является, прямым требованием федерального законодательства, выполнение которого является обязательным для всех и не может зависеть от собственного усмотрения участника избирательного процесса.

При таких обстоятельствах у административного ответчика не имелось оснований для регистрации кандидата Дзугаев А.А., когда для регистрации кандидата в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу кандидатом Дзугаев А.А. было представлено только 3 достоверных подписей, что являлось недостаточными для регистрации кандидата.

Доводы стороны заинтересованного лица о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд является ошибочным.

Положениями статьи 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрен порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, который не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления, которых установлены статьями 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (понедельник), то есть, с учетом статей 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в пределах десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения (ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения в суд соблюден.

руководствуясь ст.ст.175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования зарегистрированного кандидата в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу Чабакаури А.А. к Территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным и отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии <адрес> о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу - удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

Отменить Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Дзугаев А.А. кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой судчерез Ессентукский городской суд Ставропольского края в течение 5 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2020 года.

Судья А.Н. Зацепина

2а-1393/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чабакаури Алена Александровна
Дмитриева Ольга Сергеевна
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия г. ессентуки
Другие
Дзугаев Алан Александрович
Круглов Василий Иванович
Щербаков Вячеслав Валерьевич
Шевченко Владимир Анатольевич
Толочкин Денис Викторович
Саркисов Арсен Георгиевич
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Зацепина Ася Николаевна
Дело на странице суда
essentuksky.stv.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
18.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Подготовка дела (собеседование)
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее