Решение по делу № 2а-1996/2022 от 24.03.2022

Дело № 2а-1996/2022

УИД 11RS0005-01-2022-001847-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В., при секретаре Писаревой М.А., с участием Серб А.А., представителя ответчиков Каневой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми посредством ВКС 06.06.2022 года административное дело № 2а-1996/2022 по иску Серба А.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,

установил:

Серб А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «ИК-8 УФСИН России по РК» (далее – ФКУ ИК-8) о взыскании денежной компенсации в размере 800000 рублей за ненадлежащие условия содержания в период с <...> г..

В обоснование требований указал, что с <...> г. находился в отряде СУОН. Во время отбывания наказания неоднократно водворялся в ШИЗО. В отряде №5 все камеры переполнены, столы приварены к кровати. Площадь 3 кв.м. не соблюдалась. Местом для курения определен туалет камеры, который не оборудован для этой цели, и прогулочный двор, что мешало истцу заниматься спортом и дышать свежим воздухом. Курящие и некурящие содержатся вместе. Каждое утро администрация заставляла истца делать зарядку. Площадь прогулочных дворов не соответствовала норме, стены выполнены из металлопрофиля, отсутствовали часы. Приточно-вытяжная вентиляция отсутствовала. Размеры окон не соответствовали, дневной свет не попадал. В туалетных комнатах отсутствовали сливные бачки. Искусственного света также не хватало. В душевой СУОН вентиляция никогда не работает, на стенах плесень и черный налет, в лейках слабый напор воды, резиновых ковриков нет. Количества розеток недостаточно, полочки для умывальных принадлежностей, подставки под бак, бак с питьевой воды, горячая вода отсутствовали. Питьевая вода не выдавалась. Дезинфекция помещений, матрасов, подушек, одеял не производится, покамерный санитарный обход не проводится. Право на просмотр телевизора, радиопередач нарушено. Весь день истец содержался в одном помещении, видеонаблюдение ведется круглосуточно.

Исковое заявление Серб А.А. принято в порядке гл.22 КАС РФ.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Определением суда при принятии иска в качестве соответчика привлечена ФСИН России, заинтересованным лицом ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК.

Представитель ответчиков в судебном заседании с исковыми требованиями о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания не согласился, представил отзыв. Не оспаривал, что истец содержался в разных камерах СУОН в указанный период времени, горячая вода до настоящего времени не проведена, розетка в камерах одна, столы и стулья приварены к кровати, полочек для хранения гигиенических принадлежностей нет, прогулочные дворики оборудованы из профнастила, вентиляция приточно-вытяжная без механического побуждения через окна и короб. У унитазов сливной затвор, поэтому отсутствует бачок для смыва. Размеры окон не замеряли, но искусственное освещение более 150 Лк, напор воды в душевой достаточный, коврики резиновые в наличии, дезинфекция проводится.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Порядок и условия содержания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируются УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", и Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, действующими на момент нарушения и иными нормативными актами.

В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Серб А.А., <...> г..р., <...> г. истец прибыл в исправительное учреждение- колонию особого режима - ФКУ ИК-8 для отбывания назначенного судом наказания.

Истец водворядся в ШИЗО: <...> г. на 1 сутки, <...> г. на 2 суток, <...> г. на 10 суток, <...> г. на 8 суток, <...> г. на 2 суток, <...> г. на 5 суток, <...> г. на 6 суток, <...> г. на 7 суток, <...> г. на 7 суток,<...> г. на 3 суток.

Согласно части 2 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Осуждённые обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы (пункт 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295).

Согласно пунктам 20-22 Правил в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя.

Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение № 6), а также распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, на основе примерного распорядка дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах (приложение № 7), утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.

Приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми от <...> г. .... утвержден распорядок дня осужденных, в том числе для осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа отряда № 5 строгие условия отбывания (ПКТ ОСУОН) согласно приложению № 5.

Согласно приложению № 5 к приказу для осужденных, содержащихся в ОСУОН утренняя физическая зарядка длится с 06.00 час. до 06.15 час.

Таким образом, вопреки доводу истца выполнение комплекса физических упражнений в силу вышеперечисленных нормативных требований носит обязательный характер, поскольку проведение физической зарядки и обязательное участие в ней осужденных, является одной из форм воспитательной работы с осужденными, которая предусмотрена законом, в том числе и для осужденных отбывающих наказание в строгих условиях.

