Дело № ___________а-228/2021
УИД № ___________RS0№ ___________-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
19 февраля 2021 года ........................
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе
Председательствующего судьи Одровой Т.А.,
при секретаре ФИО3
с участием старшего помощника Шумерлинского межрайпрокурора ФИО4.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет – странице: сайт: https://sibobrdok777.com/products/udostoverenie-po-ohrane-truda информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
установил:
Шумерлинский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным иском, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», то есть проверка Интернет ресурсов, содержащих запрещенную информацию. Проведенной проверкой установлено, что в сети «Интернет» на сайте, расположенном по адресу: https://sibobrdok777.com/products/udostoverenie-po-ohrane-truda, выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда. Данная информация находится в свободном доступе, доступна неопределенному кругу лиц, побуждает к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
Прокурор считает, что, размещенную на Интернет – странице: https://sibobrdok777.com/products/udostoverenie-po-ohrane-truda информацию необходимо признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии в судебное заседание не явился. От них поступил письменный отзыв. Просят о рассмотрении дела без участия их представителя.
На основании статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, возможны, рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела усматривается, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в ходе надзорной деятельности за исполнением миграционного законодательства выявлены Интернет-ресурсы, на которых размещена информация о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч1 ст. 10 Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от "___" ___________ г. №149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона РФ от "___" ___________ г. № ___________ «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
На основании ч.5 ст. 15 Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно п. 13 ст.2 Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ, сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В силу положений п.6 ст. 10 Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Судом установлено, что в ходе мониторинга сети «Интернет» Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда, на странице сайта https://sibobrdok777.com/products/udostoverenie-po-ohrane-truda.
Законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределённого круга лиц информации с предложениями о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от "___" ___________ г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Порядок).
В соответствии с утвержденным Порядком руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.
Обучающие организации на основе примерных учебных планов и
программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие
учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с
соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны
труда.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.
В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин "охрана труда", «безопасность жизнедеятельности», "безопасность технологических процессов и производств", руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.
Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.
Из анализа указанных норм следует, что гражданин, претендующий на получение удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, должен пройти обучение по соответствующим программам по охране труда в обучающих организациях при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
За нарушение требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ст.5.27.1КоАП РФ и уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ.
С учетом того, что распространение в сети «Интернет» информации о незаконном приобретении удостоверения о проверке знаний требовании охраны труда без фактического обучения ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасные условия труда на рабочем месте, способствует совершению административных правонарушении и преступлений в области охраны труда в силу облегчения доступа к получению удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, противоречит нормам федерального законодательства, доступ к информации, размещенной на интернет-странице https://sibobrdok777.com/products/udostoverenie-po-ohrane-truda подлежит ограничению.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1,2 ст. 15.1 Федерального закона от "___" ___________ г. № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе: сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч,2 ст.15.1 Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для признания указанной выше информации на интернет сайте https://sibobrdok777.com/products/udostoverenie-po-ohrane-truda запрещенной к распространению.
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Данная информация находится в свободном доступе, доступна неопределенному кругу лиц, побуждает к совершению действий, за которые предусмотрены административная и уголовная ответственность. Тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
Тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Факт размещения указанной информации, на сайте https://sibobrdok777.com/products/udostoverenie-po-ohrane-truda подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
В силу чего, суд пришел к выводу, что размещенную на Интернет – странице: https://sibobrdok777.com/products/udostoverenie-po-ohrane-truda, информацию необходимо признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, суд считает заявленные требования Шумерлинского межрайонного прокурора законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Шумерлинского межрайпрокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет - странице https://sibobrdok777.com/products/udostoverenie-po-ohrane-truda, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения.
Направить копию решения в Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике –Чувашии (Управление Роскомнадзора) для внесения сведений в единую автоматизированную систему система ««Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г..
Председательствующий: