Дело (УИД) № 57RS0014-01-2021-000679-49
производство № 2а-1-605/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2021 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Волковой Н.А.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области по доверенности от 24 февраля 2021 года № Копцевой Н.Н.,
с участием административного ответчика Никулова А.С., присутствующего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимчук М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области к Никулову А.С. о взыскании страховых взносов и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области (далее Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области, налоговая инспекция) обратилась в суд с административным иском к Никулову А.С. о взыскании задолженности по страховым взносам.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Никулов А.С. был поставлен на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя с 14 ноября 2016 года, 25 января 2021 года с учета снят.
Никулов А.С. несвоевременно исполнил свои обязательства по уплате страховых вносов за 2020 год, в связи с этим было направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам и пени № 104 по состоянию на 12 января 2021 года в размере 28 788 рублей 79 копеек.
Требование в установленный срок не было исполнено.
19 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 3 г. Мценска и Мценского района Орловской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в указанном размере, который определением того же мирового судьи от 14 апреля 2021 года отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.
Налоговая инспекция просит суд взыскать с Никулова А.С. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд на выплату страховой части пенсии в размере 20 318 рублей и пени, начисленные на эту недоимку за период с 1 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 31 рубля 66 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 8 426 рублей, пени, начисленные на эту недоимку за период с 1 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 13 рублей 13 копеек, всего – 28 788 рублей 79 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области по доверенности Копцева Н.Н. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик Никулов А.С. административные исковые требования не признал, указал о том, что имеются основания для освобождения его от уплаты указанных платежей в связи с тем, что с декабря 2018 года предпринимательскую деятельность он не осуществлял по состоянию здоровья, а впоследствии находился в следственном изоляторе, поэтому не имел возможности осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доходы.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 данного Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3).
Согласно пункту 2 той же статьи Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в числе прочих, индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Правила определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены в статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (норма приведена в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 названной статьи в частности установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей…В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя... уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Никулов А.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 14 ноября 2016 года, исключен налоговым органом как недействующий индивидуальный предприниматель из ЕГРИП 25 января 2021 года.
И в соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов.
В 2020 году индивидуальным предпринимателям, которые работают в отраслях, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, предоставлен налоговый вычет в размере одного МРОТ (12 130 рублей) в отношении страховых взносов. Таким образом, фиксированный размер взносов на обязательное пенсионное страхование за этот период для них составит 20 318 рублей. Соответствующая информация отражена в письме ФНС России от 09 июня 2020 года № БС-4-11/9528@.
В связи с вышеизложенными положениями налогового кодекса и письма ФНС России, за период 2020 год за Никуловым А.С. образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 20 318 рублей и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей.
В связи с выявлением недоимки, Никулову А.С. налоговой инспекцией направлено требование № 104 по состоянию на 12 января 2021 года с предложением погасить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату страховой части пенсии в размере 20 318 рублей и пени, начисленные на эту недоимку за период с 1 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 31 рубля 66 копеек и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 8 426 рублей, пени, начисленные на эту недоимку за период с 1 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 13 рублей 13 копеек, всего – 28 788 рублей 79 копеек, в срок до 4 февраля 2021 года.
Однако добровольная оплата страховых взносов и пени не была произведена.
19 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 3 г. Мценска и Мценского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Никулова А.С. страховых взносов и пени в указанном размере, однако в связи с поступлением возражений от представителя административного ответчика на судебный приказ, он был отменен определением того же мирового судьи от 14 апреля 2021 года.
23 апреля 2021 года Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области в установленный законом срок обратилась в суд с административным иском.
Поскольку расчет налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере соответствует требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок обращения в суд, процедура уведомления плательщика страховых взносов о необходимости погасить задолженность соблюдены, однако обязательства по уплате страховых взносов административным ответчиком не исполнены, суд приходит к выводу, что требования административного истца к Никулову А.С. обоснованы и подлежат удовлетворению.
В период с 19 сентября 2019 года по 3 июля 2020 года Никулов А.С. содержался в <...> УФСИН России.
Административный ответчик полагает, что неосуществлении им предпринимательской деятельности, его нахождение в следственном изоляторе являются основаниями для освобождения от уплаты страховых взносов. Однако, доводы являются несостоятельным в силу следующего.
Действующее законодательство, регулирующее вопросы социального страхования, предусматривает, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода в фиксированном размере. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам), охватывается понятием риска предпринимательской деятельности и не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве.
Таким образом, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере. Только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Данная позиция содержится в пунктах 4 и 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2004 года № 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" и нашла свое подтверждение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 года № 44-О.
Кроме того, нахождение Никулова А.С. в следственном изоляторе в отсутствие условий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы), не освобождает его от уплаты обязательных платежей.
Также суд принимает во внимание, что доказательства наличия каких-либо ограничений в праве переписки во время предварительного заключения Никулова А.С. с 1 января по 3 июля 2020 года, а также в период с 4 июля 2020 года, когда назначенная мера пресечения была изменена на меру пресечения в виде запрета определенных действий, не представлены. Соответственно, административный ответчик не был лишен возможности в соответствии с положениями Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" лично или через представителя обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с этим с административного ответчика в доход муниципального образования город Мценск Орловской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 063 рублей 66 копеек.
Руководствуясь статьями 175, 177, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области к Никулову А.С. о взыскании страховых взносов и пени, удовлетворить.
Взыскать с Никулова А.С., зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Орловской области страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 20 318 рублей 00 копеек, пени за период с 1 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 31 рубля 66 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2020 год в размере 8 426 рублей 00 копеек, пени за период с 1 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 13 рублей 13 копеек, всего – 28 788 рублей 79 копеек.
Взыскать с Никулова А.С. государственную пошлину в доход муниципального образования город Мценск Орловской области в размере 1 063 рублей 66 копеек.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 июня 2021 года.
Председательствующий Н.А. Волкова