Приказами .... от <...> г., .... от <...> г., .... от <...> г., .... от <...> г. года начальником ФКУ ИК-8 определены места для курения в отряде СУОН – прогулочный двор, туалет камеры, поэтому указание Серб А.А. в иске о нарушении его прав курением осужденных в туалете камеры, при отсутствии запретов действующего уголовно-исполнительного законодательства на совместное содержание курящих и некурящих осужденных, не может являться нарушением его прав. Кроме того, доказательств обращения Серб А.А. к ответчику с жалобой на указанное обстоятельство судом не установлено.

Довод истца о том, что из-за курения в прогулочном дворе истец лишен возможности заниматься спортом во время прогулки, не имеет под собой причинно-следственной связи.

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее по тексту – Свод правил).

В соответствии с п. 19.3.6 Свода правил во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:

- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;

- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Из материалов дела, в т.ч. справки .... ОКБИиХО С.., .... Е.., .... С. следует, что воздухообмен во всех камерах ОСУОН, ШИЗО ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК осуществляется за счет естественной вентиляции, посредством форточек, оборудованных в оконных проемах и искусственной вытяжной вентиляцией с естественных побуждением, представленной воздуховодами типа коробов, изготовленных из оцинкованного железа, подведенного к камерам и смонтированного как отверстие в стене закрытое перфорированной решеткой. Оконные проемы во всех камерах оборудованы окнами ПВХ с форточками со специальным механизмом для открывания и закрывания окон, представляющими собой металлическую ручку длиной около 30 см с круглым наконечником для регулировки положения створки. Данный механизм позволяет открывать форточки на расстояние не менее 20 см, что позволяет проветривать камеры без какого-либо ограничения. Доказательств нарушения микроклимата камеры в материалах дела не имеется.

В акте ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от <...> г. указано, что возможность проветривания за счет форточек в вентиляционных каналов имеется в камерах ШИЗО, аналогичное установлено и в ответе прокуратуры РК от <...> г. на жалобу И.. Система вентиляции с механическим побуждением в помещениях ШИЗО/ПКТ присутствует.

Ответчиком не предоставлены замеры размеров окон в камерах СУОН и ШИЗО.

Однако, в соответствии с нормами освещения и стандарта СП 52.13330.2011, СНИП 23-05-95, норма освещения в жилом помещении составляет 150 Лк. Из представленной ответчиком справки начальника ИУ следует, что освещенность СУОН, ШИЗО составляет от 152-230 Лм, что находится в пределах нормы. В имеющихся у суда представлениях Прокуратуры, справках ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России нарушения в виде недостатка освещенности отсутствуют.

Приказом Минюста РФ от 02.06.2003г. №130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (Инструкция СП 17-02 Минюста России).

Согласно пункту 20.1 Инструкции здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостаоками согласно требованиям, в т.ч. СНИП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции). Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.

Обеспечение горячим водоснабжением являлось и является обязательным.

Иное применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции, по сравнению с теми, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после 2003 года.

В силу части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств принятия компенсационных мер, в том числе путем размещения в свободном доступе водонагревательных приборов либо ежедневную выдачу горячей воды либо ее выдачу по требованию.

Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ФКУ ИК-8 обязанности обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ПКТ ОСУОН, всех камер блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) горячим водоснабжением в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. по делу №...., оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями от <...> г. и <...> г. (соответственно) без изменения, исковые требования удовлетворены, в настоящий момент не исполнены.

В соответствии с ч. 3 ст. 125 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа.

Глава 4 п. 32 пп. 10 Приказа Минюста России от 04.09.2006г. № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» предусматривает, что ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.

В силу пп. 12.3 приказа Минюста РФ от 27.07.2017г. № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» (далее – Каталог), койка откидная КОД-2 устанавливается в ИУ и СУ в помещениях камерного типа.

Подпункт 12.4 Каталога полотно койки КОД-2 не предусматривает оборудование столиком либо табуретом. Койка КОД-1 состоит из верхней койки и нижней койки. Запирание каждой из этих коек в поднятом (вертикальном) положении и отпирание для откидывания их в горизонтальное положение осуществляется с помощью механизмов запора, которые монтируются в стену и управляются со стороны коридора. Расстояние между верхней и нижней койками 760 мм. Полотна верхней и нижней коек имеют каркасы из стального уголка сечением 45х45х4 мм с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50х4 мм. Габаритные размеры полотен 700х1900 мм.

Пунктами 13.1 Каталога предусмотрено, что камеры ПКТ также оборудуются столом камерным СТ-1 и скамьей камерной СК-1, которые, крепятся к полу на глубину 80 мм, табуретом камерным ТБ-3 и тумбочкой прикроватной.

Оборудование камер отряда СУОН № 5 ФКУ ИК-8 не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства: отдельные столы и стулья, предусмотренные каталогом, в камерах не установлены, поскольку прикреплены к металлической кровати.

Согласно приказа №512 от 27.07.2006 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" помещение камерного типа оборудуются среди прочего настенным шкафом или закрытой полкой для хранения продуктов, подставкой под бак для питьевой воды, баком для питьевой воды.

Пунктами 14.4.8 и Приложения А Свода Правил, 19.4.10 Свода Правил предусмотрены полки для туалетных принадлежностей, одна розетка из расчета на двух осужденных.

Отсутствие полки для хранения продуктов, подставки под бак для питьевой воды, бак для питьевой воды, одной розетки на двух осужденных ответчик не оспаривал.

В нарушение требований пп. 14 п. 32 приказа Минюста России от 04.09.2006г. № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» и п. 17.11, 21.4 Свода правил в ФКУ ИК-8 прогулочные дворы отряда № 5 (ОСУОН, ПКТ) выполнены из листов профилированного настила (цельного металла), часы в прогулочном дворе отсутствуют.

Вместе с тем, недостаточное количество розеток, отсутствие полки для туалетных принадлежностей, полочки для хранения продуктов, отдельно стоящих столов и стульев, устройство прогулочного двора из профнастила, отсутствие часов в прогулочных дворах не свидетельствуют о существенных отклонениях от таких требований, являющихся основанием для компенсации за ненадлежащие условия содержания, поскольку администрацией учреждения созданы условия для приема пищи и сна осужденному, право на прогулку и иные права, связанные с выявленными отклонениями, не нарушены.

Подача холодного водоснабжения в водопровод ФКУ ИК-8 организована путем заключенного государственного контракта с МУП «Ухтаводоканал», которое обязалось подавать холодную воду на объекты ФКУ ИК-8 установленного качества. Качество подаваемой холодной воды в распределительную сеть ФКУ ИК-8 подтверждается отчетами производственного контроля. Доказательств отклонения качества воды от надлежащего в материалах дела не имеется. Поэтому истец имел возможность использовать холодную воду в качестве питьевой при необходимости.

Из объяснений представителя ответчиков следует, что прогулочные дворы ПКТ имеют площади 16 кв.м. и 32 кв.м., что не соответствуют требованиям п.14.4.4 пп.20 Свода Правил, предусматривающим не менее 6 кв.м. на одного осужденного, но не менее 20 кв.м.

Антивандальный унитаз, установленный в камерах, имеет механический кран для смывания, находящийся в исправном состоянии, что зафиксировано в ответе прокуратуры Республики Коми от <...> г. на жалобу осужденного М.., поэтому отсутствие сливных бачков не может свидетельствовать о нарушении прав осужденного.

Из справки Врио .... Р.. следует, что в учреждении осуществляется комплекс мероприятий по организации санитарно-эпидемиологических требований. Еженедельно проводится проверка санитарно-гигиенических состояния общежитий отрядов, СУОН, ШИЗО, ПКТ. Санитарное состояние во всех помещениях, в том числе, в жилых, в душевых медицинских кабинетах удовлетворительное. Режимы кварцевания и уборок помещений соблюдаются, для дезинфекции помещений применяется дезинфицирующее средство «....». В БПК ФКУ ИК-8 в <...> г. проведен капитальный ремонт помещения помывочного цеха и других подсобных помещений. Переоборудована система отвода сточных вод, установлено 5 новых кранов-смесителей из расчета один кран на 8 осужденных, все краны в исправном состоянии.

Согласно .... ОКБИиХО И.., которая была выдана при рассмотрении дела по иску У.. матрацы и одеяла обрабатываются в дезинфекционной камере (прожарочном шкафу).

В акте ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от <...> г., <...> г., <...> г., <...> г., что в БПК помывка осужденных осуществляется по графику, утвержденному начальником учреждения. Для проведения уборки и дезинфекции между отрядами моющихся предусмотрены перерывы не менее 0,5 часа. Резиновые коврики в раздевальном помещении, в помывочной имеются. Санитарное помещение БПК удовлетворительное. В душевой ШИЗО установлены 3 лейки. Напор холодной и горячей воды достаточный. Механическая вытяжная вентиляция в помещении душевой оборудована. Санитарное состояние удовлетворительное.

Вопреки доводу истца санитарный обход осуществляется медиками регулярно, что следует из журнала санитарного состояния отряда №5, карантина.

Согласно пп.1,2 ст.94 УИК РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю. Осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.

Из справки ИК-8 следует, что на 7 камер СУОН имеется в наличии 4 телевизора.

В представлении Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ от <...> г. факт нарушения прав осужденных СУОН на просмотр телепередач, которые по распорядку дня осуществляются с 19 час. до 21 час., установлен. Сведений об устранении данного нарушения суду не предоставлено. Отсутствие в камерах возможности регулировать настройки программ телевизора и радио не свидетельствует о нарушении прав Серб А.А., поскольку функциональное назначение установленных радиоточек и телевизора выполняется.

Согласно ч.1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

В справке, составленной .... ОКБИиХО С.. указано, что площадь камеры №1 составляет 19,1 кв.м., жилой – 18 кв.м., количество спальных мест – 8; площадь камеры №2 – 19,8 кв.м., жилой – 18,7 кв.м., количество спальных мест – 8, площадь камеры №3 – 30,5 кв.м., жилой – 29,4 кв.м., количество спальных мест – 14, площадь камеры №4 – 30,5 кв.м., жилой – 29,4 кв.м., количество спальных мест – 14, площадь камеры №5 – 34,4 кв.м., жилой – 33,3 кв.м., количество спальных мест – 16, площадь камеры №6 – 14,2 кв.м., жилой – 13,5 кв.м., количество спальных мест – 6, площадь камеры №7 – 14 кв.м, жилой – 12,9 кв.м., количество спальных мест – 6.

Из указанного следует, что норма площади – 2 кв.м. соблюдена, права истца размещением в камерах более 6 человек при соблюдении нормы площади 2 кв.м. на одного осужденного, не нарушены.

Нормы размещения мебели в камере регламентируются положениями Приказа Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», и потому не может свидетельствовать о нарушении нормы площади, приходящейся на каждого осужденного, размер которой установлен федеральным законодателем, для которого в силу ст.3 УИК РФ рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными могут быть реализованы в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Запираемые помещения, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. В дневное время осужденные находятся в помещениях, раздельных от спальных помещений (п.145 Правил).

Вопреки п.145 Правил истец находился в одном помещении в дневное и в ночное время.

Довод истца о том, что в камере установлена видеокамера, что нарушает его права, суд отклоняет, как необоснованный, поскольку в силу статьи 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Видеонаблюдение является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей.

Учитывая, что истец имеет склонность к совершению суицида и членовредительства, основания для видеонаблюдения за истцом имеются.

Кроме того, зона туалета скрыта от обзора видеокамеры, что видно на представленных фотографиях с видеообзора камеры.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.12.1 УИК РФ, вступившей в силу 27.01.2020, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Учитывая изложенное, суд полагает, что за нарушения, допущенные исправительным учреждением, выразившиеся в не обеспечении истца горячей водой за период с 6 лет, права на просмотр телевизора, недостаточной площади прогулочного двора подлежит взысканию денежная компенсация, поскольку данные нарушения существенны и отбывание наказания в виде лишения свободы в указанных условиях нарушает право истца на благоприятные условия содержания в исправительном учреждении. Определяя размер денежной компенсации, суд учитывает характер нарушений, их длительность и считает соразмерной денежную компенсацию в размере 80 000 рублей.

Требования о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ подлежат удовлетворению за счет казны РФ, от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – Федеральная служба исполнения наказаний России.

В связи с вышеизложенным, в удовлетворении требований Серб А.А. к УФСИН России по РК надлежит отказать.

Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Серб А.А. удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Серб А.А. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 80000 рублей.

В удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 14.06.2022

Судья Е.В.Савинкина

2а-1996/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Серб Артемий Александрович
Ответчики
УФСИН России по РК
ФСИН России
Другие
ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Савинкина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
24.03.2022Регистрация административного искового заявления
24.03.2022Передача материалов судье
28.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